Сценарий открытого мероприятия "Я и право"
классный час (4 класс)

Орлова Лариса Александровна

Сценарий открытого мероприятия  "Права ребёнка - мои права" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_prava_rebyonka_-_moi_prava.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого мероприятия: «Я и право»

Цель:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права, формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости.

Наше мероприятие  посвящено правам ребёнка, и называется оно – «Права ребёнка – мои права». Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, я  предлагаю  создать хорошее настроение – посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель:  Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: Посмотрите на модель Земли, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Посмотрите на карту России, назовите столицу нашей Родины.

(Москва)

-  Какую огромную территорию занимает наше государство. А богата наша страна, прежде всего своими людьми.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас –

Мы с тобой из разных рас.

Ну так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я!

И одна у нас Земля!

Учитель:  Россия – многонациональная страна, здесь живут люди разных народов, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Эти правила называются – законы.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям, находящимся в зале продолжить знакомство с данными документами.

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». 

 Вот, о чём говорится в «Декларации»:

Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? …

(Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только  в семье.

 После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года  возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека  во всём мире.

20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный  документ «Конвенцию о  правах  ребенка».

 Конвенция – это документ, в котором записаны права детей, т. к. дети не могут сами себя защищать.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

-Но прежде я хотела бы у вас спросить, как вы думаете, что означает слово «Право»?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Обратимся к словарю Ожегова:

 «Право»охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

- Послушайте стихотворение о правах, которое прочтут ребята:

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок всякие права.

Он имеет право жить, развиваться и дружить!

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать!

Быть весёлым и здоровым.

Восхищаться чем-то новым.

И любить, и быть любимым –

Ты на свете не один!

Просмотр мультфильмов

- А сейчас посмотрим короткие мультфильмы «Смешарики»

После просмотра каждой серии, вопрос к залу:

- О каком праве вы узнали?

( Ответы учащихся)

- А как вы думаете, ребята, до какого возраста вы будете считаться детьми? (Выслушиваются различные варианты ответов)

- Правильный ответ на вопрос вы узнаете из стихотворения, которое прочтут ребята.

Дети читают стихи:

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.

Вы запомните ребята,

Что ни дед и ни сосед

Только мама, только папа -

они за вас несут ответ.

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

В Конвенции каждый найдет

На важный вопрос ответ:

Помни, ребенком считается тот,

Кто не достиг 18 лет.

Учитель: До какого возраста вы будете считаться детьми? (Ответы детей)

Учитель: Дети должны знать свои права. Вот некоторые из них:

Право на жизнь  (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

Право на имя при рождении.      

Право на медицинскую помощь.        

Право на образование.

Право на отдых и досуг.                

 Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;        

 Право на заботу и воспитание родителями,

Право на защиту от насилия

Право на защиту своих прав

- Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

Учитель: Посмотрим отрывок из сказки «Золотой ключик»

Из-за кулис выходят куклы (Мальвина, Арлекино, Пьеро и др.) под музыку из к- фильма «Приключения Буратино»

Поют:

Да здравствует наш Карабас удалой,

Уютно нам жить под его бородой.

И он никакой не мучитель,

А просто наш добрый учитель….

Выходит К- Барабас:

- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино!

Куклы падают на колени:
Пощадите Буратино! Сеньёр Карабас!

Карабас-барабас:

- Сейчас получите у меня, вот этой плёткой!

Тогда они рыдая пошли и привели Буратино.

Карабас-барабас:

- Негодный мальчишка! Ты сделан из полена! Сейчас я кину тебя в огонь и моё жаркое быстро зажариться!

Буратино:

-Бедный я, несчастный, никому меня не жалко! А А А….

Карабас-барабас:

- Аап-чхи! -Аап-чхи!  Аап-чхи!

Буратино:

- Дяденька, пощадите!

Карабас-барабас:

- Перестань реветь! Ты мне мешаешь!  Аап-чхи! (Тащит за кулисы)

-Учитель: Какое право хотел нарушить в этой сказке Карабас-барабас?

(Право на жизнь)

Сказка «Заюшкина избушка»

Автор: Жили-были в одном лесу лиса да заяц. Построили они себе на зиму по домику. У зайца была избушка лубяная, а у лисы- ледяная. Лиса над  зайцем смеялась, а пришла весна, у Лисы избушка-то и растаяла. Просится она к Зайцу
Лиса:
- Заюшка, пусти меня к себе в избушку.

