ЗОЖ
статья

Роль классного руководителя в формировании у учащихся ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Роль классного руководителя в формировании  у учащихся навыков здорового образа жизни»

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в целом по стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Этот факт по отдельным параметрам подтверждают данные мониторинга здоровья и в нашей школе.

Поэтому одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива в целом, и, прежде всего классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

Я, как классный руководитель стараюсь формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.

Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов:

  • культура здоровья родителей;
  • культура здоровья школы;
  • культура здоровья коллектива;
  • культура здоровья учителя;
  • алеологический подход к учебному процессу;
  • оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.

Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.

Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогический, так и на воспитательный процессы.

Использую такой метод воспитания, как "Я – сообщение" – это воздействие на ребенка через высказывание своего самочувствия по поводу происходящего. Дети видят и чувствуют, когда человек искренен, доверяют ему, помогают, может быть, даже меняются.

Учебная деятельность:

- уроки  физкультуры, ритмики;

- физминутки на уроках;

- подвижные игры на переменах;

- ежедневные утренние зарядки.

На уроках, помимо педагогических задач, пытаюсь решать задачи, способствующие охране и укреплению здоровья учащихся.

Гигиенические показатели, характеризующие урок:

- обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность.

- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, 4 – 7 за урок, так как однообразность способствует утомлению школьников.

- частота чередования различных видов деятельности 5 – 10 минут.

- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Это такие методы, как:  метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества);  активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь);  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения).  Место и длительность применения технических средств обучения.  Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке.  Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.  Психологический климат на уроке.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток.

Внеучебная деятельность:

Классные часы: беседы, соревнования, анкетирование, экскурсии, конкурсы газет, плакатов, праздники;  динамические часы; работа в уголке "Здоровье"; закаливание,; полноценное питание, работа с родителями.

К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Таким образом, в этом учебном году совместно с детьми были проведены беседы: о вреде курения и о том, как нужно укреплять свое здоровье, дискуссия «Почему люди курят и употребляют алкоголь?». Дети готовились к беседам дома, а в классе высказывали свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, искали пути решения в тех или иных ситуациях.

Для активизации творческой деятельности учащихся оформляем уголок здоровья «Здоровье". Рубрики уголка меняющиеся: интересные высказывания о здоровье, пословицы, мой режим дня, это интересно, всевозможные памятки, рисунки.

Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:

  1. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
  2. Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
  3. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
  4. Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
  5. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
  6. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
  7. Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  8. Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
  9. Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
  10. Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.

Во время уроков, внеклассных занятий стараюсь замечать эмоциональное состояние каждого ученика, при необходимости корректирую его: быстро анализирую причину отрицательного эмоционального состояния ребенка, объективно оцениваю свое влияние на эмоциональное состояние учащегося. Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строю таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным – "ситуации успеха", провожу контроль успешности обучения и воспитания. Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье  школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Предполагаю продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников, учитывая психофизиологические и возрастные особенности своих детей.