Внеклассное занятие для учащихся начальных классов "Пожар, стоп!"
методическая разработка (4 класс)

Всегда огонь являлся другом человека. Он согревает в холода, дает свет, без его помощи нам не приготовить еду.

Необходим он и на производстве. Без огня не выплавишь сталь, не испечешь хлеб. Но иногда огонь становится очень опасным. За несколько минут он может уничтожить то, что создавалось человеком долгие годы, а иногда и саму человеческую жизнь.

Данный материал позволяет закрепить с обучающимися знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения во время пожара, привить навыки осторожного обращения с огнем. Развивается воображение, память, мышление.

 У детей воспитывается чувство  бережного отношения к своему здоровью, ответственность за сохранение природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsii_.pozh_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пожар, стоп!»

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов

Цель:Закрепить с обучающимися знания о правилах пожарной безопасности и

          правилах поведения во время пожара.

Задачи:Прививать навыки осторожного обращения с огнем.

             Развивать воображение,память,мышление.

             Воспитывать у детей чувство  бережного отношения к своему здоровью,

             ответственность за сохранение природы.

Выставка рисунков на тему «Огонь наш друг и враг» (выполнены обучающимися

 4класса) .

Образцы плакатов

«Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!» В.Маяковский

«Спички не тронь, в спичках огонь!»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда»

Выставка детских книг:

Б.Житков. «Пожар в доме»

Л.Н.Толстой «Пожарные собаки».

Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял».

С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое».

Часть сцены оборудована как квартира (стол с длиной скатертью, игрушки, ковер на полу; вторая часть класса, как парк или лес.)

Атрибуты:

коробок спичек (для наглядности каминные),

несколько палочек (для имитации костра),

мусор (полиэтиленовый пакет, баллончики из под лака и т.п., кусочек

шифера, синтетические мочалки,)

мишура и самодельные игрушки из ваты для украшения елки,

бенгальские огни, хлопушки,

призы и подарки победителям,

заставки – рисунки «Большой костер», «Маленький костер»

ведро с водой, тканевые салфетки по количеству участников.

В начале праздника участники делятся на три команды , придумывают название командам в соответствии с темой занятия.

Ведущий.

-Всегда огонь являлся другом человека. Он согревает в холода, дает свет, без его помощи нам не приготовить еду. Необходим он и на производстве. Без огня не выплавишь сталь, не испечешь хлеб.

Но иногда огонь становится очень опасным. За несколько минут он может уничтожить то, что создавалось человеком долгие годы, а иногда и саму человеческую жизнь.

Ученик.

-Огонь бывает добрый

Нам в жизни помогает.

А вот пожар! Он злобный.

Вокруг все убивает!

.Ведущий

-Часто пожары возникают по вине человека.

Ребята разводят костры вблизи строений, в лесу. Заигравшись или уходя, они забывают потушить костер. Ветер раздувает огонь, разносит искры.

Знаете ли вы, что запрещено сжигать мусорные кучи, поджигать сухую траву весной?

Играете ли вы на чердаках и в подвалах? А ведь там нельзя зажигать свечи, разводить костры, пользоваться спичками.

Разыгрывание и разбор ситуаций

Сценка 1.  «Как себя вести». (Участвуют ученики 4класса)

Квартира. Ваня скучает, лениво перебирая игрушки

Ведущий.

-Мама с папою у Вани,

Что учился в четвертом классе,

Вечерком собрались вдруг

Навестить друзей, подруг.

Ну, а Ваня заскучал,

Он в игрушки не играл,

(Стук в дверь).

Вдруг услышал в двери стук

Может быть, пришел мой друг?

Оказалось это Вова,

Одноклассник Вани в школе,

Наш дворовый мальчуган,

Самый главный хулиган

Дружеским сказал он тоном:

Вова.

-«Что, один скучаешь дома?

Так давай-ка ты да я

Поиграем у тебя».

Ваня

-«Ну, не знаю…, а во что?

Не придумать ничего…»

Вова.

-«Да ты что такой тоскливый,

Ты еще б сто лет грустил,

Я же новую игру тут

Про индейцев сочинил».

Ваня.

-«Про индейцев? Ну, давай!

Скорей, Вовка, забегай».

Ведущий.

-И веселье понеслось:

Пыли сколько поднялось!

