«РУССКАЯ КАША- МАТУШКА НАША»
методическая разработка (4 класс)
Задачи:
- Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.
- Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
3. Познакомить с разными видами каш.
- Закрепить знания детей о труде хлеборобов.
- Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
- Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_kasha-_matushka_nasha.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«РУССКАЯ КАША- МАТУШКА НАША»
Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество
Задачи:
- Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.
- Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
3. Познакомить с разными видами каш.
- Закрепить знания детей о труде хлеборобов.
- Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
- Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Ведущий: (в народном сарафане): Здравствуйте дорогие гости!
На Руси осенью, 11 октября отмечался грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. Ребята, как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: «он мало каши ел»? От того, что он худенький, слабый. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми, сильными. Обычно кашу едят на завтрак. А вы знаете, из чего варят кашу? Из зёрен. А откуда берутся зёрна? Сейчас я расскажу вам историю про зёрнышко: «Посадили весной в землю маленькое зёрнышко, появился росточек, он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек. Земля, солнце, вода, тепло помогали маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу»
Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?
Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.
Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.
Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.
Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:
Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!
Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!
Мне на завтрак нужно мармеладку, да шоколадку я хочу!
Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!
Как появилась каша на нашем столе?
Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.
Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».
Учитель: Ребята, а вы знаете какие бывают каши?
Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:
1. Не поле, а волнуется. (нива)
2.Черна, мала крошка, соберут немножко.
В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)
3. Что две недели зеленеет,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает? (рожь)
4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)
5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)
6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)
7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)
8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).
Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.
9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)
10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)
11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).
12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).
12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.
13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)
Конкурс «Золушка»
Дети отделяют фасоль от гороха.
Учитель: Чтобы каша была вкусной ,нужна не только крупа Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите – «Да», а не подходят – говорите «Нет».
Игра
Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:
· Парное молоко … (да)
· Куриное яйцо… (нет)
· Крупа манная… (да)
· Капуста кочанная … (нет)
· Соленый огурец… (нет)
· Мясной холодец… (нет)
· Сахар да соль… (да)
· Белая фасоль… (нет)
· Масло топленое ..(да)
· Рыбка соленая…(нет)
· Лавровый лист..(нет)
· Китайский рис…(да)
· Чернослив и изюм …(да)
· Шоколадный лукум (да)
· Перец болгарский…(нет)
· Соус татарский…(нет)
· Клубничное варенье…(да)
· Бисквитное печенье…(нет)
Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!
Ведущий: на свете существует немало сказок, где упоминается каша. А вы, ребята знаете эти сказки?
Викторина для знатоков: ..
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ? ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2) Сколько детей было у сороки --белобоки ? ( Пять )
3)Чем угощала Лиса Журавля ? ( манной кашей )
4) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша )
5) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов ? ( ячменной, т.е. перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)
9) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с. )
Инсценировка р.н.с. «Каша из топора
Вед. Возле леса на опушке, жила в домике старушка
Но, старушка, вот дела, очень жадная была.
От нее, как говориться, зимой снега не добиться.
По дороге столбовой со службы шел солдат домой.
Видит - на лесной опушке дом стоит, а в нем старушка
Все хлопочет у печи - выпекает калачи.
На пороге сидит кошка. Постучал солдат в окошко
Говорит хозяйке он:
- Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
- Вон там на гвоздике повесь
- А ль ты совсем глуха, что не чуешь ?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Глухая! Подавай на стол!
- Да нечего, родимый!
- Свари кашицу
- Да не из чего!
- Давай топор ! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
- Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать !
( Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
- Готова ли?
- Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
( Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату. )
- Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
( Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
( Старуха, смакуя кашу ): Ай , да каша хороша!
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да и позавтракаем..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.
1.Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем – какая вкуснее?
2.И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И, кашку любую, быстрее съедим.
Конкурс : «Накорми друг друга кашей» .
За столом сидят два ребёнка, друг против друга, с завязанными глазами. Перед ними стоят тарелочки с кашей, в руках ложечки. Кто быстрее и аккуратнее накормит кашей.
Учитель : В русском языке много очень точных и метких выражений- фразеологизмов. И сегодня мы с ними познакомимся.
Сапоги каши просят – сильно износились , до дыр
У тебя каша во рту – говорит нечетко, не ясно
Каша в голове – нет ясности, понимания
Заварить кашу – затевать какое- то дело
Расхлёбывать кашу – распутать какое- то неприятное дело
ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.
1. Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: В голове у вас – каша,
Только это, друзья, чересчур!
Ведь, согласитесь-ка, ребята,
Что поговорка не права.
Но разве каша виновата,
Что бестолкова голова?
2. Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять,
Говорят, что во рту у вас каша,
Обвиняют беднягу опять.
Но, согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у нас ленив?
3. Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога уже видна.
Говорят - башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но, разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость.
Ведь в том не каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь.
4. Не верьте в разные обманки
Нет ничего прекрасней манки!
Развеять эти мифы каждый будет рад.
Каша – это то, что на столе дымится
И испускает вкусный аромат!
Игра: « Кто быстрее»
Выходят под песенку о каше двое ребят. Каждому из них вручается бутылочка с соской и манной кашей. Побеждает тот, кто быстрее выпьет кашу
Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. Побеждает тот кто очень быстро и правильно ее проговорит
- На столе каша, а на стуле Маша.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
- Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.
-Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке
- Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.
Учитель: Запомните эту историю нашу
Пляшите, играйте, но кушайте кашу!
И пшенку, и гречку, перловку и манку
С клубникой и сливками ешьте овсянку!
Полезной с вкусной должна быть еда,
И каша, поэтому, с нами всегда!
ВЕДУЩИЙ: Молодцы , ребята! Награждаем победителей!
А сейчас самое время устроить пир на весь мир! Да и самовары уже поспели!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей,
Гонтарева Надежда Даниловна
Мбоу Маньковская СОШ
Чертковский район
Ростовская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Каша-матушка наша"
Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....
Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»
Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...
Каша-матушка наша!
О пользе каши!...
проектная работа "Каша - матушка наша"
Введение. Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...
"Каша- матушка наша"
Внеклассное мероприятие...