СПЗ школьная дисциплина
консультация

Юркова Елена Игоревна

СПЗ школьная дисциплина 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spz_1_malaya_ekaterina.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Света (учащаяся 2 класса), вернувшись из школы, рассказывает маме, что учительница сделала ей замечание за плохое поведение на уроке. При этом девочка заявляет: «Мария Ивановна всегда ко мне придирается. Она меня не любит».

Анализ педагогической задачи

В данной ситуации ученица второго класса и учитель представлены в явно выраженной форме, родители – в косвенной форме.

Противоречия:

– необходимо проявлять такое качество личности как дисциплинированность, а у учащихся данной возрастной категории (2 класс) оно находится еще в процессе формирования;

– ко 2 классу учащиеся в основном соблюдают общепринятые правила поведения в школе (в данной ситуации – не нарушать дисциплину на уроке), а учащаяся нарушала дисциплину на уроке;
–нарушение дисциплины  у учащихся может быть связано с отсутствием мотивации к обучению, но ко 2 классу учащиеся уже проявляют положительную мотивацию к обучению.

Выделение проблемы, в том числе  для участников интерактива

В данной педагогической ситуации описана одна из наиболее актуальных проблем младшего школьного возраста – дисциплинированность учащихся на уроках (школьная дисциплина).

Формулировка педагогической цели интерактива

Создать условия для повышения уровня информированности родителей об особенностях формирования  дисциплинированности у учеников 2 класса

Формулировка педагогической задачи, в том числе решаемой в рамках взаимодействия с участниками интерактива

Ввести систему мер учителя начальных классов для предотвращения нарушения дисциплины на уроке у учащихся начальных классов (на примере работы с учащимися 2 класса)

Определить для родителей эффективные (оптимальные) способы решения проблемы нарушения дисциплины у учащихся начальных классов (при работе с учащимися 2 класса) и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки.

Формулировка способов решения педагогической задачи (определение возможных причин) разные аспекты решения указанной проблемы

Решение педагогической задачи по принципу «Здесь и теперь» – оперативные способы реагирования: 

слова-обращения учителя начальных классов: «Ребята, в нашем классе часто встречается проблема нарушения дисциплины на уроке. Уже на следующей неделе мы начнем с вами проводить систему классных часов, на которых вы сможете дополнительно разъяснить правила поведения в школе, как нужно себя вести на уроках и на переменах».

1 ПРИЧИНА: привлечение внимания к себе одноклассников

Варианты решения: 

оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок; 

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность;

– учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на дополнительное разъяснение правил поведения в школе (на уроках и на перемене).

2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей различных проявлений в поведении ребенка

Варианты решения: 

– индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

–максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с дисциплинированностью, не выражая при этом отрицательных эмоций;

–учить ребенка соблюдению правил дисциплины на уроке, самоконтролю своих действий, в частности в школе

3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка

Варианты решения: 

–родителям не выполнять обязанности за своего ребенка;

–объяснить ребенку, что дисциплинированность– это очень важная   черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класс;

проводить с ребенком анализ различных ситуаций, в которых были с ее стороны какие-либо нарушения дисциплины; учить самостоятельно анализировать, что из ее деятельности не соответствовало общепринятым нормам.

Этап

Содержание

Приветствие

– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем собрании, которое будет проведено в форме мастер- класса.

– Наша работа будет построена с учётом правил интерактивного взаимодействия (волонтёры поочерёдно называют правила).  

Правила работы:

  1. «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы.
  2. «Уважение и толерантность» при высказываниях.
  3. «Регламент» – бережём наше время, говорим кратко (только лишь основное) и, по существу.

«Инициатива» – каждый предлагает идеи и думает над предложениями коллег – от этого зависит общее решение.

Проблема

– Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащиеся 2 класса нарушают дисциплину на уроке.

Какую проблему вы выявили? (недостаточный уровень дисциплинированности учащегося учащейся 2 класса).

– Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы.

– Верно. Сегодня наша совместная работа поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня дисциплинированности учащегося 2 класса.

– Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций родителям по решению данной проблемы.

–Я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы.

– Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере 2 класса.

–Что же такое школьная дисциплина?

Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её находится усвоение правил и норм, выступающие как внутренняя потребность.

–Что же такое дисциплинированность?

Дисциплинированность – это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины.

Тема/форма/цель

–Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему собрания (в форме мастер-класса).

Родители называют тему собрания: «Как повысить у учащихся 2 класса уровень дисциплинированности?»

–Уважаемые родители, выскажите свои предположения о цели нашего собрания.

Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы.

– Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в микрогруппе.

Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблему с другими родителями, проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их. Также мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

Причины

– Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг)

Возможные причины:

– недостаточный контроль со стороны родителей

– избалованность ребенка

–привлечение внимания

Решение

– Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения).

– И чтобы рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом нашей совместной работы является: памятка, рекомендации родителям.

– Я предлагаю Вам в микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в микрогруппе анализируют проблему и выделяют варианты решения).

–Предлагаю Вам представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранных вами причин (представление).

1 ПРИЧИНА: привлечение внимания к себе одноклассников

Варианты решения: 

оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок; 

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность;

– учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на дополнительное разъяснение правил поведения в школе (на уроках и на перемене).

2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей различных проявлений в поведении ребенка

Варианты решения: 

– индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

–максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с дисциплинированностью, не выражая при этом отрицательных эмоций;

–учить ребенка соблюдению правил дисциплины на уроке, самоконтролю своих действий, в частности в школе

3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка

Варианты решения: 

–родителям не выполнять обязанности за своего ребенка;

–объяснить ребенку, что дисциплинированность– это очень важная   черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класс;

проводить с ребенком анализ различных ситуаций, в которых были с ее стороны какие-либо нарушения дисциплины; учить самостоятельно анализировать, что из ее деятельности не соответствовало общепринятым нормам.

– Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы?

– Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточным уровнем дисциплинированности учащимися младшего школьного возраста?

– Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

–Что же вы будете делать для повышения уровня дисциплинированности ваших детей?
–Благодарю Вас за активность в обсуждении данной проблемы.

–Из представленных способов решения данной проблемы я как учитель начальных классов буду использовать следующие (проведение классных часов на тему «Дисциплинированность», «Школьная дисциплина»; проведение родительских собраний на тему «Дисциплинированность детей младшего школьного возраста»; привлечение различных специалистов (педагог-психолог) и др. Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы; Провести беседу с учащимися).

Родители называют выбранные ими способы и обосновывают их.

 –Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в данной проблеме.  Рекомендации составлены, я надеюсь, что они помогут нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем.

Заключительная часть

– Давайте возвратимся к первой части нашего собрания.

– Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении?

–Достигли ли мы её?

–Проанализируйте свою деятельность в ходе родительского собрания, оцените работу вашей микрогруппы.
–Было  ли данное собрание полезно для вас?

–В конце нашего собрания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.

  • Светлана Кривцова. «Учитель и проблемы дисциплины», 2016г.
  • Шарон Р.Бери «99 полезных советов относительно дисциплины в классе», 2015г.

  • Брайсон Тина Пэйн, Сигел Дэниел «Дисциплина без драм». Как помочь ребенку воспитать характер, 2017г.

– Уважаемые родители! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг.

– Благодарю вас за активную работу на собрании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:-    рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;-    дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины»

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась....

Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин в современной школе

XI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна игр...

Статья "Дисциплина и уважение – закон школьной жизни."

Статья "Дисциплина и уважение – закон школьной жизни."...

Классный час "Что такое школьная дисциплина?"

Задумывались ли вы над вопросом, что значит быть учеником? Школа-наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки....