Патриотическое воспитание в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Юхневич Наталья Геннадьевна

Статья о важности патриотического воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoevospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств в начальной школе через музейное пространство!

Патриотическое воспитание в стране строится на основе ряда государственных документов: Национальной доктрины образования в РФ (утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000г.№751, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (одобренной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2001г.№ 1756-р), государственных программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года №1493, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобренной на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол №2(12)-П4 от 21 мая 2003г).

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Воспитательная ценность дополнительного образования в учреждениях начального образования.

Начальное образование — это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки общения и решения прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчеркивает важность начального образования для общества и страны.

В России начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с возраста семи лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Начальное образование формирует общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени общего образования.

Дополнительного образования детей в начальной школе заключается в том, что они создают условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общения и самодеятельности. Причем осуществляется это в разнообразных формах жизнедеятельности, включая игру, труд, познание, краеведение, музееведение, спорт, художественное творчество, что позволяет ненавязчиво, со знанием дела прививать детям культуру отношений с окружающим их миром - социальным и природным.

Дополнительное образование выполняет не только компенсаторную и комплементарную функции по отношению к школе, но и личностно - формирующую. При этом в отличие от общего начального образования школы дополнительное образование детей предоставляют школьникам больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым, создавая благоприятные условия для творчества, поиска, а значит, придавая процессу воспитывающий и развивающий характер. Основной формой работы дополнительного образования детей, его структурной единицей является объединение по интересам. Важно, что школьник занимается тем или иным делом не по принуждению, а по собственной инициативе. Разумеется, многое зависит от того, насколько педагог смог заинтересовать темой, её практической значимостью, перспективой применения знаний и навыков. Существенно, что дети могут мигрировать из одного кружка в другой. Таким образом, дополнительное образование детей реализует идею свободного воспитания, достигая большей гармонии интересов, потребностей, способностей в развитии ребёнка. Дополнительное образование детей менее чем школа формализовано и регламентировано. Оно более гибко и подвижно в создании условий для проявления детьми инициативы и творчества, в использовании технологий, что придаёт воспитательному процессу новое качество.

Для дополнительного образования в начальной школе важной является работа по военно-патриотическому воспитанию в связи с нравственным воспитанием, где стержнем является ценностно - смысловой подход в работе с детьми.

Ценности — то значимое, без чего нет жизни человечества на Земле. Отношения к ценностям напрямую сказываются на нашей жизни, их проявления поддерживают, содействуют ее развитие, обогащают духовный мир человека. Будучи условиями жизни, отношения, к ценностям являются содержанием её: мы проживаем счастье жизни, восторг красоты, радость открытия истины, любовь к человеку, удовлетворение творчеством.

Ценностные отношения — значимые отношения в человеческом обществе, носители этих отношений сохраняют и поддерживают общественную жизнь.

Отношения к ценностям можно назвать ценностями вторичного порядка, потому что они есть по сути своей тоже ценности жизни. И в первую очередь отношения к наивысшим ценностям. И педагог напрасно будет биться над вопросом формирования этикета, товарищества, уважения к науке и достойного отношения к истории. Границы ценностей не раздвигаются, если ребенка не научить видеть за частным общее, за предметом — отношение. «Жизнь» его сужается до «существования». Заметим, когда рождается острая потребность в дополнительных искусственных агентах острых ощущений, тогда ничто не остановит человека перед алкоголем, наркотиками и т.д. - он хочет «жить» в рамках своего «существования», ему необходима иллюзия настоящей интересной жизни.

В Санкт-Петербурге с 1993 года активно развивается поисковое движение. Создаваемые поисковые отряды, принимают участие во Всероссийской вахте памяти, проводимой на территории многих субъектов Российской Федерации. Многолетний опыт сотрудничества поисковых отрядов с городскими и школьными музеями позволяет констатировать, что воспитание ребёнка музейными средствами благотворно влияет на развитие личности.

В процессе воспитания и образования, учащихся в современной школе особое место занимает школьный музей. К сожалению, на рубеже 80-90-х г.г. музейная работа в школах была практически свернута, многие музеи были закрыты или законсервированы. Последние годы школьный музей обретает новое дыхание, вторую жизнь. Педагогические коллективы школ умело включают музей в единую систему образования и воспитания юных петербуржцев.

В настоящее время непреложной остается истина: школьный музей может и должен быть важнейшим элементом патриотического воспитания. Посещая музей, рассматривая его экспонаты, школьники на конкретных примерах знакомятся с историей школы, района, города. Огромное значение для развития патриотического сознания нового поколения имеют музеи и залы, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

В последние годы начался процесс возрождения школьных музеев. Это видно на примере Московского, Калининского, Приморского, Красногвардейского районов. В школах, существуют и действуют музеи и уголки боевой славы, где большое значение придается подготовке актива музея из состава учащихся.

В ходе обучения школьники, в том числе и начальной школы, знакомятся с историей музеев Санкт-Петербурга, овладевают основными понятиями музееведения. Раздел, посвященный экскурсионной работе, в основном направлен на формирование практических навыков подготовки и проведения экскурсий по музейным экспозициям. Наличие актива школьников, имеющих специальную подготовку, позволяет более эффективно включать экспозицию школьного музея в учебно-воспитательный процесс.

В современной социально-культурной ситуации очень важно стимулировать и поддерживать интерес детей к истории Отечества. На базе школьного музея это можно сделать особенно успешно, привлекая школьников к конкретной работе, общению с ветеранами войны и участниками других важных событий.

Знакомство учащихся с историей и практикой музейного дела, экскурсионной работой, овладение ими основными понятиями, связанными с этой областью культуры; с методикой и практикой работы с музейными экспонатами, созданием и оформлением музейной документации проходит не только в школьных музеях, но и на базе городских музеев. Формы организации работы в школьном музее разнообразны: встречи, беседы, уроки-лекции, игры, викторины, экскурсии в государственные музеи, практические занятия по изучению экспозиций, работа с фондами, подготовка и проведение учебных экскурсий, представление эскизов оформления экспозиции, представление фрагментов экскурсий по музеям.

По окончании обучения, учащиеся работают в составе музейного актива, выполняют задания по формированию экспозиций, проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в районных и городских конкурсах и конференциях.

В процессе обучения, учащиеся на конкретных примерах знакомятся с бесценным культурным наследием России.

Школьный музей является центром работы с ветеранами Великой Отечественной войн, а также центром патриотического воспитания молодёжи. Учащимся и педагогам очень нравится инновационная музейно - педагогическая форма проведения экскурсии, где экспонаты доступны не только для обозрения, но и для более близкого, живого изучения. Трудно описать словами какой восторг и всплеск положительных эмоций производит музейные выставки, проводимые бойцами поисковых отрядов на учащихся и педагогов района. Во время экскурсии учащимся и педагогам разрешено то, чего нельзя делать во многих музеях - всё трогать руками и фотографироваться на память. Особенно, хочется отметить доброжелательный, теплый и терпеливый прием в комнате боевой славы поискового отряда «Альбатрос» ПМК «Юпитер» СПб ГБУ «ПЦ «Альбатрос» , т.к. воодушевленные девчонки и мальчишки, в буквальном смысле слова, атаковали предоставленные в их распоряжение: найденные на полях сражений осколки снарядов, гильзы, личные вещи солдат и офицеров Советской армии. Подобная форма работы позволяет осуществлять личностно - ориентированный подход и формировать, прежде всего, у мальчиков (не исключая и девочек) патриотическое отношение в плане служения Отечеству в вооружённых силах.

Во время экскурсий, ребятам дают задание - посмотреть, как организован музей, как созданы экспозиции, с целью усовершенствования работы своих школьных музеев и музейных комнат.

Я не случайно передаю эмоциональную атмосферу экскурсии, потому что для нас важно не формальное присутствие детей, не передача информации, а живое отношение к событиям проживания ситуации в которой оказываются дети и взрослые. Именно в таких ситуациях и формируются ценностные отношения, возникают новые смыслы и значения у детей, а значит, возникает патриотическое отношение к событиям прошлого, переосмысливается отношение к отчизне, дедам и их роли в Великой Отечественной войне и мирных буднях. Организация и проведение экскурсий, это первый этап сотрудничества с поисковыми отрядами Санкт-Петербурга. Планируется организация дальнейшей совместной работы учителей и сотрудников музея по проведению Уроков мужества. Мы надеемся, что этот удивительный музей, где можно почувствовать себя свободно, посетит еще не одна тысяча учащихся нашего района.

Рассмотренный нами опыт совместной работы с поисковыми отрядами по созданию музейных экспозиций важен и ценен, поскольку он являет собою удачные примеры личностно-ориентированной педагогики, нацеленной на формирование у ребят способности интеллектуального чувствования и чувственного познания. Происходит процесс активного вхождения личности в культуру с осмыслением своего места в ней («я» в культуре и культура во мне). Важно, что ребята не становятся «космополитами безродными», ибо доминируют отечественные духовные традиции. Юный человек учится делать свой выбор - выбор духовной, культурной позиции, выбор нравственный.

Не имея программы воспитания, мы уповаем на случай. И, несмотря на то, что педагоги наши традиционно все еще самоотверженно трудятся, себя не щадя, — как им кажется, «ради общего блага», — на самом же деле, удовлетворяясь положением «как получится», — воспитательный результат целиком зависит от капризных обстоятельств.

Мы не просто описываем конкретные встречи, а работаем над созданием общей районной программы по военно-патриотическому воспитанию. И суть опыта - экспериментальной работы в настоящее время заключается в переосмыслении педагогами, под грамотным руководством администрации, сути нравственного в военно-патриотическом и экологическом направлении усилий на воспитательный аспект, связанный с формированием ценностных отношений воспитанников, развитием творческого потенциала. Это и будет являться гарантией их самоопределения, самореализации творчества выражен в современных условиях, а значит, будет способствовать активному занятию собственного досуга и самореализации.

Педагог начальной школы Наталья Геннадьевна Юхневич

07.11.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....