Воспитательная работа в начальных классах
учебно-методический материал
Рабочая программа воспитательной деятельности в начальных классах , нравственно- экологического направления ; План сетка по четвертям; План - экология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План- экология | 113 КБ |
План- сетка по четвертям | 98 КБ |
Программа воспитательной работы | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно- тематический план (1- 4 класс) по программе «Нравственно- экологическое воспитание младших школьников»
4 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
Направление и задачи воспитания и развития | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Мир и человек | Согласие да лад- для общего дела клад.(К дню народного единства) Разговор о главном. Викторина О людях нашей страны (путешествие по страницам журналов) Праздники для всей страны. (выпуск газеты | 1 1 1 1 | |
Учимся жить среди людей и природы | «Правила поведения за столом» «В дружбе сила» (разбор ситуаций) «Правда и ложь» Анкетирование. Права ребёнка в новом веке. Рассказ. Игры на природе. Конкурс- викторина о природе. Правила поведения с незнакомыми людьми | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Наш дом- планета Земля | Цена ломтика. Разбор ситуации. Защити свой дом и Планету. Утренник. Экологическая катастрофа. Викторина. Праздник птиц. Цветы- это красиво. Праздник. | 1 1 1 1 1 | |
Семья | Правила семейного общения Поиграем в имена. Игра. В гостях у природы. Экскурсия. Посади у дома дерево. | 1 1 1 1 | |
Книги читать- много знать | Книга твой друг, береги её!» Викторина. Чистое слово .Представление. В гостях у сказки. КВН | 1 1 1 | |
Хорошее и плохое | Добро и зло. Конкурс- викторина. Ответственность. Экскурсия в природу. Зависть. Устный журнал. Как лучше поступить. Игра. | 1 1 1 1 | |
Будем беречь здоровье | О режиме дня. Беседа. Бытовой и уличный травматизм Гигиена труда и отдыха Безопасное поведение на дорогах | 1 1 1 1 | |
Выявление способностей и талантов | Кто лучше и быстрее. Соревнования. Что мы знаем и умеем. Тесты. | 1 1 1 |
Учебно- тематический план (1- 4 класс) по программе нравственно- экологическое воспитание младших школьников»
3 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
Направление и задачи воспитания и развития | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Мир и человек | «Общество и ты.» ( К дню народного единства) «Сообщество людей» (Беседа) «Встреча с ветеранами ВОВ» Конкурс газет «Мир глазами детей» | 1 1 1 1 | |
Учимся жить среди людей и природы | «Правила поведения в лесу» (беседа) «О дружбе» (разбор ситуаций) «Мой лучший другь» Анкетирование. Права ребёнка в новом веке. Рассказ. Игры на природе. Конкурс- викторина о природе. Правила поведения с незнакомыми людьми | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Наш дом- планета Земля | «Аккуратность - не панацея». (Разбор ситуации). Конкурс рисунков: «Защити наш общий дом» Экологическая катастрофа. Викторина. «Домашние животные». (Утренник) Ребусы: « Планета- Земля» | 1 1 1 1 1 | |
Семья | Правила семейного общения Поиграем в имена. Игра. В гостях у природы. Экскурсия. Посади у дома дерево. | 1 1 1 1 | |
Книги читать- много знать | «Как появляются книги» ( беседа) Конкурс газет: «Как хорошо уметь читать» «Знанье и труд, рядом живут» Утренник. | 1 1 1 | |
Хорошее и плохое | «Зависть, хорошо или плохо». Анкетирование. Экскурсия в природу. «Охрана животных» Устный журнал. «Что такое экология» (Беседа). | 1 1 1 1 | |
Будем беречь здоровье | «Охрана труда». ( Беседа.) «Правила поведения при использовании электроприборов» (Игра) «Правильная осанка» (Беседа) Изготовление дорожных знаков. | 1 1 1 1 | |
