Классный час " С днём рождения ЯМАЛ"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Данное мероприятие в форме классного часа познакомит ребят с особенностями жизни коренных жителей Ямала и с природой этого сурового края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_dnyom_rozhdeniya_yamal.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час посвященный дню рождения ЯНАО ( слайд 1)
Тема: «Это все мой родной Ямал- край земли не велик и не мал» ( слайд 2)
Цель:
- Развитие познавательного интереса
- Формирование у учащихся коммуникативных навыков
- Развитие чувства прекрасного и патриотических чувств
Подготовительная работа:
- Составление презентации
- Оформление выставки рисунков « Мой край Ямал»
- Подбор стихов и другой занимательной литературы
Оформление, оборудование
Проэктор, мультимедийная доска, рисунки детей.
Карта ЯНАО, карта-пазлы для учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой учащихся посредством музыкального оформления.
Учитель: У каждого человека есть особенный для него день в году, когда он становится на год взрослей.
Учитель: Как называется этот день?
( день рождения)
Учитель: Как вы думаете, а может ли быть день рождение у города, поселка, страны, края в которых мы проживаем.
(может)
Учитель: В этом году наш округ отмечает круглую дату рождения, которая называется – юбилей. И в честь празднования этого замечательного события в нашем крае я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Ямалу, вспомнить то, что вы знаете о своем родном крае, узнать то, что не знаете, полюбоваться красотами и богатствами этого сурового края.
Чтение учащимися стихов о Ямале
Основная часть урока. Путешествие
Учитель: Сначала я предлагаю Вам путешествие по карте нашего округа.( слайд 3)
- Как расшифровать ЯНАО? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)
( слайд 4)
- Какие вы знаете большие города? (Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым и т.д.)
- Какое море омывает полуостров? (Карское.)
- Назовите крупные реки. (Обь, Таз, Пур, Надым.)
- Какой город является “столицей” нашего округа? Покажите его на карте. (Город Салехард.) ( слайд 5)
Учитель: Огадайте загадку
Бежит- бежит не выбежит,
Течет – течет не вытечет ( река) ( слайд 6)
Учащиеся читают стихотворение о реке.
( слайд 7)
- Какая река западной Сибири занимает 1 место по бассейну и третье по водности? ( Обь)
Река Обь – самая большая водная артерия Западной Сибири. Это могучая равнинная река. По площади бассейна она занимает первое место в России, а по водности третье – после рек Лена и Енисей.
- Где берет Обь свое начало? ( Обь берет своё начало двумя притоками Бия и Катунь, которые стекают с гор Алтая)
Обь берет свое начало двумя притоками: Бия и Катунь, которые стекают с гор Алтая. Выходя на плоскую Западно-Сибирскую равнину, Обь сильно разливается и ее русло в среднем течении достигает до 1,5 км., а по зеркальной глади воды до 2,5 км.
- Есть ли у Оби притоки?( притоки Оби не многоводны Кеть, Толь, Вах, Чулым)
На своем пути Обь принимает большое количество притоков. Одним из главных является река Иртыш – это левый приток. Протяженность Иртыша более 2 тыс.км. Правые притоки Оби короткие, но многоводные, их огромное количество. Такие правые притоки, как Кеть, Толь, Вах, Чулым.
- Куда впадает река Обь? ( Обь несет свои воды в Северный Ледовитый океан, через Обскую губу)
- Какова протяженность реки Обь? ( боллее 3 000 км)
Река Обь несет свои воды в Северный Ледовитый океан, через Обскую губу. Протяженность реки Оби чуть более 3 000 км. От слияния Бии и Катуня, это река своим нижним течением проходит через всю западную территорию ЯНАО
- Чем богаты воды Оби? ( воды Оби богаты рыбой: щука, нельма, налим, муксун и др)
Воды реки Оби и ее притоков богаты рыбой: щука, нельма, налим, муксун, ряпушка и другие.
- Какие города расположенны в нижнем течении Оби на ее берегах? ( Салехард и Лабытнанги)
По обе стороны Оби в ее нижнем течении расположены два крупных города – Салехард и Лабытнанги.
Учитель: Река, как и человек переживае все времена года. И в каждое время года она хороша по-своему.
(Слайды “Обь и 4 времени года) ( слайды с 8 по 14)
Учитель: У любого края есть своя история. Вот и мы с вами поговорим об истории нашего края. ( слайд 15)
( слайд 16)
- Когда образовался ЯНАО? (10 декабря 1930.)
- Как раньше назывался Салехард? (Обдорск.)
- Что означает “Ямал”? (“я” – земля, “мал” – конец, т.е. конец земли.)
- Что означает слово Обь? (2 версии: вода, сугроб.)
- Откуда произошло название нашегогорода? ( от семи лиственниц выросших от одного корня)
Учитель: Любой край славится не только богатством природы, но еще и людьми, которые прославили его далеко за пределами полярного круга.
- Назовите известных, выдающихся людей Ямала, которые прославились в той или иной области? (Роман Ругин, Анна Неркаги, Иван Истомин, Игорь Худи (художник), Геннадий Хартаганов (художник), Семен Няруй (композитор) и др.)
( слайд 17)
Учитель: А теперь отдохнем и по отгадываем ненецкие загадки: ( слайд 18)
- Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты.)
- Лежит у порога меховое кольцо – чужого в дом не пустит. (Собака.)
- Она, как снег, от солнца прячется, а мышка – от нее. (Сова.)
- Десять черных бусинок на одной веточке висят. (Черника.)
- Летом меховые, зимой берестяные. (Рога оленя.)
- На конце холма чернеет уголек. (Песец.)
- Летом – серая, зимой – белая. (Куропатка)
Учитель:
Давайте посмотрим на ваши рисунки, которые говорят о красоте и необыкновенности нашего края и о народе, который проживает на территории ЯНАО. Вообще народ ненцы глубоко связан с природой, они ее чтят и берегут для будущего поколения. Общаясь с природой, он отбирает у нее по крупицам все самое ценное
---Вся тундра для ненца – огромный чум. А кто может нам рассказать, что из себя представляет чум, как он строится, из чего, почему имеет такую форму и удобно ли в нем жить? (36 шестов, роль громоотвода, форточка, вентилятор, светильник, дверка вверху)
( слайд 19)
Рассказ подготовленного ученика
---Священным для ненцев является огонь. Так? Для него он – образ жизни, Родины.
Особое отношение у них к собакам. Они живут в чуме, их ласкают, поют песни им.
А почему их так ценят?
Ну и конечно невозможно представить ненцев без оленей.
Какую ценность имеет олень для ненцев? Что он ему дает, чем полезен?
А кто такие “авки”?
Рассказ учеников. ( слайд 20)
1). Использование оленьих туш, как и рыбы, у ненцев практически безотходно.
Необработанные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, из них строят жилища, а из обработанных шьется одежда и утварь. Шкура, снятая целиком с головы олененка, идет на капюшон детской одежды, а со лба взрослого оленя — на подошвы обуви и сумки; уши - это напалечники для рукавиц. Из туловищной части шкуры выкраивается стан мужской и женской одежды. Из камусов - шкур с ног оленя - шьют полотнища для подклейки лыж, а также обувь и рукавицы или же обтягивают шаманскую колотушку. Оленья «щетка» — кусочек шкуры с крепким ворсом на копыте — вшивается в подошву обуви. Обработанная оленья кожа (замша) служит для многих бытовых поделок и для обтягивания шаманского бубна. Шерсть оленя - подтирочное средство для детей. Длинный подшейный волос используется для расшивания по коже. Из сухожилий изготовляются нити и струны для музыкальных инструментов. ( слайд 21)
2). Олень — это целый набор пищевых продуктов, а жир, печень и содержимое желудка идут на обработку шкур. Рога и крупные кости — материал для топора и ножа, наконечников стрел и хореев. Из них же делали ножевидные пластины для чистки рыбы, скребки для шкур, проколки и иглы, игольницы, блоки к оленьим нартам и пряжки для упряжи и мужских поясов, чесалки для спины и ухочистки, губной музыкальный инструмент и многое другое. ( слайд 22)
Впрочем, все это можно получить, убив и дикого оленя. А домашний олень имеет еще одну важную функцию - тягловой силы, транспортного средства. Он везет нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Такому вездеходу не нужны ни дороги, ни фары — его глаза видят в темноте ( слайды 23,24,25)
Учитель: А сейчас мы проведем не большой блиц-опрос. ( отвечайте быстро и четко)
Мальчики:
- Сильный ветер со снегом (буран).
