«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»
статья
Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской Елены Викторовны
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:
«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю» | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской Елены Викторовны
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:
«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший школьный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Необходимо с раннего возраста закладывать в детях гражданско – патриотические качества, чтобы они любили то место, где живут, знали историю своего края, с уважением относились к людям.
Актуальность: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, с детским садом, школой, своей улицей, селом, Амурским краем, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель: создать условия для формирования патриотического сознания младших школьников.
Для достижения цели ставлю такие задачи:
1. Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Воспитание у школьников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитание здорового образа жизни.
9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Эти задачи взаимосвязаны и реализовываются в совместной работе с библиотекарем школы и села, краеведом села, заслуженным учителем России, Назаренко Александром Григорьевичем. К работе привлекаются родители школьников, что обеспечивает тесный контакт школы с семьей и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Изучение истории родного края, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине.
Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Краеведческая деятельность поможет понять воспитанникам, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой ее сделают люди. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания воспитанников картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.
Выработанная мною тема, это результат напряженных поисков. Я пришла к выводу, что никакая система приемов воспитания не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребенком. Именно краеведение дает простор для самовыражения воспитанников, позволяет избавиться от навязывания готовых истин.
В краеведческой работе используется информационно-коммуникативные технологии.
Хорошими ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс – книга. Знакомить воспитанников с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа библиотекаря должна быть целенаправленной, и при этом будут использоваться разнообразные пути, средства и формы.
На основе этого ставлю следующие задачи по патриотическому воспитанию средствами краеведения:
- воспитание любви и уважения к родному краю;
- подъем духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;
- воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, защитникам Родины.
- бережное отношение к экологии родного края
- уважительное отношение к людям села
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения родного села).
Занятия о географическом расположении, климате и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу.
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед .
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учеников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни класса, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Заочные и очные экскурсии по городам Амурской области и по родному селу позволяют:
- глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной», улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначением;
- знать правила уличного движения, выполнять правила на улице и общественных местах;
- расширить знания воспитанников о профессиях работников социальной сферы, содержание и значимости их труда для жителей города и села;
- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте, чистоте.
Проводить заочные тематические экскурсии. Экскурсии о родном крае постоянно расширяются и дополняются новыми материалами.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Содержание воспитательного материала для формирования патриотического сознания первоклашек.
Вывод:
Данная организация работы с воспитанниками способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному краю.
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Литература:
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
Защита опыта работы...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю
Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...