Ключевые компетентности во внеурочной деятельности
материал
Роль школы состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностного самопознания, самовыражения, самоопределения ребенка по отношению к природе, культуре, обществу, деятельности, себе самому. Школа становится особым образовательным пространством, в рамках которого осуществляется развитие социально адаптированной личности и её социальное, профессиональное и гражданское самоопределение. Иными словами, современное понимание качества образования в наибольшей степени раскрывается идеей формирования у учащихся компетентностей в качестве желаемого итога образовательного процесса, т.е. в обучении должен реализовываться компетентностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchevye_kompetentnosti_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школы состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностного самопознания, самовыражения, самоопределения ребенка по отношению к природе, культуре, обществу, деятельности, себе самому. Школа становится особым образовательным пространством, в рамках которого осуществляется развитие социально адаптированной личности и её социальное, профессиональное и гражданское самоопределение. Иными словами, современное понимание качества образования в наибольшей степени раскрывается идеей формирования у учащихся компетентностей в качестве желаемого итога образовательного процесса, т.е. в обучении должен реализовываться компетентностный подход.
При этом учитель сам должен быть компетентным в этом вопросе. Предлагаю более подробно рассмотреть условия формирования ключевых компетенций во внеурочное время. Вопрос: Какие компетенции нужно формировать и как?
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Ключевые компетенции – это компетенции, которые используются в повседневной жизни.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Содержание понятий компетенция и компетентность:
- КОМПЕТЕНЦИЯ
- трактуется в широком смысле как знание, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также как круг полномочий определенного органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом или иным актом.
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ
выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, степень овладения ею.
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- освоенные способы деятельности, или опыт
- наиболее общие (универсальные) способности и умения
- способность к деятельности
- способность (умение) действовать на основе полученных знаний, позволяющие эффективно решать проблемы и типичные задачи
Наиболее распространенной является классификация Хуторского А.В. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков, уметь принимать решения);
- общекультурные компетенции (быть осведомленным в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);
- учебно-познавательные компетенции (уметь планировать, анализировать, оценивать свою деятельность, уметь работать со справочной литературой, уметь добывать непосредственно из окружающей действительности, уметь отличать факты от домыслов и т.д);
- информационные компетенции (иметь навыки деятельности по отношении к информации в учебных предметах, а также окружающем мире, владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, принтер, модем, компьютер, факс и т.д) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет);
- коммуникативные компетенции (владение устной речью (диалог, монолог, приводить доводы при защите проектов), владеть приемами оформления текста при электронной переписке, уметь работать в группе, искать и находить компромиссы);
- социально-трудовые компетенции (владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, видеть достоинства и недостатки в своей работе, предъявлять требования к продукту своей деятельности);
- компетенции личностного самосовершенствования (умение организовать свое рабочее время, создавать условия для самопознания и самореализации).
В соответствии с концепцией воспитательной работы можно выделить следующие ключевые компетентности учащихся:
- самостроительная;
- межличностно-социальная;
- здоровьесберегающая;
- компетентность в сфере профессионального самоопределения.
Вышеуказанные развитые ключевые компетентности характеризуются тем, что учащиеся:
- решают жизненные нетипичные задачи;
- используют свои навыки в разных видах деятельности и на разных уровнях;
- активизируют личные психоэмоциональные, интеллектуальные качества;
- совершенствуют коммуникативные навыки.
Мы выделяем (не рассматривая когнитивные аспекты) три основные структурные компоненты компетентности:
- ценностно-ориентационные характеристики личности (стремления, потребности, ценности, мотивы);
- личностные качества и способы деятельности ( способности, умения);
- сформированные модели поведения (опыт деятельности, привычки, навыки).
Мы определили личностные качества человека, характерные для проявления ценностного отношения к окружающему миру. Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают их благодаря социализации. Личностные качества лежат в основе ожидаемых норм и стандартов сформированности ценностных установок, оцениваемых при помощи совокупности критериев, в том числе и поступков детей.
