"Роль классного руководителя в системе ФГОС"
статья
Выступление на педагогическом совете. "Роль классного руководителя в системе ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_sisteme_fgos.docx | 118.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнеангарская» СОШ №1
Выступление на педагогическом совете
«Роль классного руководителя в системе ФГОС»
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Кетрова Наталья Михайловна
Нижнеангарск 2015 г
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
(А.А. Захаренко)
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Слайд 2) Сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. (Слайд 3) В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей. (Показать результаты успешной реализации ФГОС).
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; организация социально значимой, творческой деятельности; установление контактов с родителями обучающихся; ведение документации (классный журнал, личные дела, портфолио учащихся, план работы классного руководителя, «Электронный дневник»).
(Слайд 5) ФГОС представляет новые роли классного руководителя:
- информатор-эксперт,
- Организатор-фасилитатор (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи),
- консультант, собеседник.
В воспитательной деятельности внедряю в практику принцип обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду.
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Отметим составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, которые используются в моей работе:
“Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
“Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым.
“Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга.
“Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру места, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми
Деятельность классного руководителя в рамках ФГОС
(Слайд 6) Сопоставительная таблица традиционной системы работы классного руководителя и деятельности по ФГОС второго поколения:
(Слайд 8) Появление нового понятия – тьютор. ТЬЮТОР – наставник, воспитатель, советчик, помощник. Описать функции учителя-тьютора.
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа.. Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать?
Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.
Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного.
Младшие школьники очень любознательны, они в школе «Открывают МИР», им все интересно, у них возникает очень много вопросов, они задают эти вопросы взрослым и, чтобы ответить на многие вопросы была создана программа воспитательной работы «ПОЧЕМУЧКИ ».
Программа состоит из 4 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.
Целью данной программы по духовно-нравственному воспитанию является формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создание условий для её самореализации, выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учебе.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;
- Создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;
- Осваивать и использовать в практической деятельности новые педагогические технологии;
Основные положения моей воспитательной системы:
- Индивидуальный подход в воспитании и обучении
- Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором
- Системность в работе
Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.
В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление- « Здоровячок» ( 1 класс)
В первом классе большое внимание уделяла теме « Здоровье». Уже в первые дни сентября провела беседу « Мы в школе », где учились правильно сидеть, сохранять красивую осанку.
Рассматривали темы: «Дружи с водой»; «Забота о глазах»; «Уход за ушами, зубами, руками и ногами», « Забота о коже, как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе и после школы, поведение в школе, вредные привычки; мышцы, кости и суставы; как закаляться, обтирание и обливание», « Режим дня и здоровья ». Проводила беседу «Как и чем, мы чувствуем?», где рассматривали органы чувств и их функции, беседа «Мойтесь чаще, мойтесь чище!» — закрепление знаний о режиме дня, спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике
Первоклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «Спортивные соревнования с участием родителей, «Поход классом на природу совместным с родителями», «зимняя олимпиада», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях, за что многие получили почетные грамоты.
Второе направление– « Всезнайки» ( 2 класс)
Это познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности;
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность и развитие мышления;
на проведение психолого-педагогических диагностик, помогающих в коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Проводим внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. Планируем проведение олимпиады в классе, КВН по предметам, участие в интеллектуальных конкурсах.
Третье направление - «Я такой маленький в таком большом мире»(3 класс)
Перед классным руководителем ставятся следующие задачи:
- формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и норам права.
- способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека.
Формы работы:
- тематические нравственные, правовые часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
- праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;
- оказание помощи младшим школьникам;
- встречи с представителями правовых структур;
- встречи с ветеранами труда;
- конкурсы, викторины по правовой тематике.
Четвертое направление- « Я и моя семья» ( 4 класс)
Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Учителю необходимо знать образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
- изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.
Формы работы:
- .тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи». «Военная летопись моей семьи»;
- праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
- тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалог, анализ ситуаций, беседы, игры, тестирование, творческие работы. Классные часы: «Мальчишеская сила: когда она хороша и когда она приносит огорчения», «Когда о человеке говорят, что он аккуратный», «Верность своему слову», «Дисциплинированное поведение: какие правила и требования содержит оно?», «Основные правила вежливого отношения к людям», «Бережливость и аккуратность украшает человека», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Почему труд кормит, а лень портит?», «Волшебная сила слов и поступков
Провожу беседы: «В сентябре лето кончается — осень начинается», «Праздник урожая», День матери, Рыцарский турнир, конкурсы стихотворений о природе по разным временам года, выставки рисунков «Волшебница Зима», «Краски Осени», «Как я вижу свою планету».
Использую средства психолого-педагогической диагностики (анкеты, тесты, игры) подобранные и адаптированные к возрастным особенностям учащихся. Значение их состоит в том, что они дают материал для анализа, самоанализа и обсуждения вопросов.
Свою деятельность осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:
- родительские собрания;
- общешкольные конференции;
- анкетирование и тестирование;
- открытые мероприятия для родителей;
- совместные экскурсии;
- привлечение всех родителей к классным праздникам;
- знакомство с родословной семьи.
У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).
Сегодняшнее выступление хочу закончить так:
Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад
Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации ФГОС второго поколения»...
Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...
- Мне нравится (2)