Беседа-игра для родителей первоклассников.
материал (1 класс)
Беседы и занятие-игра с родителями первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа с родителями | 17.8 КБ |
Занятие-игра с родителями. | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОШ № 302 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Беседа с родителями
«В семье первоклассник»
1 б класс
2016 год
Уважаемые мамы, папы, бабушки! Дорогие родители!
Отзвенел первый звонок в жизни вашего ребёнка. Первый раз он преступил порог своего класса, сделал первые шаги в страну знаний. Первый класс – серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всём школьном пути. Первоклассника учат учиться, учат трудиться, учат преодолевать трудности. В 1 классе учат с самого начала и грамоте, и счёту, и письму. Главное – чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, главное – чтобы ваш ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Саша пришёл в школу с большим желанием учиться. Но не прошло и двух недель, как от желания и следа не осталось. Мальчик заявил дома, что в школу больше ходить не намерен. «Всё сиди и сиди. Урок длинный – предлинный. А переменка за одну минуту кончается. Сразу в класс идти нужно. И бегать по классу нельзя. И разговаривать на уроке не разрешают»
Учение – это повседневный труд, он требует от ребёнка умственных усилий, напряжения ,воли, внимания. Он должен уметь слушать учителя, запоминать сказанное, добиваться решения поставленной учителем задачи.
Наибольшие трудности в начальных классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно, ясно и чётко излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, правило, рассказывать об окружающем. Трудно в школе и тем детям, которым впервые в жизни приходится постигать истинный смысл слов «надо» и «нельзя».
С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Школа – это мир новых отношений – со сверстниками, с учителем. Ваша помощь, товарищи родители, здесь необходима и первокласснику, и учителю. Ребёнку по-прежнему нужны ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает и плохую отметку, и замечание учительницы , и ссору с товарищами.
С первого класса начнёт формироваться у ребёнка его отношение к школе, к учителю, к учебному труду, к его маленьким общественным обязанностям. Пробудить интерес у ребёнка к школе, поселить в нём желание учиться, творчески овладевать знаниями, создать постоянный интерес к занятиям, к ученью – вот одна из серьёзных задач школы и учителя. Но без помощи родителей, без общей согласованной работы семьи и школы и самой хорошей школе и учителю трудно вести работу по воспитанию и обучению детей. Родители должны хорошо запомнить, что с первого дня пребывания ребёнка в школе, в интересах правильного его воспитания, они должны заботиться о том, чтобы ребёнок успешно выполнял всё, что требуют учитель и школа.
Одно из первых требований, которые предъявляет школа вашему ребёнку, - требование соблюдать санитарно-гигиенические правила и внешнюю опрятность.
Внешний вид ученика имеет огромное значение в воспитании организованности, дисциплинированности. Внешне подобранный и опрятно одетый ребёнок – большей частью организованный и внимательный ученик. Неряшливо одетый ребёнок зачастую неорганизованный, разболтанный ученик. Неопрятность и неаккуратность вредно влияют на занятия ребёнка, на его успеваемость.
С первого дня дети должны приходить в школу с необходимыми учебными принадлежностями. Школа имеет свой план работы на учебный год. Каждый учитель имеет план работы по обучению и воспитанию детей своего класса. Он намечает план работы с детьми на год, на день и на урок. Подготавливаясь к уроку, он продумывает, как лучше и правильнее использовать каждую минуту. Урок длится в школе 45 минут, а в 1 классе первую четверть 3урока по 35 минут. И вот забытая дома учеником тетрадь, книга, ручка или сломанный карандаш часто являются большой помехой в успешном выполнении намеченного учителем плана.
Кто же должен напомнить ребёнку о его обязанностях, об аккуратном и добросовестном отношении к выполнению требований учителя?
