"Лего-конструирование"
рабочая программа (1 класс)

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛЕГО-конструирование»

1.Пояснительная записка

Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде Лего.

  Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Направленность программы – общеинтеллектуальное направление.

Программа «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора «Лего».

Задачи:

  • ознакомление с основными принципами механики;
  • развитие умения работать по предложенным инструкциям;
  • развитие умения творчески подходить к решению задачи;
  • развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
  • развитие конструктивного мышления при разработке индивидуальных или совместных проектов;
  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Обоснование. Актуальность.

Работа с образовательными конструкторами «Лего» позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Очень важными представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяютдетям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Неотъемлемой частью уроков является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных. Однако, педагог не должен становится в данном случае не должен выполнять роль незыблемого лидера, а выполнять роль наставника.

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

        Количество часов  – 33 часа(1 час в неделю).

        Основная форма реализации данной программы внеурочной деятельности – кружок.

2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  •  формировать целостное восприятие окружающего мира;
  • развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • формировать умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;
  • учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметными результатами  в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;
  • формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

3.   Содержание программы внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Виды деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Знакомство с ЛЕГО (6 ч)

Принимать участие в коллективном обсуждении, рассматривая детали конструктора, цвет деталей, их формы. Коллективно обсуждать технологию скрепления деталей. Перечислять необходимый инструментарий, выделять правила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Объяснять выбор действий для решения. Моделировать различные фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательная

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра

Город, в котором я живу (4 ч)

Классифицировать дома по видам. Приводить примеры жилых домов разных видов. Определять функции использования разных домов в жизни людей. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды сооружений по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления зданий детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении зданий. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании.

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

Транспорт (5 ч)

Классифицировать транспорт по видам. Приводить примеры транспорта разных видов. Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления транспорта детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении машин. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять

уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять

ошибки при моделировании.

Познавательная

Познавательные беседы.

Животные  (3 ч)

Характеризовать животных по видам. Приводить примеры животных каждого вида. Рассказывать о домашних животных и заботе о них. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды животных по образцу и самостоятельно.

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету.

Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. 

Познавательная

Познавательные беседы.

Моделирование  (8 ч)

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре.

Досугово-развлекательная

Дискуссии. Игра «давай поговорим».  

LEGO и сказки  (6 ч)

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Объяснять выбор действий для решения.

Обнаруживать и устранять ошибки. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу. Участвовать в работе пары и группы.

Художественное творчество

Лего-фестиваль.

Диагностика (1ч)

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

4. Тематическое планирование

№п/п

Название  темы

Количество часов

Всего часов

Аудитор

ные

Внеуади

торные

Вводное  занятие. Знакомство с конструктором  Лего.

1

1

Кирпичики Лего: цвет, форма, размер.

1

1

Узор из кирпичиков Лего. Бабочка.

Игра «Выложи вторую половину узора, постройки».

1

1

«Лего-азбука». Игра «Запомни и выложи ряд».

Игры с конструктором Лего.

1

1

Конструирование по показу разных видов растений. Деревья.

Игра «Волшебный мешочек»

1

1

Конструирование по показу разных видов растений. Цветы.

1

1

Конструирование по показу животных. Звери. Дикие животные.

1

1

В мире животных.«Зоопарк». «Постройка ограды (вольер) для животных».  Игра «Запомни расположение»

1

1

Машины помощники (конструирование транспортных средств).

1

1

Транспорт. Пожарная машина.

1

1

«Транспорт специального назначения».

Игра «Запомни и выложи ряд»

1

1

Транспорт. Автобус.

1

1

Конструирование по схеме. Мы построим новый дом.

1

1

Я – строитель. Строим стены и башни

1

1

Мой класс и моя школа.

1

1

Скоро, скоро Новый год. Узор из кирпичиков Лего.

1

1

Новый год. «Дед Мороз»,«Сани Деда Мороза».

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

1

1

Первые механизмы. Строительная площадка.

1

1

Строительная техника. Подъёмный кран.

1

1

Наши праздники.

1

1

На границе тучи ходят хмуро.  Конструирование военной техники по показу. Танк.

1

1

Военная техника. Самолет. Вертолёт.

1

1

Военная техника. На аэродроме.

1

1

Конструирование по образцу и схеме. Растения.

1

1

Конструирование растений. Цветы.

1

1

Конструирование по образцу и схеме.

«Машины будущего»

Игра «Разложи детали по местам».

1

1

Дорога в космос. Космический корабль. Ракета.

1

1

Город будущего.

1

1

Игры с конструктором «Лего»

1

1

Насекомые, их конструирование.

1

1

Урок- праздник «Мы любим Лего».

1

1

Конструирование собственных моделей.

1

1

Итоговое мероприятие.Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»

1

1

Итого:

 

33

Ожидаемые результаты после 1-ого года обучения

К концу 1-ого года занятий по программе «Лего-конструирование» дети будут знать:

- названия деталей конструктора;

- виды соединений и их характеристики;

- простые способы соединения деталей;

- виды лего-аппликаций (плоскостная и объёмная);

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- выбирать нужные детали для конструирования;

- соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);

- характеризовать различные соединения;

- планировать свои действия;

- объединять детали в различную композицию;

- самостоятельно конструировать простейшие модели;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Проектная деятельность. Лего-конструирование.

 ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательно...

Программа кружка "Лего-конструирование"

Программа кружка "Лего-конструирование" для 3 класса, соответствует новым стандартам образования....

Программа по кружку "Лего-конструирование"

В работе представлена разработка программы по кружку "Лего-конструирование", в которую входит описание личностных, предметных и метапредметных умений, которые формируются у учащихся, а также тематичес...

Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО -конструированию 1 час в неделю. Кружковая работа....

Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО-конструированию 3 класс....

Программа внеурочной деятельности "Лего - конструирование"

Образовательные конструкторы LEGO  WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки,...