Памятка классным руководителям
материал

Миронова Наталья Владимировна

Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа классными руководителями, учителями-предметниками, родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_klassnymi_rukovoditelyami.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа классными руководителями, учителями-предметниками, родителями

Цель: профилактика суицидального поведения, недопущение, предотвращение суицидальных попыток.

Важные рекомендации

Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет. Точно картину может дать только детальный анализ всех составляющих, осуществляемый квалифицированным психологом.

Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который наиболее эффективен в современных условиях.

Ситуация-катализатор (которая может стать последней каплей или внезапно спровоцировать суицид) есть у каждого. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.

Алгоритм анализа

Этап анализа

Ответственный исполнитель

1

Наличие маркеров суицидального поведения.

Классный руководитель, родители

2

Внешние проявления.

Классный руководитель, родители

3

 Способность ближайшего окружения помочь.

Классный руководитель, родители, психолог

4

Взаимоотношения в референтной (значимой) группе.

Классный руководитель, психолог

5

Психическое состояние

Классный руководитель, психолог

6

Адекватность оценивания ребенком ситуации, в которой он находится.

Классный руководитель, психолог

7

Наличие зависимостей

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

8

Есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором (их может быть несколько: если да, продумать, как нейтрализовать ее, уменьшить воздействие)

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

Катализаторы (ситуации-провокаторы суицида) – это все ситуации, что могут привести к ощущению ребенком крайней степени безысходности, глубокого отчаяния

Чаще всего это:

1. Проблема  + Отсутствие поддержки со стороны значимых людей;

2. Проблема + Неуверенность в себе, низкая самооценка;

3. Резкая смена статуса;

4. Внезапные неудачи или систематические учебные неудачи;

5. Внезапные изменения (потеря значимого человека – ссора с лучшим другом; развод в семье; повторные браки родителей; смерть близкого человека и пр.);

6. Длительное ожидание неудачи + заниженная или завышенная самооценка;

7. Затяжной или, наоборот, внезапный острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.

Маркеры суицидального поведения

  1. Раздаривание любимых, значимых вещей.
  2. Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние), на фоне неизменной социальной ситуации (иногда внешнее облегчение состояния).
  3. Примирение с врагами, обидчиками.
  4. Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента.
  5. Разговоры о собственной ненужности, высказывания о нежелании жить (прямые и косвенные).
  6. Обсуждение вариантов ухода из жизни.
  7. Потеря перспективы будущего.
  8. Отрицание проблем.
  9. Несвойственная тяга к уединению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка классному руководителю.

Памятка включает: 1.Заповеди классного  руководителя.2.Кодекс классного руководителя.3.Что должен знать классный руководитель в работе с детьми....

Памятка классному руководителю по технике безопасности.

Памятка классному руководителю по технике безопасности....

Памятка классному руководителю.

Памятка классному руководителюЯсно поставить цель и привлечь к её реализации всех школьников.Составить точный план работы, установив, как должен выполняться.Выяснить все реальные условия работы. Не ви...

Памятка классному руководителю

В помощь классному руководителю для создания плана воспитательной работы....

Памятка классному руководителю по работе с «трудными» детьми

При работе с «трудными» детьми следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успе...