Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее
Введение.
Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители, дома решали коллегиально возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее
Введение.
Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители, дома решали коллегиально возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь.
В этом году у меня первый класс. Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой, которая меня заставила очень быстро запустить анкеты родителям, не однажды встретиться со школьным психологом, поговорить о формировании у младших школьников произвольности. В частности о том, как помочь первоклассникам стать более внимательными. Собрали родительский комитет на наш совет, на котором было решено провести “Круглый стол с творческой лабораторией родителей” по высветившейся проблеме.
Объект исследования: ученический коллектив.
Предмет исследования: “Как помочь детям стать внимательнее”.
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:
- выяснить причины неадекватного поведения;
- проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.
Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания первоклассников. Для этого:
- провести опрос по теме родительского собрания: “Выбор пути”.
- изучить соответствующую научную литературу.
- познакомить родителей с понятием “внимание” и его основными свойствами.
- подобрать методики и провести исследования, диагностики.
- изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
- выбрать форму проведения собрания: “творческая лаборатория за круглым столом”, выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.
Участники: классный руководитель (Эмдэйн К.С.), родители учащихся 1 “Г”класса, школьный психолог.
Форма проведения: “Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.
План.
Подготовка:
А). Запуск анкеты для родителей “Выбор пути”.
Вопросы анкеты
Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?
- Да.
- Трудно сказать.
- Нет.
Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?
- Да.
- Трудно сказать
- Нет.
Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?
- Да.
- Трудно сказать.
- Нет.
4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?
5.Считаетели Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй? ___________
Б). Обдумывание цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.
В). Составление конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.
Г). Непосредственная подготовка к собранию:
- диагностика произвольности, школьной мотивации, обработка материалов,
- анализ результатов,
- наблюдения,
- видеофильм: “Наши дети” (фрагмент урока),
- творческие встречи с родителями,
- подбор практических заданий,
- музыкальное сопровождение,
- памятки и др.,
- подготовка выставки книг, статей о внимании,
- приглашения их форма и оформление,
Подготовка класса, его оформление, реквизит.
2. Центральное событие: встреча родителей, непосредственное проведение “КРУГЛОГО СТОЛА”.
3. Рефлексия:
- Выпуск стенной газеты “По горячим следам”.
- Зачитывание решения собрания.
- Самоанализ и ответы на вопросы:
- Что было ценного на мероприятии?
- Что не удалось? Почему?
- Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?
Ход проведения собрания.
На доске плакаты: а) “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. б) “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. в) “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.
г) Тема: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
Звучит музыка.
Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.
1. Открывает родительское собрание классный руководитель.
Учитель:
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. Предлагаем вашему вниманию отгадать кроссворд (кроссворд на доске) (см.Приложение 1) .
Читаю цитату “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”. Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным” Сегодня в нашей с Вами работе принимают участие школьный психолог.
2. До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема?
Анализ анкет показал, что в классе из 26 человек на вопросы анкеты ответили 25 родителей (просмотр слайдов, презентации “Внимание”, см.Приложение 3).
А) 1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?
- Да. | – 17 чел. |
- Трудно ответить. | - 2 чел. |
- Нет. | – 6 чел. |
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?
- Да | 5 |
- Трудно ответить | 9 |
- Нет | 11 |
3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?
- Да. | 24 |
- Трудно сказать. | - |
- Нет. | - |
- Без ответа. | 1 |
4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
- Занимаемся. | 17 |
- Затрудняемся ответить. | 3 |
- Не знаем. | 1 |
- Без ответа. | 4 |
5.Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй?
- Да. | 21 |
- Да, но не всегда получается | 1 |
- Необязательно. | 1 |
- Не знаем. | 1 |
- Без ответа. | 1 |
Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, готовя ребёнка в школу, не развивали у них произвольность или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? (в быстром темпе)
Учитель : “Спасибо!”
Психолог: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).
Проверка задания. (После проверки задания)
(на слайдах) - Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Учитель: Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:
Как вы понимаете выражения :
- концентрировать внимание – это…..
- переключать внимание - это …
- распределять внимание – это…
- устойчивость внимания – это…
(Показ слайдов во время каждого выступления).
Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
М.Г. Выступление школьного психолога (ситуативные задачки)
(предлагается “Веер ситуаций”по номерам : ситуации-карточки, видеоситуации) (по 3 ситуации)
У. Как видите, проблемы у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.
(показ слайдов)
- Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
- Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
- Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
- Легко отвлекаемое внимание.
- Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.
Практическая работа.
В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10–15 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают – перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?
(игры и задания печатаются в приложении).
Например, упражнение 1. акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.
Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.
Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.
Упражнение 4. Корректурная проба.
Задание 5. “Кот” в шапке. (В шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Родители, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу.
Самый внимательный.
Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.
Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.
В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки.
Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма
Игра “Зеркало”
Игра “Летает – не летает”
- Проверка заданий.
- Затем презентация книг, статей о внимании. (М.Г. , Г.Л. и РК)
- Заключение.
Итак, для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
Эмдэйн К.С. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.
1.Развитие концентрации внимания.
Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3.Тренировка распределения внимания:
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4.Развитие навыка переключения внимания:
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
3.Проект решения собрания (он заносится в журнал протоколов родительского собрания)
3. Рефлексия (бланки для проведения рефлексии см. Приложение 5)
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу:
“Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”
В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации: (см. Приложение 2)
4. Минута благодарности.Учитель, психолог и РК благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Как помочь детям стать внимательнее»
…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском...
Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее?
Что такое внимание? Психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объект...
Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее" 1 класс
Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее" 1 кл....
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь детям стать внимательнее"
Родительское собрание с презентацией "Как помочь детям стать внимательнее"....
“Как помочь детям стать внимательнее”. Родительское собрание в 1 классе.
У меня первый класс. Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой, которая меня заставила очень быстро запустить анкеты родителям, не однажды вст...
Конспект родительского собрания на тему: « Как помочь детям стать внимательнее».
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание...
Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее
Родительское собрание: "Как помочь детям стать внимательнее"Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи ...