Программа внеурочной деятельности "Школа грамотеев"
рабочая программа
Рабочая программа внурочной деятельности "Школа грамотеев" во 2-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_gramoteev.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений; делать умозаключения;
распознавать виды текстов;
редактировать тексты;
работать со словарями;
писать творческие изложения с языковым разбором;
выделять фразеологизмы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание курса внеурочной деятельности
Задания на развитие внимания
Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
- Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
- Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
- Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания на развитие памяти
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Наименование раздела | Количество часов | ||
1 раздел: Задания на развитие внимания | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
10 | 10 | 10 | |
2 раздел: Задания на развитие памяти | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
8 | 8 | 9 | |
3 раздел: Задания на совершенствование воображения | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
6 | 8 | 9 | |
4 раздел: Задания на развитие логического мышления | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
10 | 8 | 5 | |
Всего: | 34 | 34 | 33 |
Приложение
Календарно- тематическое планирование
кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»
2 класс
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Снова в школу | 1ч | 07.09 | |
2 | Как из рога изобилия | 1ч | 14.09 | |
3 | Кое-что о школе | 1ч | 21.09 | |
4 | Овощи с грядки | 1ч | 28.09 | |
5 | Курам на смех | 1ч | 05.10 | |
6 | Сказочный листопад | 1ч | 12.10 | |
7 | Развиваем воображение и фантазию | 1ч | 19.10 | |
8 | Морские обитатели | 1ч | 26.10 | |
9 | Бьём баклуши | 1ч | 09.11 | |
10 | Зоологическое ассорти | 1ч | 16.11 | |
11 | Клуб юных живописцев | 1ч | 23.11 | |
12 | Цветочная угадайка | 1ч | 30.11 | |
13 | Открываем долгий ящик | 1ч | 07.12 | |
14 | Звёздный дождь | 1ч | 14.12 | |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | 1ч | 21.12 | |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | 1ч | 28.12 | |
17 | Засучив рукава | 1ч | 11.01 | |
18 | Сундучок занимательных заданий | 1ч | 18.01 | |
19 | Симметрия | 1ч | 25.01 | |
20 | Сказочные герои в ребусах и загадках | 1ч | 01.02 | |
21 | Учимся быть честными | 1ч | 08.02 | |
22 | «Учитесь властвовать собой» | 1ч | 15.02 | |
23 | Учимся управлять своими чувствами | 1ч | 22.02 | |
24 | Любопытные факты из жизни животных | 1ч | 01.03 | |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | 1ч | 08.03 | |
26 | Пятое колесо в телеге | 1ч | 15.03 | |
27 | Здравствуй, сказка! | 1ч | 05.04 | |
28 | По тропинкам математики | 1ч | 12.04 | |
29 | Китайская грамота | 1ч | 19.04 | |
30 | О водных судах | 1ч | 26.04 | |
31 | Сказки А. С. Пушкина | 1ч | 03.05 | |
32 | На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки. | 1ч | 10.05 | |
33 | Самолётик Нескучалкин. На даче | 1ч | 17.05 | |
34 | Согласись или поспорь со мной | 1ч | 24.05 |
Приложение
Календарно- тематическое планирование
кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»
3 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1ч | 08.09 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1ч | 15.09 | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1ч | 22.09 | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1ч | 29.09 | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 06.10 | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1ч | 13.10 | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 20.10 | |
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. | 1ч | 27.10 | |
9 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1ч | 10.11 | |
10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1ч | 17.11 | |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 24.11 | |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1ч | 01.12 | |
13 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 08.12 | |
14 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1ч | 15.12 | |
15 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1ч | 22.12 | |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1ч | 28.12 | |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операий. | 1ч | 12.01 | |
18 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1ч | 19.01 | |
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 26.01 | |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1ч | 02.02 | |
21 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1ч | 09.02 | |
22 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1ч | 16.02 | |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1ч | 02.03 | |
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 09.03 | |
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1ч | 16.03 | |
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1ч | 30.03 | |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1ч | 06.04 | |
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1ч | 13.04 | |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1ч | 20.04 | |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1ч | 27.04 | |
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 04.05 | |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 11.05 | |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1ч | 18.05 | |
34 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1ч | 25.05 |
Приложение
Календарно- тематическое планирование
кружка внеурочной деятельности «Школа грамотеев»
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Государственные символы. | 1 | 03.09.18 | |
2 | Моя семья. | 1 | 10.09.18 | |
3 | Мой портрет в лучах солнца. | 1 | 17.09.18 | |
4 | Интеллектуальный клуб «Мыслитель». | 1 | 24.09.18 | |
5 | Вода в нашей жизни. | 1 | 01.10.18 | |
6 | Матушка-землица. | 1 | 08.10.18 | |
7 | Юные кулинары. | 1 | 15.10 | |
8 | Куда летят крылатые слова. | 1 | 22.10.18 | |
9 | Фильм, фильм, фильм… | 1 | 29.10.18 | |
10 | Путешествие в мир пушкинских сказок. | 1 | 12.11.18 | |
11 | И снова нас ждет мир пушкинских сказок. | 1 | 26.11.18 | |
12 | Приветствуем зиму. | 1 | 03.12.18 | |
13 | Пернатые друзья. | 1 | 10.12.18 | |
14 | Олимпийские игры древности. | 1 | 17.12.18 | |
15 | Олимпийские игры современности. | 1 | 24.12.18 | |
16 | Я расскажу тебе о цирке. | 1 | 14.01.19 | |
17 | Калейдоскоп головоломок. | 1 | 21.01.19 | |
18 | Музыкальная шкатулка. | 1 | 28.01.19 | |
19 | Что мы знаем о памяти. | 1 | 04.02.19 | |
20 | Приди, Масленица, с радостью! | 1 | 11.02.19 | |
21 | Золушка. | 1 | 25.02.19 | |
22 | Клуб любителей русского языка. | 1 | 04.03.19 | |
23 | Да здравствует абракадабра! | 1 | 11.03.19 | |
24 | Собранье пестрых дел. | 1 | 18.03.18 | |
25 | Поговорим, друзья, о книге. | 1 | 25.03.18 | |
26 | Эх, яблочко! | 1 | 01.04.19 | |
27 | Шутка – минутка, а заряжает на час. | 1 | 15.04.19 | |
28 | О времени и о часах. | 1 | 22.04.19 | |
39 | Праздник Ивана Купалы. | 1 | 29.04.19 | |
30 | Клуб любителей головоломок. | 1 | 06.05.19 | |
31 | Как делают бумагу. | 1 | 13.05.19 | |
32 | История плюшевого мишки. | 1 | 20.05.19 | |
33 | Букет увлекательных задач. | 1 | 27.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа кружка «Школа Грамотеев»
Курс «Школа Грамотеев» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использов...
Рабочая программа курса "Школа грамотеев" 3 класс внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Школа грамотеев" в 3 классе...
Рабочая программа курса "Школа грамотеев" 4 класс внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Школа грамотеев" в 4 классе...