"Лего-конструирование"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-konstruirovanie.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛЕГО-конструирование»
1.Пояснительная записка
Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде Лего.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Направленность программы – общеинтеллектуальное направление.
Программа «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора «Лего».
Задачи:
- ознакомление с основными принципами механики;
- развитие умения работать по предложенным инструкциям;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- развитие конструктивного мышления при разработке индивидуальных или совместных проектов;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Обоснование. Актуальность.
Работа с образовательными конструкторами «Лего» позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Очень важными представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяютдетям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Неотъемлемой частью уроков является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных. Однако, педагог не должен становится в данном случае не должен выполнять роль незыблемого лидера, а выполнять роль наставника.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов – 33 часа(1 час в неделю).
Основная форма реализации данной программы внеурочной деятельности – кружок.
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- формировать целостное восприятие окружающего мира;
- развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения;
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- формировать умение анализировать свои действия и управлять ими;
- формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;
- учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;
- формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Знакомство с ЛЕГО (6 ч) Принимать участие в коллективном обсуждении, рассматривая детали конструктора, цвет деталей, их формы. Коллективно обсуждать технологию скрепления деталей. Перечислять необходимый инструментарий, выделять правила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Объяснять выбор действий для решения. Моделировать различные фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими. | Познавательная | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра |
Город, в котором я живу (4 ч) Классифицировать дома по видам. Приводить примеры жилых домов разных видов. Определять функции использования разных домов в жизни людей. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды сооружений по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления зданий детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении зданий. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании. | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
Транспорт (5 ч) Классифицировать транспорт по видам. Приводить примеры транспорта разных видов. Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления транспорта детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении машин. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Животные (3 ч) Характеризовать животных по видам. Приводить примеры животных каждого вида. Рассказывать о домашних животных и заботе о них. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды животных по образцу и самостоятельно. Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Моделирование (8 ч) Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. | Досугово-развлекательная | Дискуссии. Игра «давай поговорим». |
LEGO и сказки (6 ч) Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Объяснять выбор действий для решения. Обнаруживать и устранять ошибки. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу. Участвовать в работе пары и группы. | Художественное творчество | Лего-фестиваль. |
Диагностика (1ч) | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
4. Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Аудитор ные | Внеуади торные | ||
Вводное занятие. Знакомство с конструктором Лего. | 1 | 1 | ||
Кирпичики Лего: цвет, форма, размер. | 1 | 1 | ||
Узор из кирпичиков Лего. Бабочка. Игра «Выложи вторую половину узора, постройки». | 1 | 1 | ||
«Лего-азбука». Игра «Запомни и выложи ряд». Игры с конструктором Лего. | 1 | 1 | ||
Конструирование по показу разных видов растений. Деревья. Игра «Волшебный мешочек» | 1 | 1 | ||
Конструирование по показу разных видов растений. Цветы. | 1 | 1 | ||
Конструирование по показу животных. Звери. Дикие животные. | 1 | 1 | ||
В мире животных.«Зоопарк». «Постройка ограды (вольер) для животных». Игра «Запомни расположение» | 1 | 1 | ||
Машины помощники (конструирование транспортных средств). | 1 | 1 | ||
Транспорт. Пожарная машина. | 1 | 1 | ||
«Транспорт специального назначения». Игра «Запомни и выложи ряд» | 1 | 1 | ||
Транспорт. Автобус. | 1 | 1 | ||
Конструирование по схеме. Мы построим новый дом. | 1 | 1 | ||
Я – строитель. Строим стены и башни | 1 | 1 | ||
Мой класс и моя школа. | 1 | 1 | ||
Скоро, скоро Новый год. Узор из кирпичиков Лего. | 1 | 1 | ||
Новый год. «Дед Мороз»,«Сани Деда Мороза». Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | 1 | 1 | ||
Первые механизмы. Строительная площадка. | 1 | 1 | ||
Строительная техника. Подъёмный кран. | 1 | 1 | ||
Наши праздники. | 1 | 1 | ||
На границе тучи ходят хмуро. Конструирование военной техники по показу. Танк. | 1 | 1 | ||
Военная техника. Самолет. Вертолёт. | 1 | 1 | ||
Военная техника. На аэродроме. | 1 | 1 | ||
Конструирование по образцу и схеме. Растения. | 1 | 1 | ||
Конструирование растений. Цветы. | 1 | 1 | ||
Конструирование по образцу и схеме. «Машины будущего» Игра «Разложи детали по местам». | 1 | 1 | ||
Дорога в космос. Космический корабль. Ракета. | 1 | 1 | ||
Город будущего. | 1 | 1 | ||
Игры с конструктором «Лего» | 1 | 1 | ||
Насекомые, их конструирование. | 1 | 1 | ||
Урок- праздник «Мы любим Лего». | 1 | 1 | ||
Конструирование собственных моделей. | 1 | 1 | ||
Итоговое мероприятие.Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» | 1 | 1 | ||
Итого:
| 33 |
Ожидаемые результаты после 1-ого года обучения
К концу 1-ого года занятий по программе «Лего-конструирование» дети будут знать:
- названия деталей конструктора;
- виды соединений и их характеристики;
- простые способы соединения деталей;
- виды лего-аппликаций (плоскостная и объёмная);
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать простейшие модели;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Проектная деятельность. Лего-конструирование.
ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательно...
Программа кружка "Лего-конструирование"
Программа кружка "Лего-конструирование" для 3 класса, соответствует новым стандартам образования....
Программа по кружку "Лего-конструирование"
В работе представлена разработка программы по кружку "Лего-конструирование", в которую входит описание личностных, предметных и метапредметных умений, которые формируются у учащихся, а также тематичес...
Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО -конструированию 1 час в неделю. Кружковая работа....
Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО-конструированию 3 класс....
Программа внеурочной деятельности "Лего - конструирование"
Образовательные конструкторы LEGO WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки,...