Программа работы с родителями
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
«Мама, папа, ты и я –
наша дружная семья»
Пояснительная записка программы
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса.
Цель Программы
- создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2016-2020 годы.
1 этап реализации Программы – ориентировочный (2016-2018гг.)
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2018-2019)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (2019 – 2020 гг.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.
Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи Программы
- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах. - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
изучение семей учащихся;
работа с родителями;
работа с проблемными семьями;
сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
работа с семьей в системе дополнительного образования;
сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
1.Изучение семей учащихся
Цель:
Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.
Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».
Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
Цель: Вовлечение психолога, логопеда в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
- беседы с психологом, логопедом;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
- уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
- успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Приложение №1
Примерная программа тематических родительских собраний по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Методическая тема | Тематика родительских собраний. | |
Подготовительная группа | «Подготовка к школе, Воспитание будущего школьника». | 1.«Родителям будущих первоклассников». 2.«Готовимся к школе» |
1 класс | «Воспитание культуры поведения» «Развитие коммуникативных и творческих способностей, эмоционально-ценностное воспитание». «Развитие навыков самоанализа, самооценки, самовоспитания» | 1.«Первый раз в первый класс» 2. «Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе» 3.«Формирование привычки здорового образа жизни» 4. «Игра и труд в жизни первоклассника» 5. « Безопасность детей – забота взрослых» 6.«Организация и проведение летнего отдыха» |
2 класс | 1. «Формирование волевых привычек -основа школьной успешности ребенка» 2.«Поощрения и наказания в жизни ребенка» 3.«Гиперактивные дети в школе» 4. «Моя семья – моя радость» 5. «Дисциплина на улице - залог безопасности на дороге» | |
3 класс | 1. «Особенности памяти детей и методы ее развития» 2.«Если Вы купили ребенку велосипед», 3. «Как любить ребенка» 4. «Дети и деньги» родительский ринг 5. «Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребенка» | |
4 класс | 1. "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией" 2.«Общение родителей с детьми» 3.. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой» 4.«Формирование позитивной самооценки у младших школьников» 5. "Как подготовить ребенка к переходу в среднюю школу" |
Приложение №2
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КЛАССНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1-й класс
Первый раз в первый класс
Вопросы для обсуждения:
1. Основные цели обучения и воспитания учащихся в первом классе.
2. Общая характеристика возраста: особенности развития детей 6-летнего возраста, адаптация к школе.
3. Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.
4. Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.
5. Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.
6. Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.
"Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе"
Вопросы для обсуждения:
1. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.
2. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.
3. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей. Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.
4. Организация психолого-педагогической и медицинской помощи детям, нуждающимся в этом.
5. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.
Формирование привычки здорового образа жизни школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Личная гигиена школьника и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.
2. Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.
3. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье
4. Режим дня школьника.
5. Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
Игра и труд в жизни первоклассников
Вопросы для обсуждения:
1. Игры детей-первоклассников, как средство познания окружающего мира и стремление к активной деятельности.
2. Единство игровой и трудовой деятельности.
3. Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.
4. Общественные поручения в школе, домашний труд и поручения в семье.
5. Обучающий характер трудовой деятельности.
6. Поощрение детей в семье к труду, пример родителей и
взрослых.
7. Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.
Организация и проведение летних каникул
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.
2. Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.
3. Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.
4. Самообслуживание, работа по дому, помощь школе.
Приложение №3
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(3 класс)
Тема :« Как любить ребенка?»
Вы знаете цитату из произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто-нибудь возьмется ее оспаривать.
