Памятка классным руководителям
материал
Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа классными руководителями, учителями-предметниками, родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_klassnymi_rukovoditelyami.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа классными руководителями, учителями-предметниками, родителями
Цель: профилактика суицидального поведения, недопущение, предотвращение суицидальных попыток.
Важные рекомендации
Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет. Точно картину может дать только детальный анализ всех составляющих, осуществляемый квалифицированным психологом.
Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который наиболее эффективен в современных условиях.
Ситуация-катализатор (которая может стать последней каплей или внезапно спровоцировать суицид) есть у каждого. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.
Алгоритм анализа
№ | Этап анализа | Ответственный исполнитель |
1 | Наличие маркеров суицидального поведения. | Классный руководитель, родители |
2 | Внешние проявления. | Классный руководитель, родители |
3 | Способность ближайшего окружения помочь. | Классный руководитель, родители, психолог |
4 | Взаимоотношения в референтной (значимой) группе. | Классный руководитель, психолог |
5 | Психическое состояние | Классный руководитель, психолог |
6 | Адекватность оценивания ребенком ситуации, в которой он находится. | Классный руководитель, психолог |
7 | Наличие зависимостей | Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
8 | Есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором (их может быть несколько: если да, продумать, как нейтрализовать ее, уменьшить воздействие) | Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
Катализаторы (ситуации-провокаторы суицида) – это все ситуации, что могут привести к ощущению ребенком крайней степени безысходности, глубокого отчаяния
Чаще всего это:
1. Проблема + Отсутствие поддержки со стороны значимых людей;
2. Проблема + Неуверенность в себе, низкая самооценка;
3. Резкая смена статуса;
4. Внезапные неудачи или систематические учебные неудачи;
5. Внезапные изменения (потеря значимого человека – ссора с лучшим другом; развод в семье; повторные браки родителей; смерть близкого человека и пр.);
6. Длительное ожидание неудачи + заниженная или завышенная самооценка;
7. Затяжной или, наоборот, внезапный острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.
Маркеры суицидального поведения
- Раздаривание любимых, значимых вещей.
- Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние), на фоне неизменной социальной ситуации (иногда внешнее облегчение состояния).
- Примирение с врагами, обидчиками.
- Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента.
- Разговоры о собственной ненужности, высказывания о нежелании жить (прямые и косвенные).
- Обсуждение вариантов ухода из жизни.
- Потеря перспективы будущего.
- Отрицание проблем.
- Несвойственная тяга к уединению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка классному руководителю.
Памятка включает: 1.Заповеди классного руководителя.2.Кодекс классного руководителя.3.Что должен знать классный руководитель в работе с детьми....
Памятка классному руководителю
Начальная школа...
Памятка классному руководителю по технике безопасности.
Памятка классному руководителю по технике безопасности....
Памятка классному руководителю.
Памятка классному руководителюЯсно поставить цель и привлечь к её реализации всех школьников.Составить точный план работы, установив, как должен выполняться.Выяснить все реальные условия работы. Не ви...
Памятка классному руководителю
В помощь классному руководителю для создания плана воспитательной работы....
Памятка классному руководителю.
Памятка....
Памятка классному руководителю по работе с «трудными» детьми
При работе с «трудными» детьми следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успе...