Праздник "Широкая Масленица"
план-конспект
Прздник для детей начальной школы. Включает в себя познвательный материал, игровую и творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_konspekt.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 645 Пушкинского района Санкт – Петербурга
Праздник «Широкая Масленица»
2 класс
Авторы:
Воспитатель ГПД Морозова Е.В.
Воспитатель ГПД Сухова Е.Ю.
Тема: «Широкая Масленица».
Цель: ввести детей в культурную традицию празднования Масленицы и формировать интерес младших школьников к русской народной культуре и истории нашей Родины.
Задачи:
-расширять представления учащихся о народном празднике Масленица; об истории, традициях и обычаях его подготовки и празднования;
- развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним;
- воспитывать любовь к родной стране, интерес к ее прошлому и настоящему;
- формировать коммуникативные навыки, умение помогать , сопереживать, общаться друг с другом;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, кулинарным традициям, традициям гостеприимства.
Планируемые результаты:
- получение учащимися первоначальных сведений о празднике Масленицы;
- пробуждение интереса у учащихся начальной школы к народным праздникам, к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
-опыт погружения в атмосферу народного праздника
Предварительная работа:
-разучивание с детьми стихотворений и частушек о Масленице, изготовление кукол Масленицы, разучивание песни «Веснянка» М.Ю. Картушина, разучивание движений хоровода
Оборудование:
-карточки с названиями дней недели и дней Масленицы; презентация «Масленица»; блинчики-пожелания из бумаги; клей, ножницы, заготовки для книжки-гармошки; музыкальное сопровождение Хоровод «Веснянка» сл. и муз. М. Ю. Картушина, русские народные мелодии, распечатки для викторины)
Оформление кабинета:
-плакаты на тему Масленица, выставка рисунков «Широкая Масленица», выставка кукол Масленицы, праздничный стол (самовар, посуда, предметы нар. промыслов, блины)
Ход мероприятия.
Ведущий 1: -Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады вас приветствовать на веселом празднике!
Ведущий 2: -Мы готовились к этому празднику: делали кукол, рисовали рисунки, разучивали песни и частушки. На уроках музыки, окружающего мира вы обращались к этой теме.
Ведущий 1: -Как вы думаете, какой праздник мы будем отмечать? (Масленицу)
Слайд №1
-Почему вы решили, что именно Масленицу?
Ведущий 2: -Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней.
Игры, танцы, хоровод,
Жаждет уж давно народ.
Чтобы Зиму проводить,
Будем петь, в танцах кружить!
Слайд №2
Ведущий 1: -В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины.
Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с огромных ледяных гор, водили хороводы, угощались блинами, катались на расписных санях и на гигантских каруселях! Распевали задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешили людей до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
Ведущий 2: В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение.
На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.
Поспешим на масленицу.
Слайд №3
ПОНЕДЕЛЬНИК
Ученик:
Вот и ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!
Ведущий 1: -:Первый день праздничной недели называется Встреча.
-Как вы думаете, почему?
Слайд №4
-В первый день Масленицы принято печь блины и делать чучело Масленицы.
Ведущий 2: -Ребята, а вы умеете делать куклу Масленицы?
-Какие материалы использовались для изготовления куклы?
-Что символизирует Масленица?
-Посмотрите, какие работы у вас получились.
Выставка работ
ВТОРНИК
Ведущий 1: -А на пороге второй день Масленицы - Заигрыш:
Слайд №5
Ученик:
Я — Заигрыш и день мой вторник,
Выходи из дома каждый затворник,
Пей, гуляй и веселись,
От печали откажись.
А, кто в жизни одинок,
Для того этот денек.
Слайд №6
-Второй день Масленицы посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях. В этот день все свободные парни присматривали себе невест.
-А знаете, что в старину самым лучшим способом себя показать и других посмотреть было исполнение частушек, так и говорили: хочешь победить подружку, спой веселую частушку.
Слайд №7
Ведущий 2:
-Наши девочки устроят сейчас настоящие частушечные бои.
--Гости, вовсе не стесняйтесь,
Пыжиться не надо,
А девчонкам улыбайтесь,
Их ловите взглядом.
-Участники и гости поддержите выступление наших девочек.
Частушки
1 .Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
2. Раньше Масленку встречали,
На санях её катали.
Чтобы нынче покатать,
Надо снега занимать.
3. Мы всем классом влюблены
В супервкусные блины,
Их на полный рот жуем
И частушки вам поем!
4. В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
5. 25 блинов здоровых
Съела за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.
6. Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
7. Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!
8. Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!
СРЕДА
Ведущий 2: - А теперь, Лакомка, твой черед.
Слайд № 8
Выходит Лакомка.
Ученик:
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Слайд № 9
- На третий день Масленицы зятья ходят в гости к тёще.
- Кто-то может объяснить значение слов теща, зять?
-Познакомимся со значением этих слов.
Теща – это мать жены.
Зять – муж дочери.
Для тещи муж дочери является зятем.
-Угощает тёща любимого зятя всевозможными блинами. Каждая хозяйка хочет проявить гостеприимство, показать свое кулинарное мастерство.
Ведущий 1: -Вы любите разгадывать загадки?
-Мы предлагаем вам отгадать загадки на тему «Праздничного стола».
Конкурс загадок
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Ведущий 2: Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный,
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
Ведущий 1: Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Ведущий2: Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ведущий 1: Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)
Ведущий 2: Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим … (Сыр)
Ведущий 1: Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка,
Может разбиться,
А может свариться. (Яйцо)
ЧЕТВЕРГ
Ведущий 1:- Наступает время четверга.
Слайд № 10
Ученик:
Вот и мой черед настал.Уж народ слегка устал.
Нужно всем повеселиться,
Побороться, порезвиться.
