Учим детей общаться
статья

Николаева Ольга Владимировна

Данная статья поможет воспитателю в формировании навыка общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma_svyaznaya_rech.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность программы

Необходимость разработки программы «Моя письменная речь» связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Последние десятилетия внесли в жизнь российского общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Однако ни для кого не секрет, что результаты научно-технического прогресса оказывают негативное воздействие как на культуру российского общества в целом, так и на русский язык в частности.

Данная программа содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; она направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, на воспитание интереса к родному слову, на развитие чувства русского языка.

Концепция программы базируется на необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка, речи (устной и письменной), лингвистического развития ребенка. Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей русского языка, его образности, на воспитание грамотной устной, и, что сегодня особенно важно, - письменной речи. Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения, овладение основными коммуникативными способностями.

В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие устной и письменной речи в рамках данной программы происходит не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми.

Система обучения по программе «Моя письменная речь» включает следующие основные направления:

  • освоение структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики, образность языка, словообразование в русском языке;
  • освоение навыков овладения языком в его устной коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения, устное слово и образ в русском языке);
  • освоение навыков овладения языком в его письменной функции (логика, суть и содержание письменной речи, стилевые языковые особенности русского языка, письменное слово и образ в русском языке);
  • развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений и особенностей.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого взаимодействия детей и учителя.

Цель программы

Целью программы «Моя письменная речь» является создание условий для формирования и развития школьника как личности, полноценно владеющим родной речью.

Задачи

  • развивать навыки грамотного письма;
  • развивать навыки письменного изложения логически выстроенного текста;
  • развивать умение ярко и образно выразить в письменном тексте суть и содержание;
  • развивать навыки владения стилевыми языковыми особенностями русского языка (художественный текст, бытовой, деловой, описательный и т.д.);
  • развивать слуховое внимание и умение излагать мысли письменно;
  • развивать индивидуальный творческий потенциал школьников, поощрять письменное продуцирование речевых высказываний, самостоятельность и доказательность суждений;
  • воспитывать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость и духовно-нравственные ценности;

Основные принципы и подходы

Принцип гуманизации – ведущий принцип образования и воспитания, предполагающий учёт особенностей личности ребёнка в процессе занятий по программе «Моя письменная речь».

Принцип индивидуализации – принцип образования и воспитания, предполагающий учёт индивидуальной логики развития ребёнка в процессе занятий по программе «Моя письменная речь».

Принцип педагогической поддержки – принцип, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает затруднения в процессе занятий по программе «Моя письменная речь». Основным показателем успешной реализации принципа являются удовлетворённость младшего школьника своей деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности, удовлетворение образовательных потребностей.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – принцип, означающий обязательное профессиональное взаимодействие учителя с детьми.

Принцип систематичности и последовательности в организации деятельности на занятиях по программе «Моя письменная речь» предполагает систематическую работу с детьми, постепенное усложнение содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых содержания, форм, средств, методов работы.

Принцип продуктивности означает, что результат выражен в некоем продукте, например в художественном образе, воплощенном в письменном тексте.

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников предполагает реализацию основной функции языка - быть средством общения и передачи информационно-эмоционального содержания. Данный подход предполагает включение детей в коммуникативно-речевые ситуации, что обеспечивает осознание ими процесса порождения речевого высказывания и соотнесение его с собственным опытом создания устных и письменных высказываний, усиливает их познавательную мотивацию, интерес к самовыражению и самоопределению.

Личностно-ориентированный подход к речевому развитию младших школьников предполагает создание благоприятных условий для их самоопределения и самореализации, признания ценности личности, развития способностей, в том числе в творческой интерпретации текстов и в создании собственных речевых высказываний. Авторство воспринимается детьми как величайшее право человека на самовыражение, позволяет удовлетворить их стремление мыслить и действовать самостоятельно.

Личностно-ориентированное образование тесно связано с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Работа по развитию речи ребенка способствует проявлению его индивидуальности.