Фундаментальные ценности | Ценностно-ориентационные критерии | Личностные качества |
1.Здоровье | Готовность к ведению ЗОЖ, наличие основ знаний, необходимых для поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих. Владение знаниями, умениями, навыками в рамках требований ГОС. Экологическая грамотность. | Мотивационная готовность к сохранению собственного здоровья (осознанное отношение к здоровью и физической культуре, владение навыками антистрессовой защиты, умение действовать в ЧС) и выполнению экологических норм и правил. |
2.Самозначимость | Самоуважение, чувство собственного достоинства, человеколюбие, высокая значимость окружающих. | Адекватная самооценка, потребность в осуществлении самосовершенствования, способность к самоизучению и самовоздействию, принятие опыта других как ценности. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования. |
3.Свобода | Готовность выполнения гражданских прав и обязанностей в соответствии с Законами и наличие правовой грамотности, необходимой для успешного решения жизненных повседневных ситуаций. | Способность к выполнению долга, ответственность за свои поступки, умение честно, принципиально доказывать свою точку зрения, отстаивать собственные убеждения. |
4.Культура | Бережное отношение к общекультурным ценностям, усвоение высоких образцов культуры. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Свободное пользование компьютером, как элемент культуры информационного общества. Способность к творческому выполнению актуальных видов деятельности, принятию нестандартных решений, наличие развитой фантазии, интуиции. | Коммуникативность, культура общения, доброжелательность в отношениях с людьми, желание помочь и поддержать другого, оптимистическое мировосприятие, настойчивость в преодолении трудностей. Развитый эстетический и художественный вкус. Готовность к сооружению и совершенствованию региональной культуры. Способность принять чужое мнение. |
5.Гуманизм | Сформированность ценностного отношения к соблюдению гуманистически ориентированных моральных норм, правил общественно разделяемого поведения, готовность следовать им на практике. | Разумная целеустремлённость, развитые эмоционально-волевые качества, бережное отношение к целевым установкам. Высокий уровень эмпатии. |
6.Труд | Устойчивая потребность в осуществлении успешной профессиональной трудовой деятельности, устойчивое положительное отношение к результатам труда других. Наличие первоначальных знаний и практических умений, связанных с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, установлением положительных отношений между членами семьи, разрешением возникающих конфликтов. | Готовность к ведению трудовой деятельности на благо общества и собственного существования. Положительная направленность личности на высокий уровень достижений в избранных сферах деятельности (учёбе, профессиональной сфере, общественной деятельности). |
Развитие ключевых компетентностей позволяет соединить, связать вместе знания и ценности человека с определённым поведением, выстраивая «модели поведения» в различных видах деятельности, независимо от профессии.
В качестве цели нашей школы мы определили создание условий для приобретения учащимися такого опыта и качеств (на основе внутренних потребностей), на базе которых личность сможет свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к её осуществлению, т. е. для развития способности личности к жизненной самореализации, самоадаптации и саморазвитию.
Мы считаем, что ключевые компетентности учащихся, которые нами определены, являются обобщенными, универсальными и поэтому их овладение пригодится любому человеку в любой деятельности.
На наш взгляд, стержневой компетентностью является самостроительная компетентность, под которой мы понимаем способность человека к самопознанию, к организации своей деятельности, способность к составлению программы собственной жизни на основе личностных качеств и коррекции своей деятельности, своих программ. Мы думаем, что если воспитанник достигнет определённого уровня мыслительной гибкости и будет способен к самоактуализации, самореализации в разных социальных сферах, то он:
а) будет понимать ценность своего личного здоровья и научится о нём заботиться
( здоровьесберегающая компетентность);
б) будет способен ориентироваться в различных ситуациях общения, уметь договариваться (межличностно-социальная компетентность);
в) будет способен к ответственному выбору на основе собственных целей и ценностей (компетентность в сфере профессионального самоопределения). Согласно концепции воспитательной системы школы наш воспитанник сможет освоить всё богатство человеческих отношений и ощутить себя свободным в формах культурного поведения только через разнообразные виды школьной деятельности и многообразие социальных общностей (коллективов). Это поможет ему добиться признания и уважения окружающих, обрести своё призвание и смысл жизни, чтобы в будущем в полной мере реализовать себя в творческом труде, общественной деятельности, семейной и личной жизни.