Выявление способностей и талантов | «Игры на свежем воздухе» Конкурс стихов, песен, танцев. | 1 1 1 |
Учебно- тематический план (1- 4 класс) по программе нравственно- экологическое воспитание младших школьников»
2 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
Направление и задачи воспитания и развития | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Мир и человек | «Моя планета- Земля» (беседа) Урок толерантности. О людях нашего города. Конкурс рисунков: «Планета- наш общий дом» | 1 1 1 1 | |
Учимся жить среди людей и природы | «Правила поведения в театре» «Учимся дружить» Викторина. « Труд людей» (Беседа) « Конституция России- основной закон нашей жизни». Игры на природе. Конкурс- викторина о природе. «Здоровый образ жизни» (Беседа) | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Наш дом- планета Земля | «Полезные ископаемые» ( Беседа) « Охрана воды». Утренник. Экологическая катастрофа. Викторина. Праздник птиц. «Берегите почву!» конкурс рисунков. | 1 1 1 1 1 | |
Семья | Конкурс рисунков «Моя семья» Игры на свежем воздухе с родителями. В гостях у природы. Экскурсия. Посадка деревьев. | 1 1 1 1 | |
Книги читать- много знать | «Мастерская в библиотеке». «Путешествие по сказкам» Утренник. «В гостях у К.И.Чуковского». КВН | 1 1 1 | |
Хорошее и плохое | «Чтобы добрым быть, надо людям радость дарить». (Утренник) Экскурсия в природу. «Забота о старших». Устный журнал. Как лучше поступить. Игра. | 1 1 1 1 | |
Будем беречь здоровье | «Защити свой организм во время эпидемии гриппа». Беседа. Экскурсия в природу. «Всегда чистые руки» ( Рейд) «Уроки Светофорика» (Беседа). | 1 1 1 1 | |
Выявление способностей и талантов | «Эстафета» Соревнования. Участие в конкурсе театральных коллективов. | 1 1 1 |
Учебно- тематический план (1- 4 класс) по программе нравственно- экологическое воспитание младших школьников»
1 класс 1 час в неделю, всего 34 часа
Направление и задачи воспитания и развития | тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Мир и человек | Режим дня- основа жизни человека. Поведение в природе. (Экскурсия) «Посади дерево!» ( Работа на пришкольном участке.) Конкурс рисунков «Мир и человек» | 1 1 1 1 | |
Учимся жить среди людей и природы | «Правила поведения в столовой» «Этот дружный коллектив» (разбор ситуаций) «Добрые дела» ( викторина) «Мой друг- собака»» (беседа) Игры на природе. Конкурс- викторина о природе. «Этот незнакомый человек» (Беседа) | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Наш дом- планета Земля | «Как появляется хлеб на столе» (Беседа) «Труд людей летом» (беседа) «Труд людей осенью» (беседа) «Труд людей зимой» (беседа) «Труд людей весной» (беседа) | 1 1 1 1 1 | |
Семья | «Правила поведения в гостях » (беседа) «Папа, мама, я – дружная семья» ( час общения с родителями) Конкурс рисунков «Моя мама» Экскурсия в природу с родителями. | 1 1 1 1 | |
Книги читать- много знать | « Книги о природе» (викторина) Встреча в библиотеке. «Русские писатели о природе» ( Беседа) | 1 1 1 | |
Хорошее и плохое | «Добро и зло». Конкурс- викторина. Экскурсия в природу. Конкурс рисунков: « Помоги инвалиду!» «Мы – дружные ребята» (игры) | 1 1 1 1 | |
Будем беречь здоровье | «О режиме дня». Беседа. «Береги зубы» ( беседа) Конкурс рисунков по ПДД «Красный, желтый, зелёный» (Беседа). | 1 1 1 1 | |
Выявление способностей и талантов | « Сильный, ловкий, умелый».( Соревнования). Конкурс стихов о Родине. | 1 1 1 |
Предварительный просмотр:
План- сетка воспитательной работы 3«А на 1 четверть
Учитель: Порываева Н.Ю.
Месячник « Внимание дети! | |||||
02.09. Торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Классный час : « День Памяти»
| 03.09. Заседание родительского комитета 1. Утверждение списка детей на бесплатное питание | 04.09.
