Программа курса внеурочной деятельности " Моя безопасность" 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
УТВЕРЖДАЮ: Директор______________ «___» _____________2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВВВР__________«___»_______2019 г. | Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО_______ «___» ___________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: Внеурочная деятельность«Моя безопасность»
Учебный год: 2019-2020 г.
Класс:3А, 3Б, 3 В, 3Г.
Учитель: Вербицкая Ирина Анатольевна
Количество часов в неделю:1
Количество часов всего: 34
Сургут 2019 г
Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» разработана на основе:
- Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №273 (далее – ФГОС НОО) с изменениями.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3».
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (Приказ Росстата от 17 августа 2016г.) «О направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017г. №09-1672.
Программа курса «Моя безопасность» рассчитана на 1час в неделю: 34 часа в год.
Программа предназначена для учащихся 3 классов и направлена на создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию, на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моя безопасность» на этапе начального общего образования являются:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности курса «Моя безопасность» по социальному направлению:
- Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций ситуаций,
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
2. Метапредметные:
2.1. Познавательные:
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием курса;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- обработка информации;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение,
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
2.2. Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах.
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвосхищать результат;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
2.3. Коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью,
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы внеурочной деятельности:
- Беседы.
- Экскурсии.
- Практические занятия.
- Просмотры тематических видеосюжетов.
- Викторины, конкурсы.
- Встречи с сотрудниками служб безопасности района.
Содержание курса внеурочной деятельности
- Опасные ситуации природного характера.
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, ураган) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, ураганы, бури, смерчи.
- Опасные ситуации техногенного характера.
«Основные правила пожарной безопасности».
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Экскурсия в пожарную часть.
- Опасные ситуации социального характера.
«Правила безопасного поведения в школе и дома».
Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.
4. Дорожно - транспортная безопасность.
Дорога и участники дорожного движения
Азбука дорожной безопасности. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Сигналы регулировщика. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
5.Основы медицинских знаний
Как вызвать скорую помощь. Телефоны экстренного вызова. Персонал скорой помощи. МЧС. Специальные и специализированные транспортные средства. Опознавательные знаки ТС. Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной аптечки.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы курса внеурочной деятельности.
По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, КВНа, театрализованном представлении.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. Опасные ситуации природного характера | 6 |
2. Опасные ситуации техногенного характера | 4 |
3. Опасные ситуации социального характера | 6 |
4. Дорожно - транспортная безопасность | 11 |
5. Основы медицинских знаний | 7 |
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Моя безопасность»
Библиотечный фонд (для учителя)
Список литературы:
- Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010. – 55 с.
- Нуждина, Т.Д. Мир животных и растений. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 2000. – 320 с.
- Нуждина, Т. Д. Мир вещей. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998. – 152 с.
- Основы безопасности и жизнедеятельности. [Текст]/ Сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. – 225 с.
- Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В.В. Поляков. – М.: Дрофа, 1998. – 198 с.
- Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Поторочина. – М.: ВАКО, 2008. – 128с.
- Усачёв, А. А., Березин, А. И. Школа безопасности. [Текст]: учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/ А.А. Усачев, А.И. Березин. - М.: АСТ, 1999. – 250 с.
- Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности. [Текст]: книга для детей и родителей/ Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
- Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах. [Текст]: методическое пособие для учителя/ А.М. Якупов. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"
Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях. П...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...