Родительское собрание Жестокое обращение с детьми
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Азанова Гульнара Рафкатовна
Родительское собрание Жестокое обращение с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокое обращение с детьми»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Прежде чем я начну рассказывать проведу небольшой тест:

  1. Вспомните, где прошло ваше детство
  2. Кто занимался вашим воспитанием
  3. Как вы считаете, что можно считать жестоким обращением по отношению к детям?  
  4. А можете ли  Вы вспомнить случаи жестокого обращения ваших родителей по отношению к вам в детстве?  
  5. А можете ли Вы вспомнить те чувства, которые испытывали после подобных действий родителей?

В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Совершая подобные действия, взрослые ссылаются на то, что «меня воспитывали ремнем и держали в ежовых рукавицах» и я буду также воспитывать своих детей, совершенно не задумываются о последствиях. Чтобы избежать подобных случаев, мы сегодня с вами рассмотрим вопросы, касающиеся понятия «жестокое обращение».

Вывод: жестокое обращение с ребенком – это любой вид плохого отношения к нему или лишение его чего – либо, угрожающее благополучию ребенка. Наиболее часто это происходит дома.

К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль поступкам своего ребенка, которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки.

Также часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего- то, чего от него ожидают. Например: не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

 Большинство  родителей, проявляющих физическую жестокость по отношению к своим детям, считают, что быть родителем – это значит держать детей в строгости. Они откликаются на плохое поведение своего ребенка единственным известным им видом наказания – физическим насилием.

Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. 
К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  1. Чаще всего это происходит в семьях, где:

     - взрослые убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

     - родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

     - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

     - нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

   - родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

     - родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  не соответствующие их возрасту и уровню развития;

     - дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических  или  психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ — однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

 - угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства;

 - лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

 - предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

 - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

 - преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

 - вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  асоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

  1. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

  1. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Распознать факт сексуального насилия можно по особенностям психического состояния и поведения ребенка!

Таким как:

 - заболевания, передающиеся половым путём;

 - повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести;

 - тики, заикание, энурез;

 - ночные кошмары, страхи, трудности социализации;

 - несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

 - использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других;

 - прикосновения сексуального характера к другим детям;

 - стремление полностью закрыть свое тело;

 - депрессия, низкая самооценка, отчужденность;

 - проституция, беспорядочные половые связи;

 - эротизированное поведение;

 - пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Последствия насилия

Последствия насилия для детей 3 – х лет:

Тревоги, страхи, беспокойство, Спутанность чувств, Расстройство сна, Потеря аппетита, Агрессия, Страх перед чужими людьми

Последствия насилия для дошкольников:

Тревога, Боязливость, Чувство вины, стыда, отвращения, Чувство беспомощности, испорченности, Отстранённость, Агрессия.

Последствия насилия для младших школьников:

 Страх, Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, Сложности в определении семейных ролей, Нарушение сна, аппетита, Молчаливость либо неожиданная разговорчивость, Агрессивное поведение

Последствия насилия для детей 9 – 14 лет:

 Депрессия, Чувство потери  ощущений, Изоляция, Манипулирование другими детьми, Противоречивое  поведение.

Последствия насилия для подростков (13-18 лет):

Отвращение, стыд, вина, недоверие, Сексуальные нарушения, Несформированность социальных ролей и своей роли в семье, Чувство собственной ненужности, Агрессивное поведение, Уход из дома, Суициды.

Целесообразно подразделять три  уровня жестокого обращения:

      Минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения  подобных фактов очевидна.

      Средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

      Критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

Жестокое обращение с  ребенком может служить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст.69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст.73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.?? СК РФ).

На этом я хотела бы на сегодня закончить. Я думаю, что вы получили материал для размышления. Если у Вас возникнут вопросы, я готова на них ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О жестоком обращении с детьми"

Материалы для прведения родительского собрания...

Родительское собрание «Жестокое обращение в семье»

Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наб...

Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....

Выступление на общешкольном родительском собрании «Жестокое обращение с детьми в семье»

Разработка адресована педагогам,  психологам школьных образовательных учреждений....

Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....

Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»  Цель:  дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по &ndash...