Урок- практикум по правилам дорожного движения с работником ГБДД | 05.09. Составление проекта: «Как я иду в школу и обратно» | 06.09. Классный час «Правила для школьников»
| 07.09 День города. Экскурсия по городу. |
09.09
Индивидуальная работа с родителями | 10.09.
| 11.09. Неделя добра. Изготовление поделок для детей инвалидов. | 12.09.
| 13.09. Классный час: «Красный, желтый, зелёный.»
| 14.09.
|
16.09 Индивидуальная работа с родителями | 17.09. Рисунки о родном городе, Республике Алтай | 18.09.
| 19.09. Конкурс рисунков по теме» Красный, жёлтый, зелёный» | 20.09. Праздник ОСЕНИ. Родительское собрание. | 21.09
|
23.09 Индивидуальная работа по предметам
| 24.09.
| 25.09.
| 26.09
| 27.09 Выставка поделок и рисунков. Подведение итогов месячника | 28.09
|
МЕСЯЧНИК ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА Октябрь | |||||
30.09 Индивидуальная работа по предметам | 01.10 Поэтическая минутка: «Золотая осень».Стихи русских классиков. | 02.10 Городской военно-патриотический конкурс: «Узнай, запомни, расскажи» | 03.10 Уход за цветами в классе. | 04.10 Утренник: «День учителя». | 05.10
|
07.10 Индивидуальная работа по предмету. | 08.10 Беседа 6 « Уважение к людям старшего поколения» | 09.10. Конкурс рисунков «Золотая осень» | 10.10. Утренник: «Осенний калейдоскоп». | 11.10 Беседа: «Как я отношусь к людям старшего поколения» | 12.10
|
14.10.Индивидуальная работа по предметам. | 15.10 Рисунки для пожилых людей. | 16.10 Изготовление поделок Для дедушек и бабушек. | 17.10 Уход за цветами в классе | 18.10 Классный час : «Встреча с педагогами- ветеранами труда.» | 19.10
|
21.10. Индивидуальная работа по предметам. | 22.10 | 23.10. Индивидуальная работа с родителями | 24.10. Конкурс рисунков к Дню единства. | 25.10. Классный час «День Единства» | 26.10.
|
План- сетка воспитательной работы 3«А» на 2 четверть
Учитель: Порываева Наталья Юрьевна
ноябрь
Понедельник | вторник | среда | четверг | Пятница | суббота |
04.11 Индивидуальная работа по предметам | 05.11. Выставка фотографий» Мамочка милая, мама моя» | 06.11.
| 07.11. Уход за цветами класса | 08.11 Конкурс рисунков, посвященные Дню матери. | 09.11.
|
11.11. Индивидуальная работа по предметам | 12.11. Диспут по правам и обязанностям учащихся. | 13.11. Неделя психологии. | 14.11. Беседа: « Правила вежливости» | 15.11 Утренник - посвященный Дню матери: «Мамочка милая, мама моя!» | 16.11.
|
18.11. Индивидуальная работа по предметам | 19.11. Неделя информационных технологий. | 20.11. Рассказ» Моя мама, лучше всех» | 21.11. Уход за цветами класса | 22.11. «Мы мамой своей дорожим»- конкурс стихов. | 23.11.
|
25.11 Индивидуальная работа по предметам | 26.11. | 27.11 Фестиваль авторские песни: «Родина моя | 28.11. Беседа о художниках | 29.11. День борьбы со СПИДОМ | 30.11.
|
02.12. Декада детей инвалидов. Конкурс рисунков по теме. | 03.12 Участие в городском конкурсе: « Родина моя.» | 04.12.
| 05.12. Уборка класса. | 06.12. Беседа о режиме дня: «Как организовать своё время. Чтобы всё успеть» | 07.12.
|
09.12. День рождения школьной Республики Ч П. | 10.12. Операция «Ёлочка 2017» | 11.12.
| 12.12. Уборка класса. | 13.12. Изготовление подарков Деду Морозу | 14.12.
|
16.12 Изготовление подарков Деду Морозу. | 17.12. Участие в конкурсе рисунков к Новому году. | 18.12.
| 19.12 Городской конкурс новогодних костюмов, Связанных с безопасностью дорожного движения | 20.12. Школьные соревнования на приз Деду Морозу | 21.12.
|
23.12 | 24.12. Новогодняя ёлка | 25.12 |
План- сетка воспитательной работы 3«А» на 3 четверть
Учитель: Порываева Наталья Юрьевна
январь
Месячник: | |||||
| 09.01. Подготовка к конкурсу: «Школьная звезда» | 10.01 Классный час «Как быть прилежным и старательным»
| 11.01.