Практическая реализация компетентностного подхода в воспитательной деятельности школы.
Компетентности развиваются только в деятельности и их нельзя выучить, запомнить.
Поэтому работаем над разработкой системы развития ключевых компетентностей учащихся на уроках и во внеурочное время. Нами предпринимаются шаги по комплексному изменению подходов к организации воспитательной деятельности в школе, с тем, чтобы ученик становился субъектом деятельности, актуализируя такие стороны личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность. Это происходит через:
- изменение организации воспитательного процесса на деятельностной основе, обеспечивающей развитие ключевых компетентностей учащихся;
- изменение содержания воспитательной работы, насыщение её видами деятельности не только интересными для учеников, но и имеющими для них личностный смысл;
- оптимизацию системы управления, обеспечивающей активное включение учащихся во все структуры управления, и выполнение ими всех основных управленческих функций;
- повышение эффективности системы развития профессионализма педагогического персонала.
Изменение организации воспитательного процесса на деятельностной основе, обеспечивающей развитие ключевых компетентностей учащихся.
Освоение и внедрение активных форм и методов организации воспитательной деятельности в нашей школе в течение последних лет позволяет формировать и развивать ученика как субъекта деятельности, способного к саморазвитию, саморегулированию, самоопределению через использование таких видов деятельности, как: целеполагающая, проектная, мотивационная, коммуникативная, продуктивная, контрольно-оценочная и рефлексивная. На наш взгляд, комплексное и системное использование данных видов деятельности во внеурочное время, позволяет развивать ключевые компетентности учащихся.
Метод проекта.
Мы рассматриваем метод проекта как средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств, эффективного развития общей способности к деятельности, активное включение учащихся в создание тех или иных социальных проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Создан педагогический проект «Тьюторское сопровождение».
Организация ежегодных школьных конкурсов социальных проектов: «День рождения школы», «Школьная газета», «Школьная форма», «Новое поколение против...» (по проблемам ЗОЖ), «Благоустройство пришкольной территории», «Олимпиада в Сочи» и других стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них и школы проблем, развивают их интеллектуальные способности, формируют проектировочные умения (определение цели, разработка проектного задания, планирование работы, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия), формируют исследовательские, коммуникативные и социальные умения учащихся.
В нашей школе метод КТД используется давно и успешно в форме образовательных событий, т.к. это уникальный и в то же время очень естественный социальный и педагогический метод. Совместная деятельность участников воспитательного процесса, а именно:
- планирование;
- подготовка;
- проведение и оценка всей работы
позволяет каждому (учащемуся, классному наставнику, родителю) найти своё значимое место в общем деле, способствует сплочению всего школьного сообщества.
Организация разнообразных коллективных творческих дел, таких как, «День учителя», «День здоровья», Фестивали творчества, «Вахта памяти», «Защита профессий» и др. способствует развитию и благополучной социализации наших учащихся. Нам важно, чтобы всем участникам мероприятия и каждому в отдельности понравилось такое дело, где он как-то сумел:
1) проявить себя;
2) оказать влияние на других;
3) добиться успеха и испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя.
Если наш воспитанник испытает такое состояние и приобретёт успешный опыт, он с удовольствием примется за организацию нового дела.
«Круглый стол»
На организуемых «круглых столах», таких как, «Служба в армии - долг или обязанность?», «Права и обязанности школьника» (совместно с правозащитным центром) учащиеся обсуждают актуальные проблемы, учатся не бояться высказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других участников «круглого стола».
Ролевая игра.
Учащиеся школы проявляют интерес к проведению ролевых игр, которые проходят в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, безнравственными поступками: в 9-11 кл.- «Суд над наркоманией», в 7-8кл. – «Суд над курением». Организация этих игр требует длительной подготовки(4-5 дней). Ценность ролевых игр в том, что в процессе подготовки у учащихся формируются:
- информационные умения (чтение публикаций в печати, опрос ровесников, родителей и учителей);
- коммуникативные (умение аргументировано передавать информацию, слушать и понимать другого);
- исследовательские (выявление проблем, сбор информации, обобщение, сравнение, анализ).