По квартире скачки, грохот,

И мальчишек громкий хохот

-Где-то через час, устали

И, сложивши палки-копья,

На привал «индейцы» встали

Отдохнуть от громких воплей.

Вовка вдруг говорит:

Вовка.

-«Нет! Все это понарошку!

Нам для полной красоты

Здесь костер бы развести».

Ваня.

-«Ну, не-е зна-а…»

Вовка.

-«Да ладно, хватит

Причитать тут, как всегда,

Лучше принеси дрова -

Спички есть уж  у меня».

Ведущий

-В раз, все быстро подготовив,

Вова зажигает спичку,

Ух, горит! – развеселился,

Ваня же в лице смутился.

(Ведущий ставит заставку «Маленький костер»)

-Но секунды пробегают -

Пламя быстро вырастает,

И сильнее все над ним

Вьется клубом серый дым.

(Ведущий ставит заставку «Большой костер)

-И, дыша его отравой,

Наши кашляют мальчишки,

Жаль, что про пожар они

Раньше не читали книжки.

В этой хмурой обстановке,

Друга своего бросая,

Ничего не говоря,

Вова из дому сбегает.

Ваня ж вот что понимает:

Ваня.

-«Меня папка заругает!

За костром прожженный пол».

Ведущий.

-И от страха наказанья

Залезает он под стол.

Стоп кадр!

  -Ребята, давайте выскажем свое мнение по этой теме.

Свободные высказывания детей (Нельзя шалить. Нельзя в доме разжигать костер.

Неправильное поведение во время пожара).

Ведущий.

-Предлагаю вам, ребята, стать участниками этой сценки. Как нужно вести себя во время пожара в квартире? (Дети проигрывают сценку иначе, соблюдая правила противопожарной безопасности. Они могут придумать свои слова, даже изменить сюжет)                          

«Памятка при пожаре в квартире»

 (В конце занятия можно раздать всем ребятам)

Выйти из квартиры.

Позвать взрослых.

Позвонить 01: сообщить, что случилось, адрес:  назвать № дома, подъезд, этаж, свой № телефона, свою фамилию.)

Ведущий.

-На пожаре люди гибнут от огня и от дыма. Вдохнув несколько глотков дыма, человек может потерять сознание. При пожаре смочите тряпочку водой, прикройте ими нос и рот и пробирайтесь ползком к выходу - внизу меньше дыма.

Сценка  2 «Уборка территории» (участвуют ученики 4 класса)

1 ученик.

-Вот настала, наконец – то

И осенняя пора.

Мы опавшие листочки

Убираем со двора.

2 ученик.

-На субботнике веселом

Весь собрался 4 класс.

Все ребята так старались,

Что управились за час.

3 ученик.

-И в итоге кучи листьев

Появились тут и там,

А учитель четвероклашек

Отпустил всех по домам.

(Все ребята уходят, но Сеня и Рома возвращаются)

Ведущий.

-Только двое из мальчишек

Здесь остались и играют.

Вдруг один из них промолвил:

«Слышал? Листья поджигают!»

(Ребята поджигают кучу листьев. Ведущий ставит заставку «Большой костер».

Ребята начинают бросать в костер баночки от лаков, пива, куски шифера, пластмассовые игрушки, подвешивают на палку полиэтиленовый мешок, плавят на костре)

Ведущий.

-А огонь ведь беспощаден,

Он не милует, не ждет

И среди деревьев парка

Все растет, растет, растет.

Ведущий.

Стоп кадр! Ребята, давайте обсудим поведение эти мальчиков.

(Свободные высказывания учеников о недопустимости сжигания листьев и мусора, об опасности попадания в костер банок, шифера, синтетических материалов, что является причиной отравления химическими веществами и серьезными травмами)

Задания командам

                  Сценки 3, 4, 5.

Командам предлагается в течение 5-10 минут подготовить сценку по темам:

1. «В походе» (Как правильно разводить и гасить костер).

2.«Новогодний праздник» (Как украсить елку, зал, как вести себя на празднике, о невозможности использовать в помещении хлопушек и бенгальских огней).

3.«Игры на чердаке и в подвале» (Дети могут показать неправильное поведение умышленно. Потом вместе обсуждаем ситуацию)

Ведущий

-Кто из вас сам сумеет приготовить еду или помочь маме гладить белье?