| ||
13.01. Родительское собрание в 18-00ч. 1. Воспитание трудолюбия. 2. Анкетирование. 3.Разное. | 14.01 Посещение библиотеки
| 15.01. Обмен опытом: « Почему я люблю читать» | 16.01. | 17.01 . «Мои увлечения, моё кредо.»- чем я люблю заниматься. Обмен опытом. | 18.01.
|
20.01 Работа с учащимися по предмету. | 21.01. Конкурс стихов « Любимые стихи моей семьи» | 22.01. Конкурс: «Школьная звезда» | 23.01 Уход за цветами. | 24. 01 Дискуссия: « Правда и ложь» | 25.01
|
27.01 Индивидуальная работа с учащимися по предмету. | 28.01.
| 29.01
| 30.01 | 31.01. Круглый стол; « Строим дом здоровья» | 01.02
|
Месячник Военно- патриотической работы | |||||
03.02 Индивидуальная работа с родителями. | 04.02. | 05.02 | 06.02 | 07.02. Спортивно-оздоровительная программа: « В человеке всё прекрасно» | 08.02
|
10.02 Классный час «День юного героя- антифашиста» | 11. 02. | 12.02. «Благородный человек»- диспут. | 13.02 | 14.02 Конкурс стихов о Родине. | 15.02.
|
17.02.
| 18.02 Линейка «День Защитника Отечества» | 19.02 Городской военно – патриотический конкурс: «Узнай, запомни, расскажи» | 20.02 Конкурс рисунков о Родине | 21.02 | 22.02 Зарница |
24.02 Индивидуальная работа по предмету. | 25.02 | 26.02.
| 27.02
| 28.02 Праздник: «Прощание с Азбукой» | 29.02
|
Месячник: Молодёжь за здоровый образ жизни» | |||||
02.03. Конкурс рисунков «Моя мама» | 03.03 Утренник «О той, кто дарит нам любовь | 04.03 | 05.03 | 06.03 «Поспешай делать добро»- этическая беседа. | 07.03
|
09.03. | 10.03 | 11.03 Индивидуальная работа с родителями | 12.03.Уборка класса, территории.. | 13.03. Конкурс рисунков: «Новое поколение выбирает» | 14..03
|
16.03 .Индивидуальная работа по предметам. | 17.03 | 18.03 Беседа: «Осторожно, ледоход!» | 19.03 Конкурс рисунков «Пожарная Ярмарка» | 20.03 Самый классный класс. Или чуть- чуть о каждом. | 21.03
|
План- сетка воспитательной работы 3«А» на 4 четверть
Учитель: Порываева Наталья Юрьевна
Апрель
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота. |
30.03. Индивидуальная работа по предметам. | 31.03. | 01.04. Урок нравственности: « Мир человеческих чувств» | 02.04 | 03.04 Утренник -посвященный празднику добра. | 04.04
|
06.04. Индивидуальная работа по предметам. | 07.04. | 08.04. Индивидуальная работа с родителями | 09.04. Уборка класса. | 10.04 Диспут : « Ежели Вы вежливы» | 11.04
|
13.04. Индивидуальная работа по предметам | 14.04. КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРИРОДА ГОРНОГО АЛТАЯ | 15.04 Индивидуальная работа с родителями . | 16.04 Уборка класса территории. | 17.04 Утренник по сказкам К.И. Чуковского. | 18.04
|
20.04. Индивидуальная работа по предметам | 21.04 ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ | 22.04. Индивидуальная работа с родителями | 23.04 Рисунки к празднику МИРА И ТРУДА | 24.04 Ролевая игра: « Особенности мальчиков и девочек» | 25.04
|
27.04 | 28.04 Праздник Мира и Труда | 29.04. | 30.04. Проект: «Они защищали Родину» | 01.05 Беседа « Мы этой памяти верны» | 02.05
|
Май | |||||
04.05 Утренник, посвященный празднику- «День Победы» | 05.05 Урок Мужества « За подвиг наших Дедов, мы благодарны вечно им» | 06.05 Праздник»День победы». Посещение Мемориала Победы | 07.05 | 08.05 Беседа нравственности: « Страна в которой я живу» | 09.05
|
11.05 | 12.05 Рисунки к экологическому Фестивалю. | 13.05 | 14.05 | 15.05 Диспут о юных патриотах | 16.05
|
18.05 Индивидуальная работа по предметам | 19.05 | 20.05 Индивидуальная работа с родителями | 21.05 | 22.05 Беседа: « Где нас подстерегает опасность» | 23.05
|
25.05 Индивидуальная работа по предметам. | 26.05 | 27.05
| 28.05 . | 29.05 Последний звонок | 30.05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем не только в Беларуси, но и во всем мире. В большей мере это происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания нравственному и экологическому воспитанию учащихся.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природного содержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Нравственное сознание- отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Наиболее общие нравственные понятия, в которых отражаются существенные стороны нравственных отношений, называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о морали – этикой. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг , справедливость, совесть, честь, счастье.