В первую очередь должны позаботиться родители. Запомните, что частое невыполнение детьми школьных правил влечёт за собой неуспеваемость ученика и может отрицательно сказаться на успеваемости всего класса. Небрежное выполнение школьных требований воспитывает в ребёнке черты расхлябанности, недисциплинированности. С первого же дня или пока не поздно, приучайте ребёнка к бережному обращению со всеми учебными вещами. Не разрешайте ему брать учебные принадлежности грязными руками и класть куда попало. Отведите определённое место, где будет находиться всё учебное имущество и определите место для его занятий дома. Конечно, удобно иметь ребёнку отдельный стол, стул, полочку для книг. Свет всегда должен падать слева. Приучайте вашего ребёнка изо дня в день готовить уроки в одно и то же время. Если у ребёнка есть чёткий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придётся недолго – первые 2-3 месяца. Но вот ребёнок сел за стол, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. Не отвлекайте ребёнка громкими разговорами.
Помните, что с 1 класса надо помогать ребёнку в выработке правильных приёмов и навыков самостоятельной работы ,с первого же дня требуя от него серьёзного, вдумчивого отношения к исполнению заданного. От того, как отнесутся близкие к школьной жизни первоклассника зависит многое. Равнодушие близких к новой жизни ребёнка больно ранит его. Не забывайте вечером спросить у первоклассника, что нового было сегодня на уроках, как он справился с заданием. Выслушайте его внимательно. Выскажите своё отношение к услышанному и обязательно предложите: «Давай посмотрим твои тетради»
Итак:
- Составьте для своего ребёнка режим дня. Приучайте его к выполнению режима.
- Контролируйте, как ребёнок выполняет режим дня.
- Развивайте у него навыки самообслуживания, привлекайте детей к участию в домашних делах.
- Систематически контролируйте качество выполнения дополнительных заданий. Помогайте ребёнку.
- Уделите особое внимание чтению.
Памятка для родителей первоклассников
- Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов.
- Обязательно посещайте все собрания для родителей.
- Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребёнка. Радуйтесь успехам,
не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
- Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливостью, изматывающим ребёнка. Главное – возбуждать интерес к учению.
Предварительный просмотр:
Занятие
Семья и семейные ценности.
Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
- способствовать развитие интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
- формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
- воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага.
Ход мероприятия
- Организационный момент
Звучит «Песенка о счастливой семье»
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на занятии, тема которого «Семья и семейные ценности».
- Целеполагание
Наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? А для вас что значит «семья»?
(ответы детей).
Семья – это место, где человек учится любить. С самого рождения ребенка окружают мама, папа, бабушки, дедушки, его любят, заботятся о нем, и ребенок, видя такое отношение, тоже дарит любовь, нежность и заботу своим близким.
- Работа с темой
В Толковом словаре дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»
Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.
(Высказывания ребят)
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»?
(Предположения)
(Чтение стихотворения )
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
Почему именно семь?
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.
(На слайде появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на доску)
Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.
Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?
(Высказывания ребят)
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас поделиться на команды и попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.
В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.
Не будет / добра, / коли в семье / вражда.
Семья / без детей, / что цветок / без запаха.
Родители / трудолюбивы, / и дети / не ленивы.
( На доске выведены части пословицы. Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие традиции есть в ваших семьях?
(Высказывания ребят)
Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу. Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания ребят)
Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей. Есть у кого-нибудь из вас в семье династии?
Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?
(Высказывания ребят)
Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью. Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания ребят)
Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция. У кого из вас есть такая традиция?
(Ребята поднимают руки)
Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по субботам можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.
Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?
(Высказывания ребят)
Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.
Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.
(На слайде перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)
Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.
Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?
(Высказывания ребят)
Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.
Итак, семейные ценности
- не передаются по наследству;
- их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Семья ассоциируется с магическим числом – 7. А какое природное явление тоже имеет число 7? Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. И сейчас мы с вами построим «радужную семью». Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(На столах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолжение рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое — уважение. Только с ним
Приобретешь успех, признание общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.
Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе».
«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.
- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.
- Что такое могила?
Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?
- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.
Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?
(Высказывания ребят)
Только люди знают своих родственников, помнят их.
Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.
Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая.
Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.
1)В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть? (да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть?(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?(Мэри)
- Рефлексия
Давайте подведем итог нашему занятию. Что нужно человеку для счастья? Какие самые главные семейные ценности?
В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.
И в завершении разговора предлагается стих:
***
Семья –это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(В завершении ребята забирают с собой ромашки и радугу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....
"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.
В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»
Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников) Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...
Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям
Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....