Статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Горская Елена Витальевна

Статья имеет социально-педагогическую направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioty.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

          Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

           Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

         Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

          Исходя из вышеизложенного, мною разработана программа, которая определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. По типу данная программа является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов деятельности. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Отличительной особенностью программы является авторская позиция, которая заключается в:         

  1. поэтапном познавательном интересе учащихся на основе авторских технологий;

  1. использовании принципа «от конкретного к общему» - от того, что детям близко и понятно -  к понятию «Россия» с её историей, культурой, традициями;

  1. создании условий для успешной адаптации ребенка в социокультурной среде страны.

 

        Новизна программы заключается в акцентировании внимания на мотивационном аспекте изучения истории городов России – развитии познавательных интересов младших школьников, вовлечении детей в продуктивную творческую деятельность, создании автором программы серии презентаций «Путешествие по городам России», направленных на развитие познавательных интересов учащихся.                            

Программа ориентирована на учащихся начальной школы – детей 7-10 лет.                                                                                                                                                                                                Программа рассчитана на 4 года обучения детей.

 Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий, которые проводятся 1 раза в неделю по 1 учебному часу.

 Основными формами проведения занятий являются: беседа, заочное (воображаемое) путешествие по городам России.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • Проявление познавательных интересов детей к изучению истории и современности городов России, проявление желания узнавать новое.
  • Знания об основных исторических и культурных ценностях городов России.
  • Понимание необходимости бережного отношения к традициям и культурным памятникам.  
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию.  
  • Толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  • Динамика развития психических познавательных процессов ребенка в процессе занятий.

К способам проверки результатов относятся:

  • викторины;
  • анализ выполнения творческих заданий в рабочих тетрадях;
  • наблюдение за детьми в процессе занятий.

 Цели реализации программы:

Познакомить детей с многообразием российских городов и их достопримечательностей. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.                                Воспитывать маленьких патриотов большой страны.

 Содержание предполагает решение следующих задач:

 Обучающие:

- формировать представления об историческом прошлом и настоящем городов России; о личностях, оставивших заметный след в истории;

- познакомить и закрепить знания о городах России, достопримечательностях, исторических и культурных ценностях, реках, озёр, морях, народных промыслах;

- обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить в речи детей новые слова и термины;

- закрепить элементарные умения понимать географическую карту;

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

- развивать навыки сотрудничества в игре, активность,инициативность,       самостоятельность;

-  развивать внимание, память,  воображение,  логическое  мышление,  мелкую моторику;

-  расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за своё Отечество;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства;

- воспитывать гордость за родную страну;

- закрепить элементарные умения понимать географическую карту;

-  поддерживать познавательный интерес к истории своей Родины.

          По итогам результатов освоения программы можно сделать вывод о том, что учащиеся знают основные архитектурные и исторические, а также современные памятники городов России, их назначение в прошлом и настоящем; умеют не только рассказывать о своем отношении к ним, но задавать вопросы познавательного характера. У детей наблюдается стабильно заинтересованное отношение к изучению истории и современной жизни городов, мотивация к дальнейшему, более глубокому знакомству с культурно-историческими традициями. Об этом свидетельствуют результаты педагогического наблюдения

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"...

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников".

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение ист...

Статья " Патриотическое воспитание младших школьников".

Данная статья поможет учителям начальных классов в работе по патриотическому воспитанию младших школьников....

статья "Патриотическое воспитание младших школьников"

В статье описана система патриотического воспитания, которая состоит из пяти направлений. Представлен опыт работы по всем направлениям, перечислены мероприятия, направленнные на воспитание патриотизма...

статья "Патриотическое воспитание младших школьников"

Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения?...