Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Народные традиции и обряды.Масленица."
план-конспект занятия (1 класс)
Данное внеклассное мероприятие проводилось 27 февраля 2020г. В 1 классе детей познакомила с народными традициями и обрядами на масленицу. Они узнали о каждом дне данного праздника и чем заниманились в этот день люди, как встречали и провожали весну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие. | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного занятия: «Народные традиции и обряды. Масленица».
Цели урока:
Предметные: 1. Ввести школьников в область русского музыкального фольклора;
2. Продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни.
3. Познакомить учащихся с народными традициями России.
Метапредметные:
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема). 2. Осуществлять анализ и синтез.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.
2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства. Оборудование: презентация PowerPoint «Масленица»;
Инструменты: коробочки, трещотки, ложки, свистульки, бубны, колокольчики.
Ход занятия.
Слайд 1
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Встали все правильно, сегодня на внеклассном занятии присутствуют гости, повернулись, поздоровались, улыбнулись друг другу. Сели.
Учитель:
Нам на месте не сидится,
Нас сегодня не унять,
Будем петь, и веселиться,
Будем праздник мы встречать.
Ребята, а какой праздник будем встречать?
Дети: (хором) Масленицу!
У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. На этом занятии мы познакомимся с очень большим и веселым праздником Масленица, которая начиналась за семь недель до Пасхи. Это переходящий праздник, поэтому точной даты у него нет.
Слайд 2
У: Каждый день Масленицы имел своѐ название и имел свою обрядность. Сейчас ребята помогут мне рассказать об этом.
Слайд 3
1 ученик. Начальный день Масленицы получил название– встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в средний день недели.
Во всех семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, старшая в семье женщина выходила на речку или к колодцу, потихоньку призывая месяц заглянуть в окошко и подуть на опару:
Месяц ты, месяц,
Золотые рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!
На этой неделе мясо уже исключалось из пищи, а вот молочные продукты еще можно было кушать. Поэтому и начинался понедельник с блинов, рецепт которых каждая хозяйка держала в строжайшем секрете от соседей.
Слайд 4
– Песня «Ой, блины, блины, блины»
2 ученик. - Интересно, а как тогда называли второй день Масленицы?
Слайд 5
На «заигрыши» с утра приглашались парни и девицы покататься на горках, поесть блинов. В богатых семьях к этому дню братцы устраивали посреди двора горы для своих сестриц, а мать посылала «позываток» по родным и знакомым звать дочек и сынков с наказом: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Так во время катания юноши и девушки присматривали себе суженую и суженого.
Развлечения сопровождались озорными дразнилками.
-А у Дашки на носу
Ели кошки колбасу!
-Андрей - воробей,
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек из-под палочек!
-Ах, ты, Пашка - таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
-Витя-Витя - карапуз
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
Слайд 6
Среда – лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами.
Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда
всходит месяц, да еще и приговаривают:
«Месяц ты, месяц, выгляни в окошко, подуй на опару. Растворю я
квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным – полна, полным – полна, с краями ровна!»
Мастер класс по изготовлению теста для блинов.
Слайд 7-13
(Соня показывает наглядно, в какой последовательности используются продукты для изготовления блинного теста.)
Слайд 14
Песня «Зимушка-зима»
Ой, ты Лакомка
Среда!
Масляно сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
3 ученик. На «лакомки» теща приглашала зятя к себе на «блины» и собирала других гостей. Не всегда теща благосклонно относилась к своему зятю, который увел еѐ «кровиночку» из дома, но угостить зятя в масленицу – считалось первым делом. Этому обычаю посвящено много пословиц, поговорок отражающих взаимоотношения тещи и зятя.
Русские люди ели блинов много и сами над собой подшучивали.
(Выходят девочка и мальчики, у девочки в руках на рушнике тарелка с блинами)
Девочка
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
Мальчик:
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Слайд 15
4 ученик. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. Самые активные участники выходили на кулачные бои, спуская всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое время драки были строго запрещены. Дети катались с горки все дни Масленицы. У зажиточных крестьянских детей были настоящие салазки, а вот у ребятишек из бедных семей, были ледянки, сделанные из коровьей лепешки, залитой на ночь водой. С четверга к ребятне присоединялись и взрослые. И этому катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждал еѐ силу и энергию.
Слайд 16
5 ученик. На тещины вечорки зятья угощали своих тещ блинами, приглашая их к себе в гости. Званая теща загодя присылала кадушку для опары, половник. Тесть присылал мешок гречневой муки и коровьего масла. Молодая жена «сдавала экзамен», показывая, какая она умелая хозяйка. Дочкино умение – матери прославление.
Слайд 17
Суббота - золовкины посиделки.
И в субботу молодая невестка приглашала к себе родню и замужних подруг, одаривала своих золовок подарками. Центральной фигурой было чучело Масленицы – кукла из соломы. Она олицетворяла собой Зиму-Марену. Еѐ возили в санных поездах по деревни, катали с горок, славили и величали.