Брифинг.
Ежегодно организуются брифинги, т.е. встречи учащихся с администрацией школы по вопросам жизнедеятельности. Эта форма организации воспитательной деятельности не требует большой подготовки. Каждый учащийся может задать любой вопрос. Как показывает практика, детей чаще всего волнуют вопросы об их правах и обязанностях в школе и дома.
Дебаты.
Мы считаем, что дебаты, как продуктивная форма коллективного творческого мышления, позволяют нам формировать у учащихся умение анализировать действительность, видеть противоречия и находить пути их решения. Как правило, организация дебатов требует тщательной теоретической подготовки участников. Тематика дебатов разнообразна: «Возможна ли дружба между мальчиками и девочками?» (4-5 кл.), «Какого человека считать счастливым?» (9-11кл.), «Как остаться непобеждённым?» (6-7кл.).
Использование активных форм и методов, таких как, КТД, «круглый стол», ролевая игра, брифинги и дебаты позволяет:
- реализовать принцип субъектности (субъект-субъектное взаимодействие участников воспитательного процесса, в ходе которого происходит совместное целеполагание, планирование, подготовка, проведение и анализ деятельности);
- создать ситуации свободного выбора, творческого поиска;
- самореализоваться всем субъектам воспитательного процесса;
- создать ситуации доверия и равноправия, партнёрства и сотрудничества в поиске истины, в решении проблем;
- актуализировать нравственно-эмоциональную сферу учащихся;
- вовлекать учащихся в рефлексивную деятельность.
Вполне очевидно, что перечисленные выше и заметим, хорошо ранее известные формы организации и методы ведения воспитательной работы, в полной мере реализуют идеи компетентностного подхода в воспитательной работе школы, т.к. они обеспечивают целостное включение личности ученика в деятельность субъектным образом и, следовательно, активно развивают последнего.
Изменение содержания воспитательной деятельности.
Содержание воспитания, с точки зрения компетентностного подхода, требует обновления. Новое содержание вытекает из следующих педагогических условий, над созданием которых работают наши классные наставники (на основе потребностей детей):
- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности учащихся (реализующей потребность в творческой деятельности);
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, так как только здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности (реализация и стимулирование потребности быть здоровым);
- создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе (реализация потребности в защищённости, безопасности);
- создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (потребность в уважении, признании);
- создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после её окончания (реализация потребности в обретении смысла жизни);
- обучение учащихся способам делать правильный выбор, принимать решения, обучение приёмам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания для благополучной социализации и самореализации ученика во взрослой жизни (актуализация потребности в самореализации);
- воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия (реализация потребности в удовольствии, в наслаждении).
Эти задачи реализуются через множество конкретных мероприятий: классные часы (тематические и ситуационные), классные собрания, экскурсии, трудовые десанты, совместные праздники, конкурсы, акции и т.д.
Система дополнительного образования школы выступает как мощное средство развития компетентностей учащихся.
Программа дополнительного образования включает в себя следующие образовательные области и направления деятельности:
- Художественное творчество (театральная студия, вокальная студия, хореографическая студия, КВН-движение);
- Интеллектуальная деятельность ( НОУ, интеллектуальные клубы)
- Научно-гуманитарное («Твоя профессиональная карьера», «Познай себя»);
- Шахматы;
- Спортивно-оздоровительное (ОФП, секции по баскетболу, волейболу, теннису);
Самое главное для нас, чтобы любая деятельность развивала ребёнка, умножала его дарования, чтобы он чувствовал удовольствие, наслаждение, радость от делания, труда и благодарности окружающих. Ведь важно, чтобы победы, удачи учащегося были личностно значимыми.
Системообразующим видом деятельности является ценностно-ориентированная деятельность. Согласно концепции воспитательной системы школы ценность- это общее понятие, означающее актуальную значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент важность для человека. Все это проявляется на концертах, с которыми выступают в детских садах, центрах, городских мероприятиях. Свой небольшой отчетный концерт ребята сегодня представят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....