А сейчас у меня, уважаемые родители, вопрос к вам: «Кто из вас считает свою семью счастливой?» (Ответы родителей или поднятые вверх руки.) Я попрошу вас ответить еще на один вопрос: Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? (Ответы родителей.) Послушайте теперь, что думают ваши дети. -- вот какие определения счастливой семьи дали ваши дети.(Зачитываются ответы детей, заранее проводился опрос)
Ответы детей на вопрос: «Что значит счастливая семья?» можно трактовать как оценку достоинств этой семьи, а можно – как обозначение проблем, которые в ней существуют. Никто из детей не сказал, что «счастливая семья – это такая, в которой родители любят детей». Отсюда мой вывод: все дети считают, что они любимы своими родителями. Вопрос к вам, уважаемые родители:
– Как вы выражаете свою любовь к детям? (Ответы родителей:
- говорим ласковые слова;
- улыбаемся ребенку;
- гладим по голове;
- целуем его;
- прижимаем к себе;
- делаем подарки, которые желает ребенок.)
Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям.
Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:
- контакт глаз;
- физический контакт;
- пристальное внимание.
(Записать это на доске.)
Каждый из этих способов принципиально важен.
Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как будто это синонимы.
Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (то есть без непосредственного воздействия со стороны других), надо выражать свою любовь к ним всеми способами.
КОНТАКТ ГЛАЗ
Вопросы к родителям:
– Как вы думаете, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз?
– Делаете вы это?
– Когда? В каких случаях?
– Какой при этом взгляд?
– А как мы глядим, когда недовольны ребенком?
Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.
Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.
Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.
Вопрос к родителям: «Как вы думаете, с какого возраста дети начинают искать контакта глаз?» Оказывается уже в 6 – 8 недель глаза ребенка, как два радара, все время ищут встречи с глазами другого человека. Ему всего два месяца от роду, но он уже ищет источник эмоционального питания. Так рано формируется эмоциональная связь ребенка с миром.
Многие исследователи подчеркивают, что основные параметры личности, тип мышления, стиль речи, черты характера уже формируются к пяти годам. Значит, с первых дней жизни ребенка нужно как можно чаще дарить ему любящий и нежный взгляд.
Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля над детьми
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ
Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.
Вопрос к родителям:«Как вы понимаете этот способ?» Осуществить физический контакт – это значит:
- прикоснуться к руке;
- обнять за плечи;
- погладить по голове;
- потрепать по волосам;
- шутливо потолкаться;
- прижать к себе;
- поцеловать и т. д.
Вопросы к родителям:
– Часто ли вы это делаете?
– В каких случаях?
В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку.
Те родители, которые не используют физический контакт, наверное, считают, что их дети – это механически двигающиеся куклы; и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести. А на самом деле папа и мама упускают огромные возможности во взаимоотношениях с детьми.
При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Они должны быть естественными, действовать на него умиротворяюще. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.
Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6 – 7 лет часто целуем детей ~им это нравится), то ребенка в 8 – 10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать.
А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Теперь поговорим о третьем способе выражения любви – пристальном внимании. В чем оно заключается?
В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему.
Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Денди» – купили, попросила Барби – купили).
Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени.
Вопрос к родителям: «Как вы думаете, достаточно ли вы уделяете пристального внимания своим детям?»
На самом деле пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.
Старайтесь ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине.
В заключение хотелось бы напомнить слова выдающегося педагога и психолога С.Л. Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку
( 4 класс)
Тема : Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией
( Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)
Форма проведения: круглый стол.
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.»
Эрих Фромм
Вопросы для обсуждения
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Вариант выступления классного руководителя.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально 9 нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
- Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
- Что тебе в них нравится?
- Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
- какие телепередачи привлекают твоих родителей?
- Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Номера вопросов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мальчики | |||||
Девочки | |||||
папы | |||||
Мамы |
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жесткое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как… | Если тебя поощряют, то как…. | Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Приложение №4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
( проводится на первом собрании каждого учебного года)
— Ф.И.О. ребёнка.
— Дата рождения.
— Хобби.
— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.
— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
— Материальное положение.
— Жилищные условия.
Уважаемые родители!
В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.
1. Что Вы ожидаете от школы?
2. Что Вас не устраивает в школе?
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка?
8. По каким предметам он испытывает затруднения?
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?
11. Усидчив ли он?
12. Быстро ли он утомляется?
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?
15. Что Вы хотите от своего ребёнка?
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?
