От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.
статья
Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_povedenie.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.
Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.
Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина – это определённый порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю дисциплину и внутреннюю. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению.
Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, чётко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это бесспорно и всем известно. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведением становится частью интересной познавательной деятельности. Ребёнок регулирует своё поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.
Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает стиль отношений между учителем и детьми. Стиль отношений – это определённые содержание и форма отношений, складывающиеся в педагогическом процессе. Обычно выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический и либерально- попустительский. При авторитарном стиле учитель как бы стоит «над классом», он осуществляет единоличное управление поведением школьников.
При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность, по управлению их поведением, он «внутри класса».
При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением школьников, находится как бы «в стороне от класса».
В реальной действительности учитель, организуя и регулируя дисциплинированное поведение школьников на уроке, использует различные методы управления поведением: убеждения, внушения, требования. При необходимости используются поощрения и наказания. Тем самым учитель вносит в свои отношения с детьми элементы всех стилей: авторитарного, демократического и либерально-попустительского. Использование того или иного стиля отношений зависит, с одной стороны, от профессионального опыта учителя, его личностных особенностей, с другой – от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, от своеобразия урока. Однако при всём многообразии оттенков отношений складывающихся между учеником и учителем, признаки того или иного стиля доминируют. Самый распространённый в школьной практике – смешанный авторитарно- демократический стиль. Его носителем обычно является опытный учитель, хорошо владеющий всеми методами управления поведением – убеждением, требованием и внушением.
Обучение ребёнка дисциплинированному поведению требует высокого уровня профессионального мастерства учителя, которое не сводится к требованию неукоснительного подчинения, манипулированию классом. Оно должно обеспечить ребёнку активную позицию, являющуюся залогом развития позитивных качеств личности.