Воспитатель в группе продленного дня
статья

Ясафова Виктория Александровна

 Что такое ГПД? Самое важное то, что перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.

Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи – дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.

За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовлении поделок из футляров от "киндер – сюрприза"…

Кроме того, не стоит забывать, что на уроках в классе нет  нормального человеческого равенства. Первая граница неравенства: учитель – ученик. Она очевидна. Учитель превосходит ребенка в возрасте, опыте и знаниях, но у него еще и власть, право "казнить и миловать", да и ответственность за детей.

В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Недаром      В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel_v_gruppe_prodlennogo_dnya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Воспитатель в группе продленного дня

Что такое ГПД? Самое важное то, что перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.

Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи – дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.

За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовлении поделок из футляров от "киндер – сюрприза"…

Кроме того, не стоит забывать, что на уроках в классе нет  нормального человеческого равенства. Первая граница неравенства: учитель – ученик. Она очевидна. Учитель превосходит ребенка в возрасте, опыте и знаниях, но у него еще и власть, право "казнить и миловать", да и ответственность за детей.

В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Недаром      В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности.

В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым извлекая его, насколько возможно, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство. Здесь, в режиме продленного дня, ребенок должен быть защищен (физически и психологически), он должен быть занят разнообразной развивающейся деятельностью, наконец, ему должно быть интересно и весело.

Создать такое особое воспитательное пространство продленного дня возможно только совместными усилиями квалифицированных специалистов – школьных учителей, педагогов системы дополнительного образования, деятелей культуры, спорта – при участии родителей младших школьников и, конечно, в первую очередь, самого воспитателя.

 Каким должен быть воспитатель группы продленного дня?

Воспитатель  является организатором и участником всего многообразия деятельности: в познавательной работе (в условиях самоподготовки), играх, труде, общении. Это, несомненно, делает его более близким детям человеком, позволяет воспитателю создавать естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.

Воспитатель же выступает организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формируются в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. Отношения невозможно продекларировать, навязать. Дети всегда избирательны в своих отношениях: нельзя заставить полюбить что-то или заинтересовать чем-то даже под страхом отметки. Но еще в общении с воспитателем дети ждут проявления его собственного личностного отношения к тому, что он организует совместно с ними. Даже младшие школьники чувствуют неправильность ситуации, когда взрослые сохраняют жестокость и официальность после уроков, во второй половине дня. Детям хочется чувствовать себя свободнее в общении с воспитателем, они ждут от него теплых интонаций, шуток, оценки их детских суждений без обращения к классному журналу.

Воспитатель продленного дня выполняет некоторые функции семьи (организация питания, прогулок, забота о гигиене и здоровье детей) и поэтому предстает перед младшими школьниками не так академично, как учитель, а как бы в роли "второй мамы". Это делает отношения детей к воспитателю более теплыми, доверительными, что позволяет точнее отбирать средства и методы воспитательного взаимодействия.

Учитывая, что деятельность воспитателя охватывает обширную внеурочную область, она меньше, чем работа учителя, регламентирована образовательным стандартом, но и меньше подпитывается методическими материалами и пособиями. Поэтому воспитатель неизбежно оказывается перед необходимостью постоянно проявлять творчество.

Известный педагог Ю. П. Азаров выделил ряд типичных практических умений, наличие которых в деятельности воспитателя характеризует ее как творческую:

  • "Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях.
  • Умение анализировать соотношение "цель – средство – результат" применительно к выбору ситуаций.
  • Умение организовывать жизнь детей.
  • Умение требовать и доверять.
  • Умение быстро ориентироваться и переключать внимание.
  • Умение играть с детьми.
  • Умение оценивать ситуацию с различных сторон.
  • Умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное.
  • Умение в случайном факте увидеть существенное.
  • Умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия.
  • Умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями".

То, как воспитатель сориентируется на эти умения, какие будет считать первостепенно значимыми для себя, зависит от духовного уровня его личности и уровня педагогического мастерства.

Очевидно, что деятельность воспитателя ГПД не просто разнообразна, обширна, но и, как уже можно было заметить, многофункциональная. Воспитатель должен строить свои функции, исходя из потребностей развивающейся личности ребенка.

Тогда его функции определяются в такие значимые области, как:

  • Забота о здоровье детей.
  • Забота об их успешности в учебе.
  • Забота о развитии культуры общения.
  • Забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.

Воспитатель продленного дня как раз и призван преодолевать "педагогику урока", за пределами уроков открывать детям огромный мир жизненных ценностей.

Многофункциональность деятельности воспитателя приводит к тому, что в общении с детьми, их родителями, администрацией школы и коллегами-учителями он неизбежно проявляет себя в разных ролях. Совмещение нескольких ролей обязательно для такого широкого общения, соединенного с личностным взаимодействием, которое составляет самую суть воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Статья по теме роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Статья по теме роль и функции воспитателя в группах продленного дня...

Методические рекомендации к работе воспитателя в группе продленного дня

Воспитатель должен заниматься самообразованием: Постоянно работать над темой по самообразованию. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразователь...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня.Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко раб...

Презентация воспитателя ГПД: "Группа продленного дня в школе".

Презентация воспитателя ГПД: "Группа продленного дня в школе"....