Заюшка:

- Нет,  лисонька, я тебя к себе не пущу, потому что ты смеялась, дразнилась!

Лиса :

-Ну, пожалуйста, Заюшка, я не буду больше! Пусти погреться!

Автор:

Так упрашивала, что заяц ее пустил  к себе в избушку. А лиса и говорит:

Лиса:

 - Пошел вон, косой! Не буду я с тобой в одной избушке жить!

Автор: Так зайца и выгнала.

Заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят.

Учитель: Какое право нарушено в этой сказке?

(Право иметь жильё, никто не может выгнать ребёнка из дома)

Сказка «Маша и Медведь»

Автор:  Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.         

Пошла однажды Машенька в лес грибы, ягоды собирать и попала в избушку к Медведю:

Медведь:

— Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить

Маша:

- Отпусти меня, Медведь, пожалуйста! Меня бабушка с дедушкой ждут.

Медведь:

- Ни за что не отпущу! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Я пойду в лес за дровами, а ты смотри, чтобы к моему приходу всё было готово!

Маша:  -  Медведь запретил мне (маленькой девочке) уходить из его избушки. Он загружал меня работой, не отпускал домой. Но однажды я перехитрила его.

Учитель:

- Как Машенька перехитрила Медведя?

(Ответы учащихся)

- Молодцы! Знаете сказку! А какое право было здесь нарушено?

 (Право на свободу, никто не имеет права забрать ребёнка у родителей)

Вывод:

- Почему же было плохо  литературным  героям?...

 (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)  

-В конвенции есть статья: «Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать»

Ученики читают стихи:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас «Семейный кодекс

Выпускается, друзья!

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. 
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
 
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
 
Сын:
- Это насилие над личностью!

Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Скажите, прав ли сын в этой семье?

- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Ответы детей

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Учитель: Какие же у вас обязанности? (Выслушиваются ответы детей)

соблюдать правила личной гигиены;

помогать старшим;

добросовестно учиться.

соблюдать правила поведения в школе и т. д.

Анализ ситуаций

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему  Дима должен был выучить стих?

-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Настя: Не имеете права эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав?

-Почему… Настя должна остаться?

-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)

Вывод:  Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как вы понимаете, что такое обязанности?    .....

-Обратимся к словарю: (Слайд)

  «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

Учитель: Какие же у вас обязанности?

(СЛАЙД)

  • Прилежно учиться.
  • Уважать старших.
  • Соблюдать правила поведения в школе.
  • Выполнять требования учителя, дежурных.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Беречь школьное имущество.
  • Выполнять домашнее задание.
  • Придерживаться правил культурного поведения.
  • Уважать права других.

- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)

 III. Подведение итогов.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Как вы узнали впервые о своих правах? (Ответы детей)

Под мотив песни «Учат в школе» (Поём оправах)

 ВЫВОД: Наше государство провозглашает  всех людей равными перед законом . Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые старты (сценарий открытого мероприятия)

Данная разработка может использоваться для проведения спортивного праздника во втором классе....

Сценарий открытого мероприятия "Зажги звезду добра"

Сказка Оскара Уальда "Звездный мальчик"...

Сценарий открытого мероприятия ко ДНЮ МАТЕРИ

Словом “мать” называют и свою Родину. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина-мать” - говорят люди и этим ...

Сценарий внеклассного мероприятия по изучению правил дорожного движения для учащихся 3 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по изучению правил дорожного движения для учащихся 3 классаВоспитатель ГПД: Манько О.В.Данное мероприятие можно провести в группе продлённого дня.Сценарий для 3 класс...

Открытое мероприятие "Я имею право"

Ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....

сценарий открытого мероприятия "Открытие спортивного зала"

Сценарий  спортивного праздника "Старты Надежд".  Эстафеты, музыкальные номера....

Сценарий открытого мероприятия (Внеурочная деятельность «Здоровье и безопасность»)«Как богатыри правила дорожного движения изучали»

Разработка открытого мероприятия по правилам дорожного движения - литературно-музыкальная композиция с использованием сказачного сюжета....