СПЗ школьная дисциплина
консультация
Предварительный просмотр:
Света (учащаяся 2 класса), вернувшись из школы, рассказывает маме, что учительница сделала ей замечание за плохое поведение на уроке. При этом девочка заявляет: «Мария Ивановна всегда ко мне придирается. Она меня не любит».
Анализ педагогической задачи | В данной ситуации ученица второго класса и учитель представлены в явно выраженной форме, родители – в косвенной форме. Противоречия: – необходимо проявлять такое качество личности как дисциплинированность, а у учащихся данной возрастной категории (2 класс) оно находится еще в процессе формирования; – ко 2 классу учащиеся в основном соблюдают общепринятые правила поведения в школе (в данной ситуации – не нарушать дисциплину на уроке), а учащаяся нарушала дисциплину на уроке; |
Выделение проблемы, в том числе для участников интерактива | В данной педагогической ситуации описана одна из наиболее актуальных проблем младшего школьного возраста – дисциплинированность учащихся на уроках (школьная дисциплина). |
Формулировка педагогической цели интерактива | Создать условия для повышения уровня информированности родителей об особенностях формирования дисциплинированности у учеников 2 класса |
Формулировка педагогической задачи, в том числе решаемой в рамках взаимодействия с участниками интерактива | Ввести систему мер учителя начальных классов для предотвращения нарушения дисциплины на уроке у учащихся начальных классов (на примере работы с учащимися 2 класса) Определить для родителей эффективные (оптимальные) способы решения проблемы нарушения дисциплины у учащихся начальных классов (при работе с учащимися 2 класса) и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки. |
Формулировка способов решения педагогической задачи (определение возможных причин) разные аспекты решения указанной проблемы | Решение педагогической задачи по принципу «Здесь и теперь» – оперативные способы реагирования: слова-обращения учителя начальных классов: «Ребята, в нашем классе часто встречается проблема нарушения дисциплины на уроке. Уже на следующей неделе мы начнем с вами проводить систему классных часов, на которых вы сможете дополнительно разъяснить правила поведения в школе, как нужно себя вести на уроках и на переменах». 1 ПРИЧИНА: привлечение внимания к себе одноклассников Варианты решения: – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность; – учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на дополнительное разъяснение правил поведения в школе (на уроках и на перемене). 2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей различных проявлений в поведении ребенка Варианты решения: – индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; –максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с дисциплинированностью, не выражая при этом отрицательных эмоций; –учить ребенка соблюдению правил дисциплины на уроке, самоконтролю своих действий, в частности в школе 3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка Варианты решения: –родителям не выполнять обязанности за своего ребенка; –объяснить ребенку, что дисциплинированность– это очень важная черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класс; –проводить с ребенком анализ различных ситуаций, в которых были с ее стороны какие-либо нарушения дисциплины; учить самостоятельно анализировать, что из ее деятельности не соответствовало общепринятым нормам. |
Этап | Содержание |
Приветствие | – Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем собрании, которое будет проведено в форме мастер- класса. – Наша работа будет построена с учётом правил интерактивного взаимодействия (волонтёры поочерёдно называют правила). Правила работы:
«Инициатива» – каждый предлагает идеи и думает над предложениями коллег – от этого зависит общее решение. |
Проблема | – Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащиеся 2 класса нарушают дисциплину на уроке. Какую проблему вы выявили? (недостаточный уровень дисциплинированности учащегося учащейся 2 класса). – Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы. – Верно. Сегодня наша совместная работа поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня дисциплинированности учащегося 2 класса. – Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций родителям по решению данной проблемы. –Я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы. – Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере 2 класса. –Что же такое школьная дисциплина? Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её находится усвоение правил и норм, выступающие как внутренняя потребность. –Что же такое дисциплинированность? Дисциплинированность – это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. |
Тема/форма/цель | –Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему собрания (в форме мастер-класса). Родители называют тему собрания: «Как повысить у учащихся 2 класса уровень дисциплинированности?» –Уважаемые родители, выскажите свои предположения о цели нашего собрания. Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы. – Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в микрогруппе. Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблему с другими родителями, проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их. Также мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы. |
Причины | – Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг) Возможные причины: – недостаточный контроль со стороны родителей – избалованность ребенка –привлечение внимания |
Решение | – Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения). – И чтобы рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом нашей совместной работы является: памятка, рекомендации родителям. – Я предлагаю Вам в микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в микрогруппе анализируют проблему и выделяют варианты решения). –Предлагаю Вам представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранных вами причин (представление). 1 ПРИЧИНА: привлечение внимания к себе одноклассников Варианты решения: – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как дисциплинированность; – учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на дополнительное разъяснение правил поведения в школе (на уроках и на перемене). 2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей различных проявлений в поведении ребенка Варианты решения: – индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы нарушения дисциплины; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; –максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с дисциплинированностью, не выражая при этом отрицательных эмоций; –учить ребенка соблюдению правил дисциплины на уроке, самоконтролю своих действий, в частности в школе 3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка Варианты решения: –родителям не выполнять обязанности за своего ребенка; –объяснить ребенку, что дисциплинированность– это очень важная черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класс; –проводить с ребенком анализ различных ситуаций, в которых были с ее стороны какие-либо нарушения дисциплины; учить самостоятельно анализировать, что из ее деятельности не соответствовало общепринятым нормам. – Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы? – Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточным уровнем дисциплинированности учащимися младшего школьного возраста? – Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы. –Что же вы будете делать для повышения уровня дисциплинированности ваших детей? –Из представленных способов решения данной проблемы я как учитель начальных классов буду использовать следующие (проведение классных часов на тему «Дисциплинированность», «Школьная дисциплина»; проведение родительских собраний на тему «Дисциплинированность детей младшего школьного возраста»; привлечение различных специалистов (педагог-психолог) и др. Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы; Провести беседу с учащимися). Родители называют выбранные ими способы и обосновывают их. –Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в данной проблеме. Рекомендации составлены, я надеюсь, что они помогут нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем. |
Заключительная часть | – Давайте возвратимся к первой части нашего собрания. – Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении? –Достигли ли мы её? –Проанализируйте свою деятельность в ходе родительского собрания, оцените работу вашей микрогруппы. –В конце нашего собрания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.
– Уважаемые родители! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. – Благодарю вас за активную работу на собрании! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:- рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;- дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины»
Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась....
Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин в современной школе
XI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна игр...
Родительское собрание "Дисциплина и уважение- закон школьной жизни"
О дисциплине и уважении детей в школе...
Статья "Дисциплина и уважение – закон школьной жизни."
Статья "Дисциплина и уважение – закон школьной жизни."...
Классный час "Что такое школьная дисциплина?"
Задумывались ли вы над вопросом, что значит быть учеником? Школа-наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки....