Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал
Виды и применение здоровьесберегающих техннологий в ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в группе продленного дня.
Содержание.
- Введение.
- Здоровьесберегающие технологии в ГПД.
(приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД)
- Игра - аспект здоровьесбережения.
- Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД.
Введение.
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье является фактором личностно – ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:
- воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
- использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и воспитатель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей.
Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.
Цель здоровьесбережения: Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
1. Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД).
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.
По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.
Наша гимназия имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
- внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
- с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся
- создана медико-психологическая служба;
- созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;
- работают два спортивных зала, бассейн, тир.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
- полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
- различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники,
- спортивные часы,
- весёлые старты,
- туристические походы,
- экскурсии,
- подвижные игры.
- подвижные перемены,
- физминутки.
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Охотник и зайцы», «Третий лишний», «Вышибалы» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки проводятся физминутки, разрешается детям передвигаться по классу, если им требуется помощь. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу, поиграть в настольные игры по их усмотрению. А также дети занимаются в секциях и кружках. Все мероприятия чередуются по дням недели:
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия социально-культурной сферой горда.
2. Игра – аспект здоровьесбережения.
Младший школьник большую часть своего времени, проводит в игре. Особенно это заметно во время пребывания его в ГПД.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве.
В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека – собирание своего "Я". Игра – мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной".
Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».
3.Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД.
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:
- интенсификацию учебного процесса;
- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
- недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.
В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении. ГПД иногда превращается в форму организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий. «Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время активно поддерживается учителями-воспитателями, считающими самоподготовку (выполнение домашних заданий по учебным предметам) главным режимным моментом. При этом остальные режимные моменты (посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы) сокращаются по времени проведения. Это ведет к удлинению монотонного учебного дня, что негативно влияет на здоровье детей.
В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...