(Здесь свободные высказывания детей)

( Повторяем правила пожарной безопасности, которые ребята сами могут назвать)

Вывод:

-Помните всегда о пожарной безопасности! Нельзя оставлять  без присмотра включенный утюг или плитку. Уходя из дома,  выключайте и другие электроприборы.

1 ученик.

Платье гладит тетя Света.

Зазвонил мобильник вдруг.

Проболтала с тетей Лерой

И забыла про утюг.

Ах, беда! Дела не шутка!

В платье дырка, в доме  - дым!

Закричала тетя Света:

«Караул! Горим! Горим!

         2 ученик.

При пожаре - «ноль – один»

Быстро набираем.

Очень четко на вопросы

Сразу отвечаем.

         3 ученик

   Вмиг смелые пожарные

   Придут на помощь нам.

   Они бойцы отважные

   Помогут тут и там.

         4 ученик

В огонь бесстрашно входят,

Не страшен дым и жар.

Погасят непременно

Они любой пожар.

Вопросы по правилам пожарной безопасности

 (соревнование между командами)

(Отвечают по очереди: за правильный ответ ученика – 3б., если берет помощь команды – 2б., если отвечает другая команда не на свой вопрос – 1б.)

1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?

« Пожарные»

2. Почему пожарных вызывают по телефону -  «01»?

(«01»`- самый простой и короткий номер. Его легко запомнить.)

 3. Почему пожарная машина красная?

(Чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль.)

4. Как одеваются пожарные?

(Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.)

5. Назови произведения, где упоминается о пожаре?

(С. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»;

Л. Толстой «Пожарные собаки»; Е. Пермяк «От костра до котла»; «Огонь - опасная игра».)

6.Чем опасны пожары?

При пожаре могут сгореть вещи, дом. Но главное, что могут погибнуть люди

7. Чем еще опасен пожар, кроме огня?

(Очень опасен дым. В дыму легко заблудиться и не найти выход. Можно отравиться угарным дымом.)

8. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

(Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.)

9. Чем можно тушить начинающийся пожар?

(Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.)

10. Как тушить загоревшиеся электроприборы, электропроводку.

(Нельзя тушить водой. Лучше накрыть одеялом.)

11От чего бывают пожары?

(Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными электроприборы, газовая печь, если играть со спичками, шалить с огнем.)

12. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

(Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.)

13. Что надо делать, если в квартире много дыма?

(Прикрыть лицо мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.)

14. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

(Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах, можно задохнуться от дыма).

15. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом

(В лифте во время пожара много дыма. При пожаре он может отключиться)

16. Чем опасна печь в деревенском доме?

 (От выскочившего уголька может загореться дом.)

17. Чем опасна печная заслонка?

(Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ.)

18. Может ли загореться елка?

(Если украсить ее ватными и бумажными игрушками, зажечь свечи. От неисправной елочной гирлянды.)

19. Горит ли искусственная елка?

(Искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.)

20.Три машины едут на происшествие: «Скорая», «Пожарная», «Милиция».

Какая из них должна проехать первой?

( Пожарная машина)

Итог занятия

Ведущий.

Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет людям сохранить дом, вещи, а часто – здоровье и жизнь.

Наиболее активные участники конкурсов награждаются памятными призами.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "День матери"

Конспект внеклассного занятия, сопровождающийся красочной презентацией. Может быть использован и для подготовки к утреннику, посвященному Международному женскому дню....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов содержит позновательный материал по изучению правил дорожного движения. В материале есть презентация....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "Россия, Русь, люблю тебя!"

Внеклассное занятие для воспитанников детского дома по разделу духовно-нравственное воспитание, на тему "Россия, Русь, люблю тебя!". На данном занятии рассматриваются истоки народной культуры и творче...

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: "Загадки русской избы!

Особенностью этого занятия является сама форма проведения- конкурсная программа, состывляющая из русских народных загадок. Знания о крестьянском быте. сельскохозяйственном труде, предметах обихода реб...

Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"

Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке  помещений, средствах используемых при уборке....

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов "Проводы Масленницы"

Сценарий проведения Масленницы. Знакомство с народными традициями русских праздников....

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов "День Героев Отечества"

Сценария проведения День Героев Отечества. Воспитание патриотизма, любви к Родине и знакомство с Героями Отечества....