Прогнозируемые результаты

К окончанию 1 года обучения программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • Текст, заголовок текста, суть и содержание текста.
  • Понятия: изложение, сочинение.
  • Уметь самостоятельно пользоваться толковым словарем.
  • Составлять письменный текст по вопросам учителя.
  • Редактировать текст.
  • Создавать письменные речевые произведения определенных жанров.
  • Составлять рассказы по серии картинок.

К окончанию 2 года обучения  программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • Виды текста.
  • Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
  • Уметь составлять простой план произведения, разделив его на части.
  • Самостоятельно работать с различными словарями (синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
  • Уметь писать изложения по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.
  • Уметь редактировать собственный текст.

К окончанию 3 года обучения программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • Уметь распознавать основные литературные жанры (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки, крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы и др.)
  • Уметь распознавать основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
  • Уметь пользоваться основными средствами интонационной выразительности (интонация, сила голоса, тембр, темп, ритм, паузы, эмоциональный фон).
  • Уметь составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
  • Учиться создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.

II. Тематическое планирование

1 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа

Раздел

Занятие

Тема занятия

I. Ознакомление с назначением письменной речи и её особенностями

Подготовка к занятию 1

Письменная речь как средство общения

Подготовка к занятию 1

Особенности письменного общения

Подготовка к занятию 1

Требования к письменной речи

II. Деление текста на части. Правила оформления текста на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте

Занятие 1

Деление текста на предложения

Занятие 2

Восстановление деформированного текста «Говорящий скворец» (Составление текста из предложений)

III. Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста

Подготовка к занятию 3

Тематическое единство предложений в тексте

Подготовка к занятию 3

Выбор тематически объединённых предложений

Подготовка к занятию 3

Выбор предложений для продолжения текста

Занятие 3

Объединение предложений в текст в соответствии с темой. «Кошка и птичка», «Таня и кукла» (по Л.Н. Толстому)

Занятие 4

Восстановление текста с пропущенными словами по серии картинок «догадливый ёжик» (по Н. Радлову) (Составление рассказа по картинкам)

IV. Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдения над употреблением слова в тексте

Подготовка к занятию 5

Сравнение лексического состава вопроса и ответа

Подготовка к занятию 5

Сравнение порядка слов в вопросе и ответе

Подготовка к занятию 5

Составление ответа на вопрос с использование слов вопроса

Подготовка к занятию 5

Составление вопроса к предложению

Занятие 5

Изложение текста по вопросам к каждому предложению. «Белочка» (по В. Бианки)

Подготовка к занятию 6

Выбор точного слова

Подготовка к занятию 6

Наблюдение за словами с эмоционально-экспрессивной окраской

Подготовка к занятию 6

Наблюдение за использованием текстовых синонимов в письменной речи

Занятие 6

Изложение текста «Неудачная охота» по картинке и вопросам с лексическим заданием

V. Повторение знаний о письменной речи и признаках текста

Занятие 7

Восстановление деформированного текста. Л.Н. Толстой «Чиж» (Составление текста из предложений)

Подготовка к занятию 8

Сравнение устной разговорной и письменной речи

Занятие 8

Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка» по вопросам к каждому предложению

VI. Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста

Подготовка к занятию 9

Наблюдение за лексическими средствами связи предложений в тексте

Подготовка к занятию 9

Выделение важных по смыслу слов в устной и письменной речи. Наблюдение за порядком слов в предложении

Подготовка к занятию 9

Наблюдение за порядком слов как средством связи предложений в тексте

Занятие 9

Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим дополнением

Занятие 10

Свободный диктант «Случай в лесу». Деление текста на части

Занятие 11

Работа над ошибками

VII. Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому предмету. Ознакомление со структурно-смысловыми частями текста

Занятие 12

Изложение текста по коллективно составленным вопросам. «Первая охота» (по В. Бианки)

Занятие 13

Изложение текста по опорным словам. «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову)

Занятие 14

Редактирование текста изложения. Работа над ошибками

Занятие 15

Восстановление деформированного текста «Верный друг» по серии картинок с творческими дополнениями (Составление текста по картинкам и плану)

Занятие 16

Изложение по вопросам к частям текста. «Кривая указка» (по Е. Пермяку)

Занятие 17

Редактирование текста изложения. Работа над ошибками

VIII. Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам. Ознакомление со средствами передачи своего отношения к описываемому предмету.

