Научная статья на тему " Проектная деятельность в начальной школе".
статья

Приведены результаты анализа опыта практической деятельности по организации проектной исследовательской деятельности школьников по естествознанию; выявлены проблемы формирования учебнопознавательных мотивов, проблемы направленности оценки результатов проектной деятельности на продукт вопреки контролю за правильностью выполнения школьниками учебных операций, проблемы организации механизма сотрудничества школьников и педагогов. Описаны результаты формирующего эксперимента по решению указанных проблем. Формирование учебно-познавательных мотивов предлагается через выбор актуальной для школьников тематики проекта и его организацию в форме естественнонаучного исследования. Решение проблемы контроля и оценки результатов проектной деятельности школьников осуществляется через систему обучения способам получения научной информации о природе, ее фиксации и первичной обработки. Решение проблемы взаимодействия школьников и руководителей проекта осуществляется на основе системного подхода через механизм сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. Одним из инновационных средств является проектная деятельность. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирование творческой личности средствами образования. Несколько лет назад я начала использовать во внеурочной деятельности метод проектов. Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с проблемой, затрудняющей достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит, и переход обучающихся на следующую ступень образования. У учащихся наблюдается отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и низкий уровень самостоятельности. Проект -это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами: -        они направлены на достижение конкретных целей; -        они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; -        они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; -        все они в определенной степени неповторимы и уникальны. При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: -                       экспериментально-исследовательская, -                       проектно-конструкторская, -                       производственная, -                       информационно-аналитическая, -                       диагностическая, -                       научная, -                       методическая, -                       образовательная. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать структуру работы. Участниками разработки проектов являются как учащиеся и учителя, так и родители. Проект для ученика. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект для учителя. Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектировать. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проект для родителей. Поддержание мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности, помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Необходимо знать суть проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы: 1.      Погружение. 2.      Планирование деятельности. 3.      Осуществление деятельности по решению проблемы. 4.      Оформление результатов. 5.      Презентация результатов. Работа над темой проекта начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы, могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация района, республики, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя, на этапе сбора сведений по теме — это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Существуют универсальные и комбинированные проекты. Это спектакли, концерты, викторины и игры с применением знаний по теме, тематические выставки, макеты, игрушки, видеофильмы, книги, журналы. Проектная деятельность развивает у детей универсальные учебные действия: -                ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание; -                организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и оценки их; -                формирование личностных качеств школьника; -                формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности; -                формирование коммуникативных действий. Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.   Литература:   1.                 Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников/Е. Н. Землянская//начальная школа. — 2005 г.- № 9. 2.                 Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. 2009. 3.                 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Нимаева Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 182-184. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7490/ (дата обращения: 10.12.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предназначена для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Цеь: теоретическое обоснование, практическая разработк...

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад был прочтен на ШМО учителей начальных классов....

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...