Самооценка ребенка в школе
статья (1 класс)
В статье речь идет о том, как помочь ребенку при поступлении в школу не потерять веру в себя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_rebenka_v_shkole.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка ребенка в школе
Абсолютно каждому ребенку важно чувствовать себя хорошим, самым лучшим. Высокая самооценка у ребенка сохраняется примерно до 5 лет. Он чувствует любовь и заботу родителей, в особенности, мамы. Именно родные и близкие развивают у ребенка любовь к себе и понимание того, что он уникальный, самый лучший. Задача родителей на этом этапе развития ребенка всеми разумными способами воспитать уверенного в себе ребенка.
Для примера, если нарисовать лестницу и сказать пятилетнему ребенку, что на самой верхней ступеньке находятся самые хорошие дети, а на нижней – плохие, то ребенок поставит себя на верхнюю ступеньку.
Все меняется, когда ребенок начинает готовиться к школе и идет в первый класс. Здесь уже на каждом этапе его становления, ребенок сталкивается с оцениванием его действий, поступков, знаний. Соответственно, если у него что-то не получается, его самооценка резко падает.
Ребенку важно чувствовать себя хорошим вне зависимости от того, получается у него какая-то конкретная деятельность или нет. Важно дать ребенку понять, что в любом случае он хороший. Сегодня не получилось – в другой раз обязательно получится. Но если и в другой раз не получилось, это вовсе не значит, что он плохой.
Что влияет на самооценку ребенка в школе.
Есть стандартная схема, по которой нас воспитывали. Если что-то у нас не получалось, нам говорили, какие мы неаккуратные, неряшливые, нерасторопные и все в том же духе. Делалось это для того, чтобы мы сделали выводы и в дальнейшем исправили наше поведение. Но психология детей несколько отличается от психологии взрослого. Мы никогда не можем предугадать, какой вывод сделает ребенок, и как с этим выводом он дальше пойдет по жизни. Дети – хорошие подражатели, но очень плохие интерпретаторы. В аналогичных ситуациях разные дети сделают совершенно разные выводы. Зачастую если ребенку говорить, что он неряшливый, нерасторопный, неаккуратный, ленивый, то он и сделает вывод, что он и вправду ленивый, неряшливый и далее по списку. Следовательно, и стараться что-либо делать не надо, если он вот такой по жизни.
Очень важно родителям постараться не делать акцент на неудачах ребенка. Нужно замечать и акцентировать свое внимание и внимание ребенка на его успехах, как можно больше хвалить, чтобы в дальнейшем он вырос уверенным в себе человеком.
Есть и другая крайность: мы кидаемся в любой ситуации помогать ребенку, ограждаем его от любых неприятностей и неудач. Таким образом мы можем воспитать только слабого, беспомощного ребенка, в связи с чем его самооценка все равно падает и становится негативной.
Рассмотрим, какая реакция на ошибки мешает формированию самооценки.
- Похвалы достоин только идеальный результат.
Обратите внимание на динамику в его успехах. Например, в прошлой контрольной по математике у него было 5 ошибок, а в этой - только две. Это поможет ребенку дать понять, что у него хорошо стало получаться, что есть прогресс и что ребенок – молодец.
- Ошибка – это проблема.
Важно дать понять ребенку, что ошибаться нормально. Вполне естественно ошибаться, когда учишься. Ребенок не захочет учиться, если каждую ошибку воспринимать, как катастрофу. Важно научить его извлекать урок и ориентировать его на то, как действовать дальше, чтобы не допускать больше подобных ошибок.
- Как мы хвалим ребенка.
Похвала бывает оценочная, а бывает описательная. В первом случае, родители хвалят ребенка за то, что он сделал, за конкретное действие. Например, принес ребенок рисунок, родитель его хвалит, говорит, какой малыш молодец. Данный вид похвалы часто вызывает зависимость у ребенка. Он всегда ждет оценки за каждое действие.
А вот другой вид похвалы подразумевает описание самого действия. На примере того же рисунка. Нужно описать, что Вы видите на рисунке, что Вам в рисунке нравится.
Если мы не торопимся, не даем оценочную похвалу, а описательную, то у ребенка появляется важный навык – вывод о том, что он молодец, что он учится что-то делать сам. И в будущем ему уже не понадобится взрослый для оценки себя.
Когда мы комментируем то, что делает ребенок, с акцентом на том, что у него получается, перехвалить невозможно. Ребенок нуждается в похвале, как растение в поливе и удобрении. Но похвала должна быть правильной.
Давайте, не будем ждать, когда ребенок станет олимпийским чемпионом, получит Оскар или станет Нобелевским лауреатом. Нужно хвалить его на разных этапах его становления. Однако вовсе необязательно говорить, что он молодец. Достаточно говорить, что у него получилось, и спрашивать, что нужно сделать дальше, чтобы достичь более высокого результата.
Автор: Мария Горбачева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям для повышения самооценки ребенка
Важно понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки младшего школьника....
Советы психолога "Как повысить самооценку ребенка"
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очеред...
Как повысить самооценку ребенка?
Как повысить самооценку ребенка?...
Правила повышения самооценки ребенка
Уважаемые родители! Прочтите, пожалуйста, сами и постарайтесь воспитывать своих детей, учитывая мудрые советы педагогов по повышению самооценки Вашего ребенка. Желаю Вам успехов!...
Самооценка ребенка
Самооценка, то есть то, как мы оцениваем свои возможности и своё место в обществе, начинает складываться ещё в раннем детстве....
Как повышать самооценку ребенка
Практические рекомендации родителям...
Родительское собрание на тему: "Самооценка ребенка и школьная отметка".
Понять, насколько поведение родителей оказывает влияние на формирование самооценки ребенка, задуматься и попытаться найти ответы....