Праздник "Широкая Масленица"
план-конспект

Морозова Екатерина Викторовна

Прздник для детей начальной школы. Включает в себя познвательный материал, игровую и творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_konspekt.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 645 Пушкинского района  Санкт – Петербурга

Праздник «Широкая Масленица»

2 класс

Авторы:

Воспитатель  ГПД  Морозова Е.В.

                                                                           Воспитатель  ГПД  Сухова Е.Ю.

Тема: «Широкая Масленица».

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования Масленицы и формировать интерес младших школьников к русской народной культуре и истории нашей Родины.

Задачи: 

-расширять представления учащихся о народном  празднике Масленица; об истории, традициях и обычаях его  подготовки и празднования;

- развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним;

- воспитывать любовь к родной стране, интерес к ее прошлому и настоящему;

- формировать коммуникативные навыки, умение помогать , сопереживать, общаться друг с другом;

- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, кулинарным традициям, традициям гостеприимства.

Планируемые результаты:

- получение учащимися  первоначальных сведений о празднике Масленицы;

- пробуждение интереса у учащихся начальной школы к народным праздникам, к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;

-опыт погружения в атмосферу народного праздника

Предварительная работа:

-разучивание с детьми стихотворений и частушек о Масленице, изготовление кукол Масленицы, разучивание песни «Веснянка» М.Ю. Картушина, разучивание движений хоровода

Оборудование:

-карточки с названиями дней недели и дней Масленицы; презентация «Масленица»; блинчики-пожелания из бумаги; клей, ножницы, заготовки для книжки-гармошки; музыкальное сопровождение Хоровод «Веснянка» сл. и муз. М. Ю. Картушина, русские народные мелодии, распечатки для викторины)

Оформление кабинета:

-плакаты на тему Масленица, выставка рисунков «Широкая Масленица», выставка кукол Масленицы, праздничный стол (самовар, посуда, предметы нар. промыслов, блины)

Ход мероприятия.

Ведущий 1: -Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады вас приветствовать на веселом празднике!

Ведущий 2: -Мы готовились к этому празднику: делали кукол, рисовали  рисунки, разучивали песни и частушки. На уроках музыки, окружающего мира вы обращались к этой теме.

Ведущий 1: -Как вы думаете, какой праздник  мы будем отмечать? (Масленицу)

Слайд №1

-Почему вы решили, что именно Масленицу?

Ведущий 2: -Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней.

Игры, танцы, хоровод,
Жаждет уж давно народ.
Чтобы Зиму проводить,
Будем петь, в танцах кружить!

Слайд №2

Ведущий 1: -В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины.    

  Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с огромных ледяных  гор, водили хороводы, угощались блинами, катались на расписных санях и на гигантских каруселях! Распевали задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешили людей до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

 Ведущий 2:  В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение.

На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

Поспешим на масленицу.

Слайд №3

ПОНЕДЕЛЬНИК

Ученик:

Вот и    ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!

Ведущий 1: -:Первый день праздничной недели называется Встреча.

-Как вы думаете, почему?

Слайд  №4

-В первый день Масленицы принято печь блины и делать чучело Масленицы.

Ведущий 2: -Ребята, а вы умеете делать куклу Масленицы?

-Какие материалы использовались для изготовления куклы?

-Что символизирует Масленица?

-Посмотрите, какие работы у вас получились.

Выставка работ

ВТОРНИК

Ведущий 1:  -А на пороге  второй день Масленицы - Заигрыш:

Слайд №5

Ученик:

Я — Заигрыш и день мой вторник,
Выходи из дома каждый затворник,
Пей, гуляй и веселись,
От печали откажись.
А, кто в жизни одинок,
Для того этот денек.

Слайд №6

-Второй день Масленицы посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях. В этот день все свободные парни присматривали себе невест.

-А знаете, что в старину самым лучшим способом себя показать и других посмотреть было исполнение частушек, так и говорили: хочешь победить подружку, спой веселую частушку.

Слайд №7

Ведущий 2:

-Наши девочки устроят сейчас настоящие частушечные бои.

--Гости,  вовсе не стесняйтесь,
Пыжиться не надо,
А девчонкам улыбайтесь,
Их ловите взглядом.

-Участники  и гости поддержите  выступление наших девочек.

Частушки

1 .Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.

2. Раньше Масленку встречали,
На санях её катали.
Чтобы нынче покатать,
Надо снега занимать.

3. Мы всем классом влюблены
В супервкусные блины,
Их на полный рот жуем
И частушки вам поем!

4. В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

5.  25 блинов здоровых
Съела  за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

6. Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.

7. Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!

8. Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!

СРЕДА

Ведущий 2: - А теперь,  Лакомка, твой черед.

Слайд № 8

Выходит Лакомка.

Ученик:

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

Слайд № 9

- На третий день Масленицы зятья ходят в гости к тёще.

- Кто-то может объяснить значение  слов теща, зять?

-Познакомимся со значением этих слов.

Теща – это мать жены.

Зять – муж дочери.

Для тещи  муж дочери является зятем.

-Угощает тёща любимого зятя всевозможными блинами. Каждая хозяйка хочет проявить гостеприимство, показать свое кулинарное мастерство.

Ведущий 1: -Вы любите разгадывать загадки?

 -Мы предлагаем вам отгадать загадки на тему «Праздничного стола».

Конкурс загадок

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Ведущий 2: Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный,

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блин)

Ведущий 1: Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Ведущий2: Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

 

Ведущий 1: Я — услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю. (Самовар)

Ведущий 2: Лоснятся у него бока,

Он сотворен из молока,

В нем бывает много дыр,

Все мы очень любим … (Сыр)

Ведущий 1: Белая бочка,

Нет на ней ни сучочка,

Может разбиться,

А может свариться. (Яйцо)

ЧЕТВЕРГ

Ведущий 1:- Наступает время четверга.

