Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Народные традиции и обряды.Масленица."
план-конспект занятия (1 класс)

Чистова Римма Николаевна

Данное внеклассное мероприятие проводилось 27 февраля 2020г. В 1 классе детей познакомила с народными традициями и обрядами на масленицу. Они узнали о каждом дне данного праздника и чем заниманились в этот день люди, как встречали и провожали весну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие.28.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема внеклассного занятия: «Народные традиции и обряды. Масленица».

Цели урока:

 Предметные: 1. Ввести школьников в область русского музыкального фольклора;

2. Продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни.

 3. Познакомить учащихся с народными традициями России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема). 2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ.

 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.

2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства. Оборудование: презентация PowerPoint «Масленица»;

 Инструменты: коробочки, трещотки, ложки, свистульки, бубны, колокольчики.

Ход  занятия.

Слайд 1

1.Мотивация к учебной деятельности.

  • Встали все правильно, сегодня на внеклассном занятии присутствуют гости, повернулись, поздоровались, улыбнулись друг другу. Сели.

Учитель:

 Нам на месте не сидится,

Нас сегодня не унять,

 Будем петь, и веселиться,

 Будем праздник мы встречать.

 Ребята, а какой праздник будем встречать?

Дети: (хором) Масленицу!

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. На этом занятии мы познакомимся с очень большим и веселым праздником Масленица, которая начиналась за семь недель до Пасхи. Это переходящий праздник, поэтому точной даты у него нет.

Слайд 2

У: Каждый день Масленицы имел своѐ название и имел свою обрядность. Сейчас ребята помогут мне рассказать об этом.

Слайд 3 

1 ученик. Начальный день Масленицы получил название–  встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в средний день недели.

Во всех семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, старшая в семье женщина выходила на речку или к колодцу, потихоньку призывая месяц заглянуть в окошко и подуть на опару:

Месяц ты, месяц,

 Золотые рожки!

Выглянь в окошко,

 Подуй на опару!

 На этой неделе мясо уже исключалось из пищи, а вот молочные продукты еще можно было кушать. Поэтому и начинался понедельник с блинов, рецепт которых каждая хозяйка держала в строжайшем секрете от соседей.

Слайд 4 

Песня «Ой, блины, блины, блины»

2 ученик. - Интересно, а как тогда называли второй день Масленицы? 

Слайд 5 

На «заигрыши» с утра приглашались парни и девицы покататься на горках, поесть блинов. В богатых семьях к этому дню братцы устраивали посреди двора горы для своих сестриц, а мать посылала «позываток» по родным и знакомым звать дочек и сынков с наказом: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Так во время катания юноши и девушки присматривали себе суженую и суженого.

Развлечения сопровождались озорными  дразнилками.

-А у Дашки на носу

Ели кошки колбасу!

-Андрей - воробей,

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

-Ах, ты, Пашка - таракашка,

На сарай полезай.

Там кошку дерут,

Тебе хвостик дадут!

-Витя-Витя - карапуз

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

Слайд 6 

Среда – лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами.

Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда
всходит месяц, да еще и приговаривают:

«Месяц ты, месяц, выгляни в окошко, подуй на опару. Растворю я

квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным – полна, полным – полна,  с краями ровна!»

Мастер класс по изготовлению теста для блинов.

Слайд 7-13

 (Соня показывает наглядно, в какой последовательности используются продукты для изготовления блинного теста.)

Слайд 14

Песня «Зимушка-зима» 

Ой, ты Лакомка

Среда!

Масляно сковорода!

Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!  
3 ученик. На «лакомки» теща приглашала зятя к себе на «блины» и собирала других гостей. Не всегда теща благосклонно относилась к своему зятю, который увел еѐ «кровиночку» из дома, но угостить зятя в масленицу – считалось первым делом. Этому обычаю посвящено много пословиц, поговорок отражающих взаимоотношения тещи и зятя.

Русские люди ели блинов много и сами над собой подшучивали.

(Выходят девочка и мальчики, у девочки в руках на рушнике тарелка с блинами)

Девочка 
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.


Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.

Мальчик:
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Слайд 15

4 ученик. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь. Самые активные участники выходили на кулачные бои, спуская всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое время драки были строго запрещены. Дети катались с горки все дни Масленицы. У зажиточных крестьянских детей были настоящие салазки, а вот у ребятишек из бедных семей, были ледянки, сделанные из коровьей лепешки, залитой на ночь водой. С четверга к ребятне присоединялись и взрослые. И этому катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждал еѐ силу и энергию.

Слайд 16 

5 ученик. На тещины вечорки зятья угощали своих тещ блинами, приглашая их к себе в гости. Званая теща загодя присылала кадушку для опары, половник. Тесть присылал мешок гречневой муки и коровьего масла. Молодая жена «сдавала экзамен», показывая, какая она умелая  хозяйка. Дочкино умение – матери прославление.

Слайд 17

 Суббота - золовкины посиделки.

И в субботу молодая невестка приглашала к себе родню и замужних подруг, одаривала своих золовок подарками. Центральной фигурой было чучело Масленицы – кукла из соломы. Она олицетворяла собой Зиму-Марену. Еѐ возили в санных поездах по деревни, катали с горок, славили и величали.