- Порода северных собак (лайка).
- Корм для оленей (ягель).
- Палка, которой погоняют оленей (хорей).
- Северная курица (куропатка).
- Рожки молодые у оленей.( панты)
- Веревка, которой ловят оленей.(аркан)
- Переход оленеводов с одного места на другое.(кослание)
- Полярная лисица (песец).
Девочки:
- Верхняя одежда женщины-ненки.(ягушка)
- Ягода, растущая на болоте.( клюква)
- Он – олень, она – ? ( олениха)
- Обувь, которая шьется из лап оленя. ( чуни)
- Суп из свежей рыбы.( уха)
- Меховая оборочка по краям одежды (опушка).
- Ненецкая сумочка для рукоделия.
- Северная ягода, похожая на малину.( морошка)
- Молодой оленёнок ( авка)
Учитель: Поговорим об одежде коренных жителей нашего края. ( слайд 26. 27)
- как называется женская одежда? ( ягушка)
- как называется мужская одежда? ( малица)
Национальная одежда ненцев и хантов отличается яркими орнаментами, разнообразием отделки. Северные женщины знают секреты мастерского соединения небольших кусочков меха в сложный узор.
На любом празднике женщины, девочки, девушки надевают свои лучшие наряды, от которых невозможно отвести восхищенного взгляда. Разнообразие платков, платьев, узоров на ягушках просто поражает.
Давайте, вспомним из чего, состоит национальная одежда. Зимой женщины носят меховую ягушку, украшенную меховым узором, шапку-капор с множеством подвесок, ярких вставок и украшений. Летом женщины переодеваются в суконную ягушку с меховым воротником, узорами из ткани, яркими вставками и полосками. В самое жаркое время женщины надевают яркие, пестрые платья с различными воротниками, украшенные лентами и тесьмой.
Учитель: Скажите, ребята , а что используют для украшения национальной одежды народы Севера?
Правильно, орнаменты.
Узоры северных народов передаются из поколения в поколение, собираются мастерицами в специальные тетради. А чтобы лучше запомнить узоры, женщины дают им запоминающиеся названия. Какие вы знаете названия орнаментов?
Молодцы!
Узор “рога молодого оленя”” так популярен, что стал символом Ямало-Ненецкого округа.
( слайд 28,29)
Подведение итогов путешествия
Учитель:
Вы много знаете о нашем великом и прекрасном крае, который носит такое маленькое имя Ямал. И в завершении нашего мероприятия я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоклип.
( слайд 30)
Учитель: Закончить урок мне хотелось бы стихотворением, которое отражает чувство каждого кто проживающего в нашем крае.
Мой край Ямал и я его люблю
Седой зимой и жарким летом кратким.
Осенним днем и позднею весной
Мы, не разрывны с ним, как нарты и упряжка.
Мой край Ямал, но он совсем не мал
В нем столько радости и счастья
Олени мчат, снега клубят….
И в небе светит севера сиянье.
Подготовила Попова С.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: С днём рождения гимназия!
Классный час в 4 классе...
Классный час "С днём рождения 1 класс"
Классный час "С днём рождения 1 класс". 1 сентября в 1 классе...
Классный час на тему: "С днём рождения информатика".
Классный час о праздновании дня информатики в России....
классный час в 1 классе «С днём рождения,1 класс!»
Классный час для 1 класса на 1 сентября " С днем рождения, 1 класс!"...
Классный час "1 сентября" тема "С днём рождения, Югра"
Классный час "1 сентября- день Знаний" тема "С днём рождения , Югра"...
Классный час "1 сентября" тема "С днём рождения, Югра"
Презентация к классному часу "1 сентября" тема "С днём рождения, Югра"...
Конспект классного часа «С днём рождения, смайлик!»
Цель: проведение занятия о смайлике.Задачи:- познакомить с историей появления смайлика;- развивать творческие способности;- расширять кругозор воспитанников;- способствовать формированию дружеских отн...