Классный час о трудолюбии 3 класс
классный час (3 класс)

Кочетова Элла Геннадьевна

Открытый классный час, проведенный в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_trudolyubii_kochetova_e.g.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки Кочетова Э.Г.

КЛАССНЫЙ ЧАС « ТРУДОЛЮБИЕ.КАК СТАТЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ?»

Цель:

расширять представления о трудолюбии как положительном нравственном качестве личности, способах проявления данного качества в повседневной жизни, формировать у младших школьников мотивацию к трудолюбию. Формировать у младших школьников умение анализировать своё поведение и поведение окружающих.

Задачи:

- раскрыть значение понятия «трудолюбие», способах проявления трудолюбия; 

- развивать стремление быть трудолюбивым и совершать добрые поступки; 

- воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям;

- отрабатывать основы нравственного поведения через разыгрывание ситуаций. 

Предполагаемые результаты:

личностные – ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

метапредметные – проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства), в монологическом высказывании; объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям; сформированность самоконтроля и самооценки;

предметные – имеет знания о характере понятия «трудолюбие», способах проявления трудолюбия.

Оборудование:

презентация, проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

1.Введение в тему классного час. Настрой на работу.

  1. Почему человек иногда ленится?
  2. К чему может  привести лень?

      4.Какого человека называют лежебокой?

       5.Подберите к слову «ленивый» антоним.

Тема: « ТРУДОЛЮБИЕ. КАК СТАТЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ?»

6.Как вы считаете,  кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому? Предлагаю посмотреть сказку Б.Сергуненков «Плотник»

   Жил плотник. Много он за свою жизнь построил домов. Очень любил он свое дело, старался, чтобы каждый жил в тепле и уюте.

   Однажды рубил он дом соседу. День рубит, ночь. Видит сосед: трудится плотник, не покладая рук, испугался, как бы не перетрудился он, не заболел. Говорит сосед плотнику:

- Ты перекусил бы немного.

А плотник в ответ:

- Мне работа вкуснее хлеба.

- Ты попил бы немного.

- Мне работа слаще воды.

- Ты поспал бы немного.

- Мне работа приятнее сна.

   Пожалел сосед плотника, силой запер его в сарае. Думал, заставит плотника отдохнуть. А тот разыскал в сарае доски – дверь мастерит.

   Уложил сосед плотника спать, как маленького убаюкал. Спит плотник, но и во сне ему не спится. Держит он в руках маленький чурбачок и конька на крышу во сне вырезает. Связал сосед руки плотнику. Теперь-то он ничего сделать не сможет! И, правда. Лежит плотник связанный, и руками ему не пошевелить. Тут услышал сосед на стройке стук плотничьего топора. Побежал смотреть: кто там вместо плотника работает? Смотрит и глазам своим не верит: топор сам без хозяина тешет, пила пилит, бревна в ряд венец за венцом кладутся. Понял он: не оторвать ему мастера от работы. И отстал с миром. Так и работает плотник в охотку до сих пор.

Беседа после слушания сказки.

- Знаете ли вы таких людей, которые не могут сидеть без дела?

- Можно ли назвать плотника счастливым человеком? В чем его счастье?

- Как вы думаете, какие дома он строил?

- Можно ли плотника назвать трудолюбивым?

-Что такое трудолюбие?

(Самый убедительный ответ будет выбираться. Красная карточка – ответ понравился, зелёная – остался равнодушен.)

Выбор дома

2. Основная часть.

1. Что такое трудолюбие?

- Трудолюбие - положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.

- Трудолюбие:

1) готовность при выполнении любой работы действовать с полной отдачей;

2) способность длительное время уделять работе;

3) умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается;

          4) не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей

2.Работа над пословицами. Собери пословицу.

- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Вы часто сидите дома без дела или всегда находите себе занятие?

- Как вы думаете, какому человеку интереснее жить: тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать? Почему?

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

- Каким должен быть человек, чтобы хорошо и с радостью работать?

- Были ли случаи, когда по выполненной работе вы могли сказать, что за человек ее выполнял?

То, что достается без труда, не приносит счастья никогда.