Я – Разгуляй. Родился в четверг.
Слайд № 11
Ведущий 1: -Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Приглашаем вас поучаствовать в народных играх.
Ведущий 2:
Игра с Солнцем.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга.
В центре между шеренгами – «Солнце» (в руках у ребенка палочка с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Шеренги двигаются, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. Солнце произносит : «Горю!» Затем «Солнце» выбирает какого-то ребенка, который становится «Солнцем».
Игра продолжается несколько раз.
ПЯТНИЦА
Ведущий 2: -Встречаем пятницу.
Слайд № 12
Ученик:
ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Слайд № 13
Ведущий 2: -Мы уже говорили на занятии, кто такие теща и зять.
-Кто запомнил и может объяснить?
-Я расскажу вам о Пятнице, которую величают «Тёщины вечерки». В этот день тёща навещает зятя, угощает своими блинами и пробует его блюда. Ох, какие вкусные тёщины блины!
Вопрос к участникам:
-С какими блюдами подаются блины?
СУББОТА
Ведущий 1: -У нас впереди самый веселый день Масленицы – суббота.
Слайд № 14
Ученик:
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!
Вся родня встречается, водит хоровод…
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает зимушку народ!
Слайд №15
Ведущий 1:-Подходит время Субботы – самого шумного дня Масленицы. В этот день Золовки устраивают посиделки для родственников и подружек. А знаете ли вы, что золовкой называют сестру мужа.
Золовка угощает гостей блинами и дарит подарки. Народ шумно веселится, много танцует и играет. Давайте и мы все вместе потанцуем.
-Приглашаем вас поучаствовать в хороводе. Просим гостей присоединиться к нам.
Хоровод
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Слайд № 16
Ведущий 2: -Заканчивается неделя Масленицы. Наступает воскресенье. Народ провожает Зиму и встречает Весну.
Ученик:
Если, кто кого обидел,
Позабудьте про обиды.
На Масленицу в Воскресенье,
Попросите у всех прощенье!
Живите в любви и достатке,
Пусть все у вас будет в порядке.
Слайд №17
- Воскресенье – торжество Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год, совершать милосердные дела.
-В воскресенье сжигают чучело, которое символизирует холод и уныние. Чучело Масленицы превратится в огненное сияющее солнышко, дающее свет и тепло окружающим.
Ведущий 1:-Давайте и мы попробуем ощутить атмосферу Прощеного воскресенья.
Индивидуальная работа
-Перед вами на столах ручки и блинчики из бумаги. Напишите на них добрые пожелания. В конце занятия вы сможете отдать ваши пожелания нашим гостям и своим друзьям. Вы можете подписать несколько таких «блинчиков».
Во время работы звучит народная музыка.
Ведущий 1: - Ребята, сегодня мы с вами побывали на Масленице. Как интересно было у нас на празднике: мы узнали, как называются дни Масленицы, с какими традициями они связаны, поучаствовали в народных забавах.
-Очень хочется, чтобы вы сохранили в памяти все, о чем узнали. Давайте создадим масленичный лист о каждом из этих дней. Из этих листов мы создадим замечательную книжку-гармошку.
-Какими вы увидели Встречу, Заигрыш, Лакомку, Разгуляй, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Прощеное воскресенье?
Работа в группах
Ведущий 2: -Перед вами на столах листы и различные заготовки: картинки, высказывания, загадки, пословицы.
-Вам предстоит оформить свой день Масленицы. Рассмотрите материалы, предложенные вам в конвертах.
В случае затруднения можно обратиться к листу с информацией.
( Каждая группа работает над оформлением одного дня Масленицы).
-А чтобы наши гости не заскучали, предлагаем им поучаствовать в викторине.
Музыкальное сопровождение.
«Блинная» викторина для гостей
На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответов:
- Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха).
- Что символизируют блины на масленицу? (солнце, луну, звёзды, планеты).
- Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой).
- Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припёком, с подоплёкой, с присказкой).
- Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи, галушки, клёцки).
- Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные, стёганые, вышитые, безразмерные).
- Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, … не расколет» (полено, стекло, брюхо, голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
- Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил, медведь).
- Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка, Иван-дурак, Емеля).
- У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксёров, лыжников, фехтовальщиков, саночников). (Это лёгкие тренировочные перчатки боксеров.).
- Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга, молот). (Это металлические диски.)
- В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской, Тамбовской, Воронежской, Ивановской).
Ведущий 2: - Какая замечательная книжка-гармошка у нас получилась. Какая она красивая! Как много в ней информации! Я думаю, всем захочется ее рассмотреть, возможно, даже изучить.
Ведущий 1:- Хочется поблагодарить всех за участие в празднике.
Ведущий 2:-Ребята, что вам запомнилось?
-Что было особенно интересно?
- Какие задания, конкурсы вызвали затруднение?
Ведущий 1: - Наш праздник подошел к концу.
Желаем вам добра и мира,
Всех планов скорого свершенья,
Чтоб вас судьба от бед хранила
И чтобы было настроенье.
И пусть вам Масленица нынче
Подарит радость и везенье,
А вы поджаристый ей блинчик
Преподнесите с уваженьем!
Ведущий 2: -Сейчас самое время проявить свое гостеприимство. Поделитесь блинчиками - пожеланиями со своими друзьями и ,конечно, с нашими гостями. Поздравьте друг друга с Масленицей.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Масленица"
Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....
Праздник масленицы
Сценарий праздника масленицы...
Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс
Коллективный праздник детей и родителей с гулянием и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....
Прощай масленица. Проводы Масленицы.
Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...
Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице
Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....
Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"
Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....
Методическая разработка проведения праздника Масленицы "Русская Масленица"
В помощь педагогам для проведения праздника...