Учитель: Ребята, а давайте мы сейчас из подручного материала нарядим чучело Масленицы. (Ребята, разделившись на группы, наряжают своѐ чучело)
Слайд 18
Учитель: Ну, вот и прощеное воскресенье пришло. И наши чучела готовы. Этот день был кульминацией праздника. На улицу выходили все, кроме младенцев и глубоких стариков. Ребятишки собирали по дворам дрова для костра, жечь Масленицу. Все просили друг у друга прощения. Около полудня погуха-хороводница проходила по деревне, собирая всех в один хоровод.
Слайд 19
И мы сейчас встанем и исполним песню «Разрумяными блинами»
Слайд 20
Учитель: Собираясь в круг, люди постепенно включались в игру, пели песни, выкрикивали дразнилки, пели частушки. И мы сейчас споем частушки, которые мы выучили раньше и подыграем себе на инструментах. Создадим эффект присутствия нас самих на празднике.
(Дети исполняют частушки, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах).
-Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
- Эй, топни, нога
Топни, правенькая !
Все равно плясать пойду
Хоть и маленькая.
- От подружек-хохотушек
Столько шума, звона,
Как от сотни погремушек,
Даже миллиона!
- Всех смелей Сергей бежит
И съезжает с горки
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке.
- И ночь сыра
И трава в росе
И спать пора
И частушки все
Учитель: После общего хоровода начинались игры, катания с гор, балаганные представления, шумит ярмарка.
Сережа: Любили славяне в игры играть, играли в них и взрослые и дети. И сейчас начинается веселая игра «Эхо». Зал может нам помочь. Я начинаю читать стихотворения, а вы хором повторяете окончание.
- Собирайся детвора,! (ра, ра, ра)
- Сколько времени сейчас? (час, час, час)
- Как кричит в селе петух? (ух, ух, ух)
- Сколько будет дважды два? (два, два, два)
- Это ухо или нос? (нос, нос, нос)
- Это локоть или глаз? (глаз, глаз, глаз)
- Ну, а это что у вас? (вас, вас, вас)
- Неужели это так? (так, так, так)
- Вы хорошие всегда? (да, да, да)
Входит продавец бубликов с лотком на шее.
Продавец: Почтеннейшая публика
Покупайте бублики.
Бублики с маком,
Бублики с таком.
Покупайте бублики –
Лучшее в публике.
Кому за пятак,
Кому отдам просто так.
Хотите верьте, хотите нет- ,
Но в этих бубликах есть секрет.
Ученик: Ой, сюда, сюда продавец. Я сейчас 5, нет 10 бубликов сразу съем.
Продавец: Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться отгадай загадку.
- Огородник Федот с длинным носом живет.
Как поклонится, так дождь идет. (лейка)
- Ножек четыре, Шляпок одна,
Нужен, коль станет обедать семья. (стол)
- На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается. (полотенце)
- Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают. (Печь)
- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)
- Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь.(Веретено)
- Какая обувь в огне изготавливается
И с ног не снимается. (Подкова)
- Чистое как небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мед,
От рогатого берут,
Малым детям дают. (Молоко)
Учитель: И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная надоевшая Зима, рождалась яркая сила Весны. Под пляски языков пламени люди пели:
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела.
Годика не дожила,
До поста довела, гори сатана!
Весна! Весна Красна!
Тёпло солнышко, приди скорей!
Согрей детей!
Приди к нам с радостью, с великой милостью!
С льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом богатым!
Идёт Матушка-Весна! Отворяйте ворота!
Первым Март пришёл, всех детей провёл!
А за ним и Апрель отворил окно и дверь!
А уж как пришёл Май, сколько хочешь, гуляй!
У.Праздник закончился, и нам пора заканчивать занятие. Где мы побывали?
Дети: На языческом празднике Масленица.
Учитель: Чем занимались на занятии?
Дети: Мы слушали выступления своих одноклассников, пели, играли на музыкальных инструментах.
Учитель: Что узнали об этом празднике?
Дети: Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.
Угощение блинами!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"
Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...
Внеклассное мероприятие по теме: "Традиции моей семьи"
Данное мероприятие направленно на формирование в детях толерантности, чувства любви и гордости за свой народ, свою семью, уважения к родителям, сверстникам и людям старшего поколения....
Внеклассное мероприятие. Беседа "Семейные традиции"
Беседа. Тема: «Семейные традиции и обычаи» Семейные традиции и обычаи явл...
Внеклассное мероприятие "Русские национальные традиции"
1. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме«Русские национальные традиции» с использованием презентации, различных форм работы с залом и дегустации блюд русской национально...
Методическая разработка внеклассного мероприятия На тему: «День Жаворонка» (Знакомство с народными традициями)
Приобщение к природоохранной деятельности учащихся младшего школьного возраста.Воспитание экологической культуры.Знакомство и возрождение традиций предков, которые с любовью встречали весенних перелет...
Сценарий внеклассного мероприятия по Пасхальным традициям.
Цель: Познакомить детей с традициями празднования Пасхи, приобщение к истокам русской культуры.Задачи:• познакомить детей с пасхальными традициями в разных странах, с историей пасхальной тра...