Учитель: Ребята, а давайте мы сейчас из подручного материала нарядим  чучело Масленицы. (Ребята, разделившись на группы, наряжают  своѐ чучело)

Слайд 18 

Учитель: Ну, вот и прощеное воскресенье пришло. И наши чучела готовы. Этот день был кульминацией праздника. На улицу выходили все, кроме младенцев и глубоких стариков. Ребятишки собирали по дворам дрова для костра, жечь Масленицу. Все просили друг у друга прощения. Около полудня погуха-хороводница проходила по деревне, собирая всех в один хоровод.

Слайд 19 

И мы сейчас встанем  и исполним песню «Разрумяными блинами»

Слайд 20 

Учитель: Собираясь в круг, люди постепенно включались в игру, пели песни, выкрикивали дразнилки, пели частушки. И мы сейчас споем частушки, которые мы выучили раньше и подыграем себе на инструментах. Создадим эффект присутствия нас самих на празднике.

 (Дети исполняют частушки, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах). 

-Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

               - Эй, топни, нога

               Топни, правенькая !

                 Все равно плясать пойду

               Хоть и маленькая.

 - От подружек-хохотушек

Столько шума, звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

 - Всех смелей         Сергей бежит

И съезжает с горки

А за партой он дрожит,

Словно мышка в норке.

                       - И ночь сыра

                          И трава в росе

                          И спать пора

                          И частушки все

Учитель: После общего хоровода начинались игры, катания с гор, балаганные представления, шумит ярмарка.

Сережа: Любили славяне в игры играть, играли в них и взрослые и дети. И сейчас начинается веселая игра «Эхо». Зал может нам помочь. Я начинаю читать стихотворения, а вы хором повторяете окончание.

- Собирайся детвора,! (ра, ра, ра)

- Сколько времени сейчас? (час, час, час)

- Как кричит в селе петух? (ух, ух, ух)

- Сколько будет дважды два? (два, два, два)

- Это ухо или нос? (нос, нос, нос)

- Это локоть или глаз? (глаз, глаз, глаз)

- Ну, а это что у вас? (вас, вас, вас)

- Неужели это так? (так, так, так)

- Вы хорошие всегда? (да, да, да)

Входит продавец бубликов с лотком на шее.

Продавец: Почтеннейшая публика

                    Покупайте бублики.

                   Бублики с маком,

                   Бублики с таком.

                   Покупайте бублики –

                   Лучшее в публике.

                   Кому за пятак,

                   Кому отдам просто так.

                   Хотите верьте, хотите нет- ,

                   Но в этих бубликах есть секрет.

Ученик: Ой, сюда, сюда продавец. Я сейчас 5, нет 10 бубликов сразу съем.

Продавец: Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться отгадай загадку.

  1. Огородник Федот с длинным носом живет.

Как поклонится, так дождь идет. (лейка)

  1. Ножек четыре, Шляпок одна,

Нужен, коль станет обедать семья. (стол)

  1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается. (полотенце)

  1. Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает –

Про бабушку забывают. (Печь)

  1. Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)
  2. Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь.(Веретено)
  3. Какая обувь в огне изготавливается

И с ног не снимается. (Подкова)

  1. Чистое как небо, да не вода,

        Клейкое, да не смола,

        Белое, да не снег,

        Сладкое, да не мед,

        От рогатого берут,

        Малым детям дают. (Молоко)

Учитель: И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная надоевшая Зима, рождалась яркая сила Весны. Под пляски языков пламени люди пели:

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела.

Годика не дожила,

До поста довела, гори сатана!

Весна! Весна Красна!

Тёпло солнышко, приди скорей!

Согрей детей!

Приди к нам с радостью, с великой милостью!

С льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом богатым!

 

Идёт Матушка-Весна! Отворяйте ворота!

Первым Март пришёл, всех детей провёл!

А за ним и Апрель отворил окно и дверь!

А уж как пришёл Май, сколько хочешь, гуляй!

У.Праздник закончился, и нам пора заканчивать занятие. Где мы побывали?

Дети: На языческом празднике Масленица.

Учитель: Чем занимались на занятии? 

Дети: Мы слушали выступления своих одноклассников, пели, играли на музыкальных инструментах.

Учитель: Что узнали об этом празднике? 

Дети: Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.

Угощение блинами!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»

Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"

Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...

Внеклассное мероприятие по теме: "Традиции моей семьи"

Данное мероприятие направленно на  формирование  в детях толерантности, чувства любви и гордости за свой народ, свою семью, уважения к родителям, сверстникам и людям старшего поколения....

Внеклассное мероприятие. Беседа "Семейные традиции"

Беседа. Тема: «Семейные традиции и обычаи»                     Семейные традиции и обычаи явл...

Внеклассное мероприятие "Русские национальные традиции"

1. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме«Русские национальные традиции» с использованием презентации, различных форм работы с залом и дегустации блюд русской национально...

Методическая разработка внеклассного мероприятия На тему: «День Жаворонка» (Знакомство с народными традициями)

Приобщение к природоохранной деятельности учащихся младшего школьного возраста.Воспитание экологической культуры.Знакомство и возрождение традиций предков, которые с любовью встречали весенних перелет...

Сценарий внеклассного мероприятия по Пасхальным традициям.

Цель: Познакомить детей с традициями празднования Пасхи, приобщение к истокам русской культуры.Задачи:• познакомить детей с пасхальными традициями в разных странах, с историей пасхальной тра...