Программа "Безопасность и мы"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма среди учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezopasnost_i_my.docx | 50.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по формированию безопасного поведения
младших школьников
на улицах города
Общая характеристика стартовых условий реализации Программы
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев, игра на проезжей части, неумелое управление велосипедом. В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Именно в этот период организуются и проводятся акции «Внимание – дети!»
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Ожидаемая результативность Программы
Знание и соблюдение учащимися начальной школы правил дорожного движения, снижение показателей ДТП с участием детей.
Контроль выполнения Программы осуществляет администрация школы.
Введение
Данная Программа в МАОУ «Средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» разработана для учащихся 1 ступени обучения в соответствии с нормативными документами:
- Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;
- Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями на 30.12.2008);
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;
- ст. 29 ФЗ-РФ от 10.12.2015 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- приказ Министерства образования РФ №354 от 09.07.1996г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, воспитание у детей культуры поведения на дорогах.
Задачи:
- Применять разнообразные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улице.
- Использовать материально-техническую базу школы для воспитания грамотных участников дорожного движения.
- Взаимодействовать с ГИБДД города.
- Поддерживать у родителей учащихся интерес к безопасности и здоровью детей и своему как участников дорожного движения.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа бессрочная , реализуется на протяжении обучения учащихся в начальной школе.
В ходе реализации Программы планируется:
- изучение нормативных документов;
- изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
- разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
- разработка и реализация перспективного плана мероприятий;
- организация и проведение акций и мероприятий с учащимися и родителями;
- подготовка тематических презентаций для проведения классных часов;
- выпуск школьной печатной газеты, листовок, буклетов;
- диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе;
- анализ работы по программе.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ
Мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развивающее направление
| Мероприятия |
1 | Проведение тренировочных занятий в автогородке. |
2 | Отработка навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах |
3 | Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения |
Воспитательное направление
| Мероприятия |
1 | Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников, воспитанников детских садов, водителей шефских организаций. |
2 | Участие в акциях, конкурсах, выставках, массовых мероприятиях. |
3 | Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности. |
4 | Проведение родительских собраний по профилактике ДДТТ. |
Методическое направление
| Мероприятия | |
1 | Участие в совещаниях по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации города и сотрудников ГИБДД | |
2 | Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год | |
3 | Рассмотрение вопросов по данной тематике на педагогических советах, совещаниях методических объединений школы , родительских собраниях | |
4 | Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательного учреждения | |
Контрольное направление.
| Мероприятия | |
1. | Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД | |
2. | Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо» | |
К реализации Программы «Безопасность и мы » привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с родительским патрулем , ГИБДД города.
ПЛАН
учебно-тематических бесед с учащимися начальной школы
№ п/п | Тема занятия | Всего часов в неделю | теория | практика | |
1 класс | |||||
1. | Наша улица, город, где мы живем | 1 | 1 | ||
Правила для пешеходов | 1 | 1 | |||
3. | Дорожные знаки, предназначенные для пешеходов | 1 | 1 | ||
4. | Вредные привычки на улицах родного города | 1 | 1 | ||
5. | Виды транспорта | 1 | 1 | ||
6. | Мы - пассажиры | 1 | 1 | ||
7. | Правила поведения в жилых зонах и дворовых территориях | 1 | 1 | ||
8. | Игра «Дорога и пешеходы» | 1 | 1 | ||
9. | Игра «Дорожное движение» | 1 | 1 | ||
2 класс | |||||
1. | Сигналы светофора и опасные ситуации | 1 | 1 | ||
2. | «Обыкновенная» дорога с двухсторонним движением (по одной полосе в каждом направлении) и пешеходный переход на перекрестке | 1 | 1 | ||