- Расскажите о какой-нибудь вещи, которую вы отремонтировали или сделали сами.

- Что делают своими руками ваши родители? Чему вы у них научились?

- Когда вы впервые сделали что-либо своими руками?

2.Рассматривание выставки «Наши руки не для скуки» (выставку надо заранее оформить)

- Считаете ли вы себя трудолюбивым человеком? Какое дело для вас является самым важным?

- Какие качества необходимы человеку, чтобы научиться что-либо хорошо делать?

(Можно вывесить на доске)

- Подумайте, у кого есть такие качества, а какие надо еще развивать.

Вы устали сидеть за партами? Тогда следующее задание поможет вам немного размяться. Вам нужно ответить на вопросы, но не обычным способом. Если ответ отрицательный, то есть «нет» - вы приседаете один раз. Если ответ положительный – «да» - вы встаете. Будьте внимательны, не ошибитесь.

  • Рыболов пасет свиней?
  •  Кочегар топит печь?
  •  Учитель собирает налоги?
  • Маляр красит стены?
  • Модель работает в цирке?
  • Строитель строит дома?
  • Дрессировщик дрессирует преступников?
  • Библиотекарь издает библии?
  • Кондитер печет торты и пирожные?
  • Таксист разводит собак породы такса?
  • Парикмахер делает парики?
  •  Столяр делает мебель?
  • Хлебороб растит хлеб?

- Знаете ли вы людей, которые имеют сразу несколько профессий?

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

 Пётр Первый.

 Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того,  чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

    Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев ( золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын ( монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам :  « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что заставляло Петра Первого трудиться?
  2. Для чего вообще трудится человек?
  3. Кто в вашей семье является примером трудолюбия?

- А кем вы хотите стать? Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два «репортера».

Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у учеников нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии одноклассники .

Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

. Каждый труд почетен. Не столько важно, КЕМ человек работает, сколько важно, КАК он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание: определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке эти фразеологизмы: «мастер своего дела», «работает спустя рукава», «лень прежде него родилась», «золотые руки», «работает засучив рукава», «трудится не покладая рук», «от лени мохом оброс», «работает, словно спит».

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру:

Сапожнику — за ... (удобную обувь).

Столяру — за ... (прочную мебель).

Строителю — за ... (уютное жилье).

Парикмахеру — за ... (аккуратную прическу).

Врачу — за ... (избавление от боли).

Уборщице — за ... (чистоту и порядок).

Учителю — за ... (знания).

Портному — за ... (одежду).

Задание . «Разбор ситуаций»

Ситуация №1.  Мама попросила  Лену помыть посуду, но во дворе ребята играют в очень интересную игру и зовут играть Лену. Как поступить Лене? 

Ситуация №2. Сережа возвращался из школы домой и увидел, как возле одного из домов старенькая бабушка гребёт опавшую листву. Как поступить Сереже?

Ситуация № 3. Никита играет в компьютерную игру. Бабушка просит его сходить в аптеку за лекарством. Как поступить Никите?

Часто трудолюбивых людей сравнивают с какими-либо животными, птицами, насекомыми. Вспомните такие сравнения.

(Н-р, работает, как пчелка; трудится как муравей; усерден как дятел и т.д.)

- Почему люди употребляют именно эти сравнения?

- Чему бы вы хотели научиться? Кто вам в этом может помочь?

3. Совместная деятельность.

- Попробуйте составить советы для человека, который хочет стать трудолюбивым.

Обсуждение работы

Обсуждают предложенные из словаря выдержки о трудолюбии.

Дети объясняют их смысл. Работают в группах

Фотовыставка

Ответы обучающихся

Высказывают свои предположения, пробуют дать определение понятию трудолюбие.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Распределяют роли, разыгрывают ситуации. Обсуждают, высказывают своё мнение.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа "О трудолюбии"

Сценарий классного часа в 1 классе "О трудолюбии"...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...

Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.

Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...

Классный час во 2 классе "О профессиях и трудолюбии"

Формировать положительное отношение к труду....

Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»

Аннотация для классного часа "Открываем волшебные двери добра" для 3 класса:Классный час "Открываем волшебные двери добра" призван познакомить учеников с понятием добра, заботы о д...