Занятие 18

Коллективное сочинение по серии картинок «Друзья птиц»

Занятие 19

Редактирование текста сочинения. Работа над ошибками

Занятие 20

Сочинение по картинке «На горке»

Занятие 21

Совершенствование текста сочинения (Повторная работа над сочинением.)

IX. Ознакомление с построением текста повествования. Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествований

Подготовка к занятию 22

Наблюдение за текстами различных типов речи

Занятие 22

Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому)

Занятие 23

Редактирование текста изложения. Работа над ошибками

Занятие 24

Творческое продолжение текста-повествования «Горе-охотник» (по Л. Савоненковой)

Занятие 25

Слуховое изложение текста по опорным словам. «Как Маша стала большая» (по Е. Пермяку)

Занятие 26

Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны»

Занятие 27

Редактирование текста сочинения. Работа над ошибками

X. Упражнения в создании текстов-описаний. Ознакомление с требованиями к письменному описанию

Занятие 28

Объяснение значения слова

Подготовка к занятию 29

Сравнение описания в устной и письменной речи

Занятие 29

Составление описания-загадки

Занятие 30

Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём чирикал воробей?»

Занятие 31

Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Занятие 32

Редактирование текста сочинения по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» (Повторная работа над сочинением по пословице)

Занятие 33

Сочинение с элементами рассуждения «мой любимый урок»

Занятие 34

Итоговое изложение (Самостоятельное изложение)

2 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа

Раздел

Занятие

Тема занятия

I. Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста

Подготовка к занятию 1. Фрагмент 1

Повторение знаний о письменной речи

Подготовка к занятию 1. Фрагмент 2

Различие устной и письменной речи

Занятие 1

Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог»

Занятие 2

Редактирование текста изложения (Работа над ошибками в изложении)

II. Выделение из общей работы с текстом умений раскрывать тему и основную мысль как ведущих

Занятие 3

Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»

Занятие 4

Редактирование текста изложения (Работа над ошибками в изложении)

Занятие 5

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Занятие 6

Редактирование текста сочинения (Работа над ошибками в сочинении)

III. Отработка умений, связанных с построением текста

Занятие 7

Слуховое изложение «Друг детства» (по В. Драгунскому)

Занятие 8

Редактирование текста изложения «Друг детства» (Исправление ошибок в изложении)

Занятие 9

Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга

Занятие 10

Редактирование сочинения о каникулах друга

IV. Структура текста-повествования. Формирование умения строить текст-повествование

Занятие 11

Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Г. Цыферову)

Занятие 12

Редактирование текста изложения «Ёжик» (Исправление ошибок в изложении)

Занятие 13

Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата»

Занятие 14

Редактирование текста сочинения «Находчивые лягушата» (Исправление ошибок в сочинении)

Занятие 15

Творческое продолжение текста-повествования «Ёж-спаситель» (по В. Бианки)

V. Структура текста-описания. Формирование умения строить текст-описание

Занятие 16

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

Занятие 17

Сочинение-описание игрушки в деловом стиле

Занятие 18

Редактирование сочинения-описания игрушки

Занятие 19

Сочинение-описание по авторскому рисунку Е. Чарушина «Вот он какой, лысушонок»

VI. Структура текста-рассуждения. Формирование умения строить текст-рассуждение

Занятие 20

Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то»

Занятие 21

Редактирование текста изложения (исправление ошибок в изложении)

Занятие 22

Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

VII. Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении

Занятие 23

Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот»

Занятие 24

Редактирование текста сочинения «Снег теперь уже не тот»

Занятие 25

Сочинение с элементами описания по картинке «Прилёт птиц»

Занятие 26

Редактирование сочинения по картинке «Прилёт птиц»

VIII. Развитие текстовых умений в различных видах изложений  и сочинений

Занятие 27

Выборочное изложение по рассказу А. Куприна «Скворцы»

Занятие 28

Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили»

Занятие 29

Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому)

Занятие 30

Редактирование изложения (работа над ошибками)