3. | История появления автомобиля и Правил дорожного движения | 1 | 1 | ||
4. | Немного из истории светофора | 1 | 1 | ||
5. | В России правостороннее движение | 1 | 1 | ||
6. | Почему дети попадают в дорожные аварии (дорожные ловушки) | 1 | 1 | ||
7. | Законопослушный пешеход | 1 | 1 | ||
8. | Дорога с односторонним движением | 1 | 1 | ||
9. | Дорога с двухсторонним движением (по две и более полосы в каждом направлении) | 1 | 1 | ||
3 класс | |||||
1. | Опасные привычки на проезжей части дороги (дорожные ситуации) | 1 | 1 | ||
2. | Опасные привычки на проезжей части дороги (дорожные ситуации) | 1 | 1 | ||
3. | Остановочный и тормозной путь | 1 | 1 | ||
4. | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | 1 | ||
5. | Правила поведения в маршрутном такси и легковом автомобиля | 1 | 1 | ||
6. | На железнодорожных переездах | 1 | 1 | ||
7. | Правила поведения в электричках и поездах дальнего следования | 1 | 1 | ||
8. | Опасные места перехода проезжей части дороги (дорожные ситуации) | 1 | 1 | ||
9. | Дорожные знаки, зачем они нужны | 1 | 1 | ||
4 класс | |||||
1. | Игра «Перекрёсток» (водители и пешеходы) | 1 | 1 | ||
2. | Игра «Перекрёсток» (велосипедисты и пешеходы) | 1 | 1 | ||
3. | Что нужно знать о водителе? | 1 | 1 | ||
4. | Что такое ГИБДД и что такое ДПС | 1 | 1 | ||
5. | Регулировщик дорожного движения | 1 | 1 | ||
6. | Дорожные знаки и дорожная разметка | 1 | 1 | ||
7. | Движение на велосипедах и роликах | 1 | 1 | ||
8. | Игра «Перекрёсток» (водители, пешеходы, пешеходы на роликах и велосипедисты) | 1 | 1 | ||
9. | Игра «Перекрёсток» (водители, пешеходы, пешеходы на роликах и велосипедисты) | 1 | 1 | ||
итого | 36ч | 16ч | 20ч |
Учащиеся 1-го класса должны знать/уметь:
как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
как правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-го класса должны знать/уметь:
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
правила поведения при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
Учащиеся 3-го класса должны знать/уметь:
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Учащиеся 4-го класса должны знать/уметь:
правила перехода дорог;
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;
правила передвижения на роликах, велосипедах;
важные для пешехода дорожные знаки и дорожную разметку;
соблюдать правила культурного пешехода.
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
- Назови участников дорожного движения.
- Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
- Назови части городской (загородной) дороги.
- Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
- Как называется место, где пересекаются улицы?
- Назовите типы перекрёстков.
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Расскажи свой путь «Дом – школа»
- Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
- Где следует ожидать общественный транспорт?
- Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
- Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Что такое «зебра»?
- Что такое «островок безопасности»?
- Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
- Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
- Какие дорожные знаки тебе известны?
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
- Какие бывают светофоры?
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
- Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
- Какое движение называют правосторонним и почему?
- Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего нужен тротуар?
- Для чего нужны ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где нельзя играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
- указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Примерный план мероприятий
в рамках городского профилактического мероприятия
«Неделя безопасности дорожного движения»
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный |
1 | Игра-вертушка «Знатоки дорожной азбуки» | Классные руководители 1-4 классов, Педагоги дополнительного образования |
2 | Организация «подвижных перемен» для уч-ся 1-4 кл. | Педагог-организатор |
3 | Выступление агитбригады в д/с «Буратино», «Сказка», «Маугли». | Отряд ЮИД |
4 | Классные часы «Детям знать положено правила дорожные» | Инспектор ГИБДД Педагог-организатор Отряд ЮИД |
5 | Оформление стенда «Мой папа-водитель» | Педагоги-организаторы Классные руководители |
6 | Просмотр видеороликов по ПДД в холле школы | Педагоги-организаторы Классные руководители |
7 | Викторина по ПДД «Ты эти знаки заучи!» (2-4 кл.) | Отряд ЮИД |
8 | Праздник для первоклассников «Посвящение в юные пешеходы» | Отряд ЮИД |
Примерный план мероприятий ко Всемирному дню памяти жертв ДТП.
