План работы с родителями.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План работы с родителями
Учителя начальных классов МБОУ «Средней школы №34»г. Нижневартовска
Огромное значение в построении воспитательной работы является взаимодействие классного руководителя с родителями школьника.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Существуют такие формы взаимодействия учителя и родителей:
Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Переписка.
- Посещение семьи на дому.
- Жилищные условия(сентябрь)
- Взаимоотношения с детьми (январь)
- Досуг детей (март)
Посещая учащихся с ОВЗ и детей, которые вызывают у меня тревогу на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате и взаимоотношении в семье, об особенностях отношения к ребенку в семье, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи.
2.Приглашение в школу.
Родителей приглашаю в школу на тематические праздники: «День Матери», «Встреча Нового года!», «День Защитника Отечества», «8 марта», открытые уроки для родителей, когда надо поделиться радостной новостью, например, участие ребенка в проектных и исследовательских работах. Не приглашаю родителей для сообщения негативной информации о ребенке, эта информация вызываете плохое отношение к школе.
Индивидуальные консультации педагога.
- Помощь ребенку при выполнении домашнего задания
- Поощрение в семье
- Как развивать желание учиться
- Чтение книг в вашем доме
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с родителями. Консультации проводятся для того, чтобы помочь родителям как в учебном процессе, так и в вопросах воспитания. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. При индивидуальных беседах, родители доверяют мне информацию о ребенке, которая в дальнейшем помогает для профессиональной деятельности.
4. Переписка (Viber) Переписка очень удобна для родителей, которые не имеют возможности часто посещать школу (разные причины). Удобная форма взаимодействия:(объявления, отметки, сообщения, рекомендации, фото с праздников…)
Групповые:
1. Родительские собрания.
2. Тематические консультации.
1. Родительские собрании.
Задачи родительских собраний многообразны: знакомлю родителей с требованиями и условиями работы школы, сообщаю результаты учебного процесса и воспитательной работы, даю практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Тематика родительских собраний.
1 класс
- Первые дни ребёнка в школе. Психологические аспекты готовности ребёнка к школе.
- Воспитание в детях добрых чувств.
- Игра и труд в жизни первоклассника.
- Организация занятий школьника, направленная на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни.
2 класс
- Организация учебного труда младших школьников в процессе подготовки домашних заданий.
- Воспитание у детей интереса к чтению.
- Единые требования школы и семьи в воспитании детей.
- Детские праздники в семье.
3 класс
- Воспитание у детей чувства коллективизма, взаимопомощи в семье, ответственности за свои поступки.
- Трудовое воспитание школьника-третьеклассника.
- О воспитании сознательной дисциплины. Поощрение и наказание.
- Семейные традиции. Организация летнего отдыха.
4 класс
- Возрастные особенности младших подростков.
- Авторитет родителей. Его значение для ребёнка.
- Телевидение, интернет и дети.
- Детские праздники в семье, где ребёнок – младший подросток.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации провожу 1 раз в четверть и по желанию родителей, в этот день могут быть приглашены, специалисты по необходимости: социальный педагог, педагог психолог, учителя предметники. Например: «Мы – пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте», «Мое отношение к взрослым», «Правильном питании – залог здоровья», «Проблемы в воспитании ребёнка»…
Коллективные:
1. Классные родительские собрания.
2. Общешкольные родительские собрания.
3. Дни открытых дверей.
4. Концерты.
5. Творческие отчеты.
6. Выставки детских работ.
7. Классные детские мероприятия.
1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). В первом классе за круглым столом происходит знакомство с родителями, выбор родительского комитета, определение вопросом , которые будут рассмотрены в течение года. Во 2-4 классах с помощью анкетирования определяем темы для обсуждения, совместно планируем мероприятия, при составлении воспитательной работы, учитываю мнение родителей, составляю план заседаний родительского комитета.
План заседаний родительского комитета.
1. | Питание детей. Текущие вопросы. | сентябрь |
2. | Роль родителей в управлении школы. | октябрь |
3. | Организация новогодних праздников(утренник, подарки, сюрпризы) | ноябрь |
4. | Определение неотложных задач на второе полугодие. Организация праздников для девочек и мальчиков. | декабрь |
5. | Удовлетворенность родителей организацией жизнедеятельности школы. | апрель |
6. | Летний отдых детей | Май. |
2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности адаптации первоклассников», «Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др.
3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
3. Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы. В нашей школе такие награждения проходят.
4. Родительские дни (дни открытых дверей)
«День открытых дверей» мы проводим один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
5. Концерты.
Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику: «День пожилого человека», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая» и др. В школе проходят праздники, концерты общешкольного уровня.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
6. Творческие отчеты. (внеурочная деятельность)
Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.
7. Выставки работ.
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
В нашей школе уже становится традицией участие родителей в выставках ко «Дню пожилого человека», ко «Дню матери». Дети и взрослые с удовольствием посещают такие выставки, гордятся своими родными, что ведет к сближению отношений между родителями и детьми.
В школе оформлены «Уголки для родителей», из которых они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.
8. Классные детские мероприятия.
Совместные мероприятия с родителями
№ п/п | Содержание | Дата |
Праздник «День Знаний» | сентябрь | |
Осенняя ярмарка | сентябрь | |
Конкурс поделок к празднику Осени | октябрь | |
Праздник «Дружба народов» | ноябрь | |
Мастерская Деда Мороза | декабрь | |
Новогодний утренник | декабрь | |
«Папа , мама, я – спортивная семья» | январь | |
Праздник «Смотр строя и песни» | февраль | |
Праздник для пап | февраль | |
Мамин праздник | март | |
Праздник инсценированной песни ко Дню Победы | май | |
Прощание с начальной школой | май |
Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность.
В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия. Родители помогают в организации и проведении праздников, поездок в театры и кинотеатры, конкурсах, инсценированных классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой родителей. Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.
Огромная работа была проделана родителями для создания костюмов к праздникам «Дружба народов», инсценированного праздника «Прощание с Азбукой», «До свидания, третий класс», «Смотр строя и песни».
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями обучающихся
План разрабатывался для 3 класса, но подойдет для любого класса начальной школы. Это один из разделов общего плана воспитательной работы с классом...
Перспективный план работы с родителями учащихся начальных классов.
Перспективный план работы с родителями составлен н весь период обучения в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...
План работы с родителями во 2 классе
План работы содержит тематику родительских собраний на учебный год...
План работы с родителями
План работы с родителями...
План работы с родителями
ПЛАН РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ....
План работы с родителями обучающихся 1 класса по ФГОС
Данный материал поможет учителям начальных классов познакомить родителей с ФГОС НОО....
Перспективный план работы с родителями
Примерный перспективный план работы с родителями школьного учителя-логопеда....