Проект: "Покормите птиц зимой"
проект (3 класс)

Шокина Ирина Николаевна

Учащиеся должны уметь выполнять поисковую деятельность, анализировать полученные результаты, делать выводы; составлять связные рассказы поматериалам проведённой работы; работать в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Покормите птиц зимой!»

Цель: углубить знания детей о жизни птиц в зимнее время; прививать любовь к живой природе, воспитывать бережное отношение к ней, стимулировать желание помочь зимующим птицам.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь выполнять поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктом совместной проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • наша работа будет служить примером для учащихся из других классов.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, кормушки, корм для птиц, видеофильм «Зимующие птицы», аудиозапись «Голоса птиц», ватман, фломастеры.

Ход занятия

  1. Этап мотивации учебной деятельности учащихся (самоопределение)
  1. Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

- Что за птица прилетела? Отгадайте!

  • Синих крылышек красу 

Разглядеть нельзя в лесу, 

По сучкам порхает бойко 

  • С резким хриплым криком ...(сойка)

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Серая … (ворона)!

  • Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

  • Морозов не боится,

Живёт вблизи людей.

Зимующая птица –

Бесстрашный… (воробей)

  • Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

  • Я не молоток – по дереву стучу.

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Я в шапке красной, и акробат прекрасный. (дятел)

  • На репье он очень ловко 

Треплет цепкие головки, 

Сыплет семечки на пол

Птичка бойкая ...(щегол)

  • Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

  • Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…(Свиристели.)

Посмотрите какие птицы к нам прилетели! Как они называются? (зимующие).

- Прислушайтесь, как вы думаете, с какой просьбой они к нам прилетели?

(Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше, чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах.

В сильные морозы зимним птицам очень плохо. Особенно, когда мороз затяжной. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету»).

- Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? (Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету).

- А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? (Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли).

- Почему зимой птицы сбиваются в стаи?

(Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись, друг к другу).

- Подумайте и назовите тему проекта, над которым мы будем работать?

II.Этап актуализации фиксирования индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Работа над проектом:

(Учащиеся работают группами по выбранным видам птиц)

Ситуация.

В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.

Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом.

Проблема. Как можно помочь птицам.

Цель: выяснить, как именно можно помочь зимующим птицам.

Задачи:

  1. изучить жизнь птиц зимой (описание одного вида);
  2. выяснить, чем можно подкормить птиц;
  3. сделать кормушки для птиц.

(Работа с информацией: энциклопедия, книги, интернет ресурсы)

III Применение знаний и умений в новой ситуации

(Отчёт о проделанной работе (записывается по мере рассмотрения поставленных задач проекта)

1.Интересные факты из жизни птиц: (зачитывают дети)

Синичка – большая труженица. Готовиться к зимнему голоду она начинает еще весной или летом. И к зиме эта маленькая птичка может собрать и спрятать до 15 кг семян и зерен. Однако зимой ей не всегда удается найти тайник. Поэтому приходится искать пищу под снегом или питаться в кормушках.

Снегири Как это ни странно звучит, но чем больший мороз, тем спокойнее выглядят снегири. Как правило, они летают небольшими стайками до 10 особей. В сильные морозы снегири сидят неподвижно, и только время от времени «оживают», чтобы съесть какую-нибудь ягодку. Питаются снегири преимущественно семенами и ягодами. Особенно любят они ягоды рябины. Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Дятлы Интересно наблюдать за зимовкой дятлов. Дятлы могут как улетать в теплые края, так и зимовать в родных лесах. Зимуют они в дуплах, которые сами и выдалбливают. Обычно дятлы питаются насекомыми, ягодами и семенами, но зимой их рацион значительно сужается. Их спасают семена еловых и сосновых шишек. И, несмотря на небольшое количество пищи, дятлы очень щедрые птицы, и с легкостью могут поделиться едой с другими пернатыми.

Сойки Эти красивые птицы тоже заблаговременно готовятся к зиме. Рацион сойки очень разнообразен: насекомые, ягоды, семена, зерно, орехи. Но зимой они питаются преимущественно желудями. Еще осенью сойки ищут желуди и прячут в дуплах деревьев, между корнями, под пнями. Причем прячут только отборные желуди, поэтому нередко, весной они прорастают. Благодаря хорошей памяти эти птицы с легкостью находят свои убежища.

Воробушки Хотя воробьи и неприхотливы в выборе пищи, однако зимой эти маленькие серые птички нуждаются в помощи человека. Питаются воробьи семенами, зерном, хлебными крошками. Поэтому зимой стоит их подкармливать.

Сорока – единственная птица, способная узнавать себя в зеркале. Для сопоставления попугай не узнаёт себя в зеркале, а воспринимает собственное отражение за другого попугая.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Физминутка

Просмотр видеофильма «Зимующие птицы»

(https://www.youtube.com/watch?v=ntq8zIxsFMM&t=14s)

Чтение рассказа В. Бианки: «Кто сыт, тому холод не страшен»

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи. Голодно в лесу, голодно!

- Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться)

- Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма)

2.Как мы можем помочь птицам зимой?

(Птицам зимой необходимо помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм).

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

- Давайте с вами оформим плакаты на тему занятия: «Помоги птицам зимой».

3. Мастерим кормушки

- У кого дома есть кормушки?

- Чем вы подкармливаете птичек?

- Посмотрите, как можно самому сделать простые кормушки и угощения для птиц. (Рассматривают иллюстрации). Сейчас мы с вами возьмём кормушки и  развесим их в Детском парке, а так же положим зёрна в них.

Всюду только снег, да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)

- Знаете ли вы, что существуют народные приметы о зимних птицах?

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит, будет мороз.

IV Этап рефлексии учебной деятельности

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я почувствовал, что…
  7. Я приобрел…
  8. Я научился…
  9. У меня получилось …
  10. Я смог…
  11. Я попробую…
  12. Меня удивило…
  13. Мне захотелось…

ПРОЕКТ

__________________________________________________________________

Тема: «Птицы зимой»

Ситуация.

В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.

Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом.

Проблема. Как можно помочь птицам.

Цель: выяснить, как именно можно помочь зимующим птицам.

Задачи:

  1. изучить жизнь птиц зимой (описание одного вида);
  2. выяснить, чем можно подкормить птиц;
  3. сделать кормушки для птиц.

Отчёт о проделанной работе

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. (Описать или зарисовать последовательность выполнения работы: кормушка для птиц.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Покормите птиц зимой"

В.Н. Патрина, учитель начальных классовМКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»,городского округа, город Фролово «Покормите птиц зимой» Экологи...

Экологический проект «Покормите птиц зимой!

Учебно-воспитательный проект....

Экологический проект "Покормите птиц зимой!"

В данном проекте задействованы дети 1 класса. Практическим путём на протяжении четырёх месяцев детьми изучается образ жизни и поведение птиц зимой....

Исседовательский проект "Покормите птиц зимой"

Учебно- исследовательский проект по внеурочной деятельности...

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

Социальный проект "Покормите птиц зимой"...

Проект "Покормите птиц зимой"

Проект "Покормите птиц зимой" Был выполнен учениками 1го класса....