Слайд № 10

Ученик:  

Вот и мой черед настал.Уж народ слегка устал.
Нужно всем  повеселиться,
Побороться, порезвиться.
Я  – Разгуляй. Родился в четверг.

Слайд № 11

Ведущий 1: -Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

 Приглашаем вас поучаствовать в  народных играх.

Ведущий 2:

Игра с Солнцем.

Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга.

В центре между шеренгами  – «Солнце» (в руках у ребенка палочка с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Шеренги двигаются, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга.  Солнце произносит : «Горю!» Затем «Солнце» выбирает какого-то ребенка, который становится «Солнцем».

Игра продолжается несколько раз.

ПЯТНИЦА

Ведущий 2: -Встречаем пятницу.

Слайд № 12

Ученик:

ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд № 13

Ведущий 2: -Мы уже говорили на занятии, кто такие теща и зять.

-Кто запомнил и может объяснить?

-Я расскажу вам о Пятнице, которую величают «Тёщины вечерки». В этот день тёща навещает зятя, угощает своими блинами и пробует его блюда. Ох, какие вкусные тёщины блины!

Вопрос к участникам:

-С какими блюдами подаются блины?

 СУББОТА

  Ведущий 1: -У нас впереди самый веселый день Масленицы – суббота.

Слайд № 14

Ученик:

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!
Вся родня встречается, водит хоровод…
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает зимушку народ!

Слайд №15

Ведущий 1:-Подходит время Субботы – самого шумного дня Масленицы. В этот день Золовки устраивают посиделки для родственников и подружек. А знаете ли вы, что золовкой называют сестру мужа.

Золовка угощает гостей  блинами и дарит подарки. Народ шумно веселится, много танцует и играет. Давайте и мы все вместе потанцуем.

-Приглашаем вас поучаствовать в хороводе. Просим гостей присоединиться к нам.

Хоровод

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Слайд № 16

Ведущий 2: -Заканчивается  неделя Масленицы. Наступает воскресенье. Народ провожает Зиму и встречает Весну.

Ученик:

Если, кто кого обидел,
Позабудьте про обиды.
На Масленицу в Воскресенье,
Попросите у всех прощенье!
Живите в любви и достатке,
Пусть все у вас будет в порядке.

Слайд №17

- Воскресенье – торжество Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год, совершать милосердные дела.

-В воскресенье сжигают чучело, которое символизирует холод и уныние. Чучело Масленицы превратится в огненное сияющее солнышко, дающее свет и тепло окружающим.

Ведущий 1:-Давайте и мы попробуем ощутить атмосферу Прощеного воскресенья.

Индивидуальная работа

-Перед вами на столах ручки и блинчики из бумаги. Напишите на них добрые пожелания.        В конце занятия вы сможете отдать ваши пожелания нашим гостям  и своим друзьям. Вы можете подписать несколько таких «блинчиков».

Во время работы звучит народная музыка.

Ведущий 1: - Ребята, сегодня мы с вами побывали на Масленице. Как  интересно было у нас на празднике:  мы узнали, как называются дни Масленицы, с какими традициями они связаны, поучаствовали в народных забавах.

-Очень хочется, чтобы вы сохранили в памяти все, о чем узнали. Давайте создадим   масленичный  лист   о  каждом из этих дней. Из этих листов мы создадим замечательную книжку-гармошку.

-Какими вы увидели Встречу, Заигрыш, Лакомку, Разгуляй, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Прощеное воскресенье?

Работа в группах

Ведущий 2: -Перед вами  на столах листы и различные заготовки:  картинки, высказывания, загадки, пословицы.

-Вам предстоит оформить свой день Масленицы. Рассмотрите материалы, предложенные вам в конвертах.

В случае затруднения можно обратиться к листу с информацией.

( Каждая группа работает над оформлением одного дня Масленицы).

-А  чтобы наши гости не заскучали, предлагаем им поучаствовать в викторине.

Музыкальное сопровождение.

«Блинная» викторина для гостей

На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответов:

  1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха).
  2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце, луну, звёзды, планеты).
  3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой).
  4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припёком, с подоплёкой, с присказкой).
  5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи, галушки, клёцки).
  6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные, стёганые, вышитые, безразмерные).
  7. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, … не расколет» (полено, стекло, брюхо, голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
  8. Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил, медведь).
  9. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка, Иван-дурак, Емеля).
  10. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксёров, лыжников, фехтовальщиков, саночников). (Это лёгкие тренировочные перчатки боксеров.).
  11. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга, молот). (Это металлические диски.)
  12. В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской, Тамбовской, Воронежской, Ивановской).

Ведущий 2: - Какая замечательная книжка-гармошка у нас получилась. Какая она красивая! Как много в ней информации! Я думаю, всем захочется ее рассмотреть, возможно, даже изучить.

Ведущий 1:- Хочется поблагодарить всех за участие в празднике.

Ведущий 2:-Ребята, что вам запомнилось?

-Что было особенно интересно?

- Какие задания, конкурсы вызвали затруднение?

Ведущий 1: - Наш праздник подошел  к концу.

Желаем вам добра и мира,

Всех планов скорого свершенья,

Чтоб вас судьба от бед хранила

И чтобы было настроенье.

И пусть вам Масленица нынче

Подарит радость и везенье,

А вы поджаристый ей блинчик

Преподнесите с уваженьем!

Ведущий 2: -Сейчас самое время проявить свое гостеприимство.  Поделитесь блинчиками - пожеланиями со своими друзьями и ,конечно, с нашими гостями. Поздравьте друг друга с Масленицей.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....