Нравственные чувства – переживание человека своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением . Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по отношению к самому себе. Разумеется, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей должно происходить с учетом национальных особенностей, на культурно- национальной основе, с учетом привычек, обычаев и традиций своего народа.
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках курса “Человек и мир”.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Разработанная программа называется: «Нравственно- экологическое воспитание младших школьников»
Настоящая программа нравственно- экологического воспитания направлена на развитие у детей:
- взаимопонимания, гармонии и единства, освоения ими моральных, духовных ценностей
- воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;
- формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения;
- учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их мнением, интересами, удобствами;
- воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами других;
- воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на “вы”, по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно правилам и т. д.);
- вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в семье;
- формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Цели программы:
- раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
- добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
- прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
- воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Концепция программы:
- формирование опыта заботы о других, о классном коллективе;
- формирование навыков анализа отношений в классном коллективе;
- освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, мальчиками, девочками, сотрудниками школы;
- освоение нравственного отношения к природе;
- формирование ценностного отношения к труду, к культуре ненасилия.
Содержание курса
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (1-4 класс).Срок реализации- 4 года.
Занятия проводятся в разных формах: игры, инсценировки, прогулки, выставки, оформление плакатов, альбомов, выпуск журналов, теоретические занятия, беседы, родительские собрания, линейки, экскурсии. Такое разнообразие помогает избежать скуки, повышает активность детей.
Каждая программа состоит из восьми блоков. Каждый блок содержит несколько тем, объединенных общими направлениями.
Весь курс занятий позволяет сформировать у детей определённые взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, научить их правильному общению, сознательному учению, бережному отношению к окружающей природе.
Программу можно легко корректировать, добавляя общешкольные мероприятия. Занятия можно проводить как запланировано, так и спонтанно.
Содержание направлений и задач воспитания и развития. (1-4 класс)
1.Человек и мир. Задача: развивать чувство патриотизма, изучать правила и нормы поведения в природе.
2. Учимся жить среди людей и природы. Задача: развивать навыки культурного поведения и соответствующие нравственно- экологические качества.
Развивать навыки сохранения многообразия видов организмов, защита неживой природы от загрязнения, разрушения и истощения.
3.Наш дом- планета Земля. Задача: учить относится к природе и ко всему живому на Земле ответственно. Развивать чувство прекрасного.
4. Семья. Задача: Вести работу по сохранению хороших и добрых традиций, по выполнению своих обязанностей в семье.
5.Книги читать- много знать. Задача: прививать любовь к книге, учить пользовать книгой.
6. Хорошее и плохое. Задача: учить правильно и быстро ориентироваться трудных, необычных ситуациях, находить выход из любого положения.
7. Будем беречь здоровья. Задача: Учить правилам личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня. Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
8.Выявление способностей и талантов, Задача: выявлять интеллектуальные задатки учащихся, способствовать их развитию.
Ожидаемые результаты: (Ученик может)
- Глубже осмыслить своё поведение, оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми.
- уважительно относиться к окружающим, считаться с их мнением, интересами, удобствами.
- Культурно общаться со взрослыми и сверстниками, выражающееся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости.
- Вежливо разговаривать, общаться к взрослым на «Вы», по имени и отчеству, говорить с чёткой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции.
- Бережно относиться к окружающей природе, видеть прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно правилам.
- Вести пропаганду по охране местных природных ресурсов, на своём примере озеленять школу, сквер, ухаживать за цветами, охранять и подкармливать птиц, шефствовать над памятниками природы.
- Уметь рационально организовывать своё свободное время с установленным распорядком в школе, в семье.
- Испытывать чувство долга, разумные потребности.
- Уметь соблюдать элементарные правила режима питания. Уметь пользоваться столовыми принадлежностями.
- Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
- Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наблюдения. Иметь навык « переключения на улицу».
- Уметь предвидеть возможность падения с высотиы, получения травмы, ожога и избегать их. Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами.
- Иметь четкое представление о влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека.
Литература
1.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
2. И.Хатинская. Планирование воспитательной работы в начальной школе., 2005.
3.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах – М.: Педагогика, 2005
4.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2004
5.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2006
6.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
7. Э.Козлов, В.Петрова Азбука нравственности, 2005
институт образования, 2004
8.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994.
9.Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.
Материально- техническое оснащение.
- Наглядные и методические пособия по декоративно- прикладному искусству.
- Художественная литература, периодическая детская литература.
- Спортивный инвентарь.
- Художественные картины.
- Предметы народных промыслов.
- Образцы природных материалов.
- Физическая карта
Актив класса
Староста:
Зяблицкая Виктория
Культмассовый сектор:
1.Лучникова Елизавета
2. Ахетова Аделия
3. Гузей Анастасия
4. Попов Константин
ЗОЖ
- Чучкалова Татьяна
- Романчук Алина
- Лучникова Софья
- Сандяев Санат
Санитары
- Лучникова Лидия
- Маклакова Варвара
- Позднякова Софья
- Орлова Елизавета
Патриотика
- Табакаев Дмитрий
- Васильев Денис
- Чеконов Артур
- Котовщиков Николай
Приложение
Приложение 1
Урок- праздник.
Перед занятием была проведена беседа на тему "Сохраним природу".
На формирующем этапе был проведен урок -праздник "Мир вокруг меня". Учитель показывает первый плакат детской экогазеты.
Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает на плакат). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: ” Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый, и все же … Без него мы жить не можем. ” ( Воздух.)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?” Выше леса, выше гор, расстилается ковер. Он всегда - всегда раскинут надо мною и тобой, то он серый, то он синий, то он ярко-голубой. ” (Небо)
— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, 1 микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы младших школьников.)
— Проветрили комнату, стерли пыль лажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов с плаката.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля — то в конце нас встретит веселый человечек!
— Теперь следующая страничка нашей экогазеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)
— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей (показывает на второй плакат) вокруг нас. Только приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)
- Не включать громко музыку, не кричать. Учитель.
— Ну вот, два поля мы уже прошли, а мы пойдем дальше, на синюю страничку нашей экогазеты.
Третий корреспондент: Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды,
без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!
— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег и облака — это тоже вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:” Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?”
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы встретить веселого человечка? Что надо сделать? (Ответы детей.)
. — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик Учитель:
—А теперь, зеленая страничка нашей экогазеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!
— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, в каждом из них растения или животные, которых осталось мало. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, в которых животные, особенно пострадавшие от человека. Что будем делать? (Ответы детей.)
— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)
Учитель.
—Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите на последний плакат нашей экогазеты. Вот и наш веселый человечек. Человечек улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.
Приложение 2.
Экскурсия: лес, ярусы леса.
Цели экскурсии:
1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1.Блокноты и простые карандаши.
2Маленькие грабельки и совок.
3.Нож.
Предварительная подготовка:
1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
* * *
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
* * *
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
* * *
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
2.Разделить класс на 3 группы.
3.Приготовить задания для практической работы по группам.
Задание для 1 группы.
- Какие растения относятся к первому ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
- Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
- Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
- Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 2 группы.
- Какие растения относятся ко второму ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
- Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
- Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
- Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 3 группы.
- Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?
Назовите и покажите эти растения .
Как их отличить друг от друга?
- Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
- Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
- Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Ход экскурсии.
1.Организационный момент.
Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
- Как нужно вести себя на природе?
- Где вы можете ходить?
- Что можете делать?
- Чего нельзя делать на природе?
2.Вводная беседа.
Ребята, где мы с вами находимся?
Вам здесь нравится?
Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц, год и число?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес 30 марта?
3.Изучение новой темы.
А что такое лес?
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
Чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
4.Практическая работа.
Только ли растения живут в лесу?
Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).
(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)
5.Отчет по практической работе.
По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.
6.Подведение итогов экскурсии.
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ воспитательной работы в начальных классах
В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Воспитательная работа в начальных классах
Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...
План воспитательной работы учителя начальных классов.
Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Воспитательная работа учителя начальных классов
Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...