От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.
статья

Маркова Раиса Ивановна

Школа  призвана  воспитывать  подрастающее  поколение  в  духе  высокой  ответственности  за  своё  поведение. Условия  ускоренного  социально-экономического  развития  страны,  повышение  интеллектуального  и  культурного  уровня,  достижения психолого-педагогической  науки  обусловливают необходимость  воспитания  дисциплинированного поведения  начиная  с 1  класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_povedenie.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

От  чего  зависит  дисциплинированное  поведение  ученика  на  уроке.

Школа  призвана  воспитывать  подрастающее  поколение  в  духе  высокой  ответственности  за  своё  поведение. Условия  ускоренного  социально-экономического  развития  страны,  повышение  интеллектуального  и  культурного  уровня,  достижения психолого-педагогической  науки  обусловливают необходимость  воспитания  дисциплинированного поведения  начиная  с 1  класса.

            Воспитание  ответственности   за  своё  поведение  включает  в  себя  развитие  у  школьников  ценностного  отношения  к  дисциплине  и  навыка  саморегуляции  поведения.  Школьная  дисциплина – это  определённый  порядок  поведения  школьников, обусловленный  необходимостью  успешной  организации учебно-воспитательного процесса. Обычно  выделяют внешнюю  дисциплину и  внутреннюю. Внешней  дисциплиной  называют  послушание, повиновение  и  подчинение, в  основе     которых  лежат  внешние  положительные и  отрицательные  санкции – поощрение  и  наказание.  Внутренней  дисциплиной  называют  способность  школьника  к  торможению нежелательных  импульсов, саморегуляции,  самостоятельному управлению  своим  поведением. В  основе  её  лежат усвоенные  правила  и  нормы,  выступающие  как  внутренняя  потребность,  устойчивая  предрасположенность  личности  к  дисциплинированному  поведению.

        Главное  условие,  обеспечивающее  дисциплинированное  поведение  школьников  на  уроке, - тщательно  разработанный  урок. Когда  урок  хорошо  построен,  чётко  спланированы  все  его  моменты,  если  все  дети  заняты  делом,  они  не будут  нарушать  дисциплину.  Это  бесспорно  и  всем  известно.  Психологический  механизм  данного явления  достаточно  прост: саморегуляция  поведением  становится  частью  интересной  познавательной  деятельности.  Ребёнок  регулирует  своё  поведение  неосознанно: его  привлекает  ситуация  интереса.  Поэтому, как  только  урок  становится  неинтересным,  дисциплинированное  поведение  исчезает.

          Важным  фактором,  влияющим  на  дисциплинированное  поведение  школьников  на  уроке,  выступает  стиль  отношений   между  учителем  и  детьми. Стиль  отношений – это  определённые  содержание  и  форма  отношений,  складывающиеся  в   педагогическом  процессе. Обычно  выделяют  три  стиля  отношений: авторитарный, демократический  и  либерально- попустительский.  При  авторитарном  стиле  учитель  как  бы  стоит  «над  классом»,  он  осуществляет  единоличное  управление  поведением  школьников.

При  демократическом   стиле  учитель  организует  совместную  с  детьми  деятельность,  по  управлению  их  поведением,  он   «внутри  класса».

При  либерально-попустительском  стиле   отношений  учитель  не  управляет    поведением  школьников,  находится  как  бы  «в  стороне  от  класса».

В  реальной  действительности  учитель,  организуя и  регулируя  дисциплинированное  поведение  школьников  на  уроке,  использует  различные  методы  управления  поведением:  убеждения,  внушения,  требования. При  необходимости  используются поощрения  и  наказания. Тем  самым  учитель вносит в  свои  отношения с детьми  элементы  всех  стилей: авторитарного, демократического и  либерально-попустительского. Использование  того  или  иного стиля  отношений зависит, с одной  стороны, от  профессионального опыта  учителя,  его личностных  особенностей, с  другой – от  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  школьников, от  своеобразия  урока. Однако  при всём  многообразии оттенков  отношений складывающихся  между  учеником  и  учителем, признаки того  или  иного  стиля  доминируют. Самый  распространённый  в  школьной  практике – смешанный  авторитарно- демократический  стиль. Его  носителем  обычно  является  опытный  учитель,  хорошо  владеющий всеми  методами  управления  поведением – убеждением,  требованием  и  внушением.

           Обучение  ребёнка  дисциплинированному  поведению  требует  высокого  уровня  профессионального  мастерства  учителя,  которое  не  сводится  к  требованию  неукоснительного  подчинения,  манипулированию  классом.  Оно  должно  обеспечить  ребёнку  активную  позицию,  являющуюся  залогом  развития  позитивных  качеств  личности.