19. Много ли у родителей свободного времени?
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы?
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?
23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги ксерокса,…)?
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Классный руководитель Гранюк Е.М.____________________
Анкета
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Анкетный опрос родителей на первом
родительском собрании в учебном году
- Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
- хорошей организации быта;
- радости общения;
- покоя и защищенности.
- Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
- здоровье детей;
- хорошая учёба;
- трудовое участие детей в жизни;
- настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
- быть материально обеспеченным человеком;
- встретить любовь;
- иметь много друзей;
- реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
- да;
- нет.
- Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Что для Вашего ребёнка вечер дома:
- радость общения;
- возможность быть самим собой;
- мучения и пытка.
Анкета для родителей учащихся
Цель: уровень информированности родителей учащихся по вопросам воспитания в семье, тип внутрисемейных взаимоотношений.
1.Знаете ли вы основные типы воспитания в семье? Какие?
- Какой тип воспитания в вашей семье?
- Все ли взрослые члены семьи предъявляют единые требования к
ребенку? - У вас в семье с ребенком доверительные отношения?
- Назовите источники ваших знаний по воспитанию детей в семье?
- Каковы виды поощрения и наказания в вашей семье?
- Знаете ли вы возрастные психофизиологические особенности
развития ребенка? - Знаете ли вы индивидуально-психологические особенности вашего
ребенка (тип темперамента, интроверсия- экстраверсия,
характерологические особенности)? Как это помогает вам в
отношениях с вашим ребенком? - Учитываете ли их во взаимоотношениях с вашим ребенком?
- Всегда ли вы можете без конфликта разрешить проблемную
ситуацию с вашим ребенком? - Известны ли вам причины проблем (если такие есть) вашего ребенка
в общении, с посещаемостью школы, с дисциплиной на уроках и т. д.?
10. Как вы помогаете ребенку справиться с ними?
11.Уделяете ли вы своему ребенку столько времени, сколько хотели
бы?
12.Обращаетесь ли вы за помощью по вопросам воспитания к
педагогам школы?
13.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации по вопросам
воспитания детей в семье?
14. Какая помощь вам нужна?
Анкетирование родителей.
Знаю ли я своего ребенка?
1 .Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?А) Да - 3, б) не очень - 2, в) плохо - 1.
2.Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
А) Круглые сутки - 3, б) 5-6 часов в сутки - 2, в) 1 -2 часа - 1.
3.Когда вы были с ним в театре?
А) В этом месяце — 3, 6)3 месяца назад — 2, в) полгода — год назад — 1.
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?
А) да - 3, б) иногда - 2, в) никогда - 3.
5.Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?
А) всегда -3,6) иногда - 2, в) никогда - 1.
6.Как вы поощряете своего ребенка?
A)радуетесь вместе с ним его успеху - 3,б) просто хвалите - 2, в)покупаете дорогие вещи игрушки- 1.
7.Как вы наказываете своего ребенка?
а)делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним - 3,
б) не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,
в)применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.
8.Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?
A)действуете согласованно - 3
Б) обращаетесь к посторонней помощи - 2
B)каждый воспитывает по-своему — 1.
9. Видит ли ваш ребенок ваши разногласия в семье?
А) нет -3,6) иногда - 2, в) да - 1.
10.Учите ли вы ребенка уважать людей?
А) да, всегда -3,6) иногда — 2, в) не затрагивали этот вопрос — 1.
Библиографический список
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика М., 1993.
2.Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребёнка. М., 1986.
3.Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.
4. 1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001
5.Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
6.Конвенция о правах ребёнка.
7.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение 1986.
8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.
9.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред.И.С. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005.
10. Сайт: www.inter-pedagogika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Назначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руко...
Программа работы с родителями на 2007-2011 гг
Данная программа способствует развитию классного коллектива с активным включением родителей...
Программа работы с родителями
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Программа работы с родителями "Сотрудничество".
В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы....
Программа работы клуба"Родители и дети"
Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)
Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации де...