Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности "Твори добро"
план-конспект занятия (4 класс)

Галузина  Валентина Анатольевна

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности  "Твори добро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvori_dobro_kl.chas_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности Твори добро.

4 класс

Учитель: Тема нашего внеклассного мероприятия  «Твори добро».

Ученик 1.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец...

Дети: Доброта.

Звучит «Вальс» Ф.Шопена.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить.

Прочитайте эпиграф .

Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

Ученик 2:

В  «Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова» слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Ученик 3:

Где красота - там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

Учитель: Люди бывают разные. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они хуже других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать хуже себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.

Послушали короткую легенду о почтальоне и его старом плаще.

Ученик 4:

Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Ученик 5:

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице излечивали даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его

добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

Учитель: Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи.  Народная мудрость гласит:

«Доброго человека дела славят».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Игра «Собери пословицу».

У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых – концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы.

кошке приятно.

а его добрые дела.

а худое само приспеет.

а злое калечит.

добра не делал никому.

пожнешь.

Доброе слово и

Не одежда красит человека,

Торопись на доброе дело,        

Доброе слово лечит,

Худо тому, кто

Что посеешь, то и

                                                                                     

Учитель: Послушайте, что великие люди говорили о добре.

Ученик 6:

Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)

Ученик 7:

Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)

Ученик 8:

Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)

Ученик 6:

Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)

Ученик 7:

Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)

Ученик 8:

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)

Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.

Ученик 9:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).

Инсценировка «Сказки про слона, про костер и про белую уточку»

Дональда Биссета.

Автор: Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.

Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер: Если дождь разойдется, я погиб!

Уточка: Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.

Костер: Постараюсь.

Слон: Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор: Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Слон: Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор: Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.

Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка  загрустила.

Слон: Что с тобой?

Уточка: Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.

Слон: Ну этому горю легко помочь.

Автор: Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Уточка: Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!

Автор: Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.

Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал: «До свидания!» и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...

Учитель: Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?

А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?

Разыгрывание ситуаций:

1. «В холодную погоду»

Лиля в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.

Как поступит Саша?

2. «В тесноте, да не в обиде»

Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Таня. Она хочет работать с ребятами вместе.

Как поступит Даниил?

3. «На лестнице»

Лена осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Тимур.

Как он поступит?

4. «По дороге в школу»

Вова заходит в школу, следом идёт Зарема с пакетом и рюкзаком.

Как поступит Вова?

Учитель: В жизни бывают разные люди. Одни, подобно засухе, не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

Другие, подобны небольшому дождику, дают что-то некоторым, а другим – нет.

А третьи, подобно дождю, захватывают все кругом, дают еду, питье... кров и свет всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие.

Один из великих людей, душа которого была подобна такому дождю, это Микеланджело. Посмотрите на его прекрасные бессмертные творения и послушайте о его добрых делах.

Ученик 10:  

Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.

Ученик 11:

В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.

Притча: «Сказание о милосердии».

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках ОРКСЭ мы узнали про девочку Женю, которая тоже помогла мальчику. Как называется это произведение?

(Валентин Катаев  «Цветик-семицветик»). Кому и как девочка помогла?

Приведите примеры, подтверждающие,  что нет никого сильнее доброго, милосердного человека.

Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Звучит «Вальс» Шопена.

Под музыку дети помещают на лист бумаги цветки-качества.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Исполнение песни «Твори добро» (фонограмма в исполнении Шуры).

Учитель: Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут! Много славных дел ждет вас, но,  прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности Твори добро.

Разгадывая ребус, выразительно читая стихи, исполняя песни, работая с пословицами и литературными произведениями, знакомясь с жизнью знаменитых людей, слушая притчу и разбирая жизненные ситуации с пол...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"

Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".

Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...

Программа духовно-нравственного воспитания "Твори добро"

Способствует воспитанию духовного и нравственного отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля,...