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный | Краткая аннотация мероприятия |
1 | Линейки на параллелях 1-4 кл. | Педагоги-организаторы, кл. руководит. | Сообщение о дате -15 ноября. Статистик ДТП на дорогах страны. города, информация о количестве пострадавших в них людей/детей. причины трагедий на дороге. Агитация соблюдения ПДД. |
2. | Трансляция видеороликов по ПДД в холле школы. | Руководитель отряда ЮИД | Напоминание о сигналах светофора, о правилах в общественном транспорте, об использовании ремней безопасности в транспортном средстве. |
3. | Экскурсии по микрорайону с уч-ся для определения «опасных зон» по пути в школу | Кл. руководители | Путь передвижения домой, повторение правил передвижения по дороге. |
4. | Городской конкурс стендов по ПДД | Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, руководитель ЮИД | Размещение печатной продукции (листовки, буклеты), информации теоретического содержания: статистика ДТП с участием детей (по городу), результаты опроса учащихся, а также о проведённых мероприятиях в школе по данному направлению. |
5. | Беседа инспектора по предупреждению ДДТТ | Инспектор ГИБДД | Причины ДТП с участием детей и их последствия. Правилах перехода проезжей части. |
Примерный план мероприятий
в рамках городской акции «Внимание, дети!»
Название мероприятия | Ответственные |
Совещание с педагогическим коллективом по профилактике ДДТТ | Директор Инспектор ГИБДД |
Трансляция видеороликов | Педагог-организатор |
Общешкольные родительские собрания | Зам. директора по ВР Инспектор ГИБДД |
Оформление стендов: - для родителей; - для учащихся. | Педагог-организатор |
Выступление агитбригады «У того целее ноги, кто знает знаки на дороге» | Уч-ся 3 кл. |
Акция «Обращение к водителю» | Уч-ся 4-х кл., классные руководители. |
Динамические перемены | ЮИД |
Патрулирование на дорогах совместно с инспекторами ГИБДД | Инспектор ГИБДД ЮИД |
Беседа «Опасные шалости» (1-4 кл.) | Инспектор ГИБДД |
Примерный план
работы с родителями учащихся образовательного учреждения по безопасности дорожного движения
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение тематических родительских собраний по классам
| 1 раз в четверть | Классные руководители
|
2 | Доведение до сведения родителей о случаях нарушения детьми ПДД | По мере необходимости | Классные руководители |
3 | Выступление инспектора ГИБДД на родительских собраниях | В течение года | Зам. директора по воспитательной работе |
4 | Рекомендации родителям по составлению безопасного маршрута к школе для ребенка. | Сентябрь | Классные руководители |
5 | Индивидуальные консультации психологов для родителей детей с ослабленным вниманием и памятью | В течение года | Школьный психолог |
6 | Вовлечение родителей учащихся 1-х классов к участию в выставке рисунков «Безопасный маршрут к школе» | Сентябрь | Классные руководители |
7 | Вовлечение родителей в подготовку и проведение праздника «Посвящение в юные пешеходы» | Сентябрь | Педагоги-организаторы |
8 | Организация экскурсий по городу, на предприятия. | В течение года | Школьный инструктор по БД |
9 | Привлечение родителей к созданию видеоролика, презентаций по ПДД | В течение года | Зам. директора по воспитательной работе Педагог-организатор |
Контроль за работой педагогического коллектива
по профилактике ДДТТ
№ п/п | Основные направления контроля | Объект контроля | Сроки контроля | Ответственные за осуществление контроля | Сроки и место проведения |
1 | Обеспечение классных руководителей тематическим планированием по ПДД | 1-4 кл. | 01.09-15.09 | Зам. директора по УР | Заседание МО классных руководителей |
2 | Оформление кабинета ПДД | 1 четверть | Зам. директора по ВР | Заседание МО ПО, ПДО | |
3 | Профилактическая работа отрядов ЮИД | 4кл. | В течение года | Зам. директора по ВР | Отчет о проведенной работе |
4 | Заседание МО классных руководителей 1-4 классов | Классные руководители | 1 раз в полугодие | Зам. директора по ВР | Справка |
5 | Проведение родительских собраний (по профилактике ДДТТ) | Классные руководители | В течение года | Зам. директора по ВР | Апрель, заседание общешкольного родительского комитета |
7 | Инструктаж о проведении праздничных вечеров и утренников, соблюдении правил пожарной безопасности, а также перед выходом за территорию школы т.п.) выставогчные залы | Классные руководители; инструктор по ТБ | Ежемесячно | Инструктор по ТБ | Совещание при директоре |
8 | Встреча с работниками ГИБДД | Кл.рук. 1-4 кл. | В течение года | Зам. директора по ВР |
Эффективность работы программы отслеживается по результатам мониторинговых исследований, статистике ДТП с участием детей по городу.