Занятие 31

Сочинение по серии весёлых картинок «Фотоохотник»

Занятие 32

Редактирование сочинения по серии картинок. (Исправление ошибок)

Занятие 33

Сочинение «Письмо другу»

Занятие 34

Итоговое изложение по рассказу Е. Чарушина «Мишки»

3 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа

Раздел

Занятие

Тема занятия

I. Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста

Занятие 1

Подробное изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке». Повторение знаний о признаках текста

Занятие 2

Работа над ошибками, допущенными в изложении

II. Отработка умений, связанных со структурой текста

Занятие 3

Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Бывшие беспризорники»

Занятие 4

Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений

Занятие 5

Анализ сочинений. Совершенствование текста

Занятие 6

Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку»

Занятие 7

Анализ сочинений по наблюдениям. Обучение совершенствованию текста

III. Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста-повествования

Занятие 8

Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной «Лесная кормушка»

Занятие 9

Подробное изложение по изменённому плану по рассказу Г. Скребицкого «Друзья животных»

Занятие 10

Творческое продолжение текста-повествования

IV. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста

Занятие 11

Составление кулинарного рецепта

V. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении

Занятие 12

Выборочное изложение по рассказу Г. Скребицкого «Зайка и Мурка»

Занятие 13

Сжатое изложение по рассказу В. Бианки «Зинька выручила» («Март»)

Занятие 14

Редактирование текста изложения

Занятие 15

Составление приглашения на новогодний праздник

Занятие 16

Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям от зимних каникул

Занятие 17

Сжатое изложение рассказа В. Железникова «Солдат на посту», воспринятого на слух

Занятие 18

Сочинение сказки по аналогии

VI. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-описания

Занятие 19

Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Петух и наседка» (текст-повествование с элементами описания)

Занятие 20

Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» (по Б. Павлову)

Занятие 21

Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка (собака)»

Занятие 22

Редактирование сочинений о животных

VII. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-рассуждения

Занятие 23

Изложение текста-рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия»

Занятие 24

Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой»

VIII. Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле

Занятие 25

Подробное изложение научного текста «Липа» (по В.В. Петрову)

Занятие 26

Составление текста в научном стиле по рассказу В. Зотова «Клюква»

IX. Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров

Занятие 27

Сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведением С. Чёрного «Дневник Микки»

Занятие 28

Сочинение «Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н. Сладкова «Сердитые голоса»

Занятие 29

Сочинение на лингвистическую тему «Корень слова» с самостоятельным выбором типа речи

Занятие 30

Сочинение по наблюдениям. «Вот и весна пришла!»

Занятие 31

Редактирование сочинения «Вот и весна пришла!»

Занятие 32

Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Сочинение»

Занятие 33

Итоговое изложение по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Занятие 34

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни»


III. Содержание программы

1 год обучения

Раздел

Содержание занятия

I. Ознакомление с назначением письменной речи и её особенностями

«Говорящий скворец»

II. Деление текста на части. Правила оформления текста на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте

«Говорящий скворец»

III. Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста

«Кошка и птичка», «Таня и кукла» (по Л.Н. Толстому), «Догадливый ёжик» (по Н. Радлову)

IV. Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдения над употреблением слова в тексте

«Белочка», «Неудачная охота» (по В. Бианки)

V. Повторение знаний о письменной речи и признаках текста

Л.Н. Толстой «Чиж», «Как Митя спас воробышка»

VI. Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста

«Ёжик». «Случай в лесу».

VII. Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому предмету. Ознакомление со структурно-смысловыми частями текста

«Первая охота» (по В. Бианки), «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову), «Верный друг», «Кривая указка» (по Е. Пермяку)

VIII. Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам. Ознакомление со средствами передачи своего отношения к описываемому предмету.

«Друзья птиц», «На горке»

IX. Ознакомление с построением текста повествования. Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествований

«Умная галка» (по Л. Н. Толстому), «Горе-охотник» (по Л. Савоненковой), «Как Маша стала большая» (по Е. Пермяку), «Лиса и вороны»

X. Упражнения в создании текстов-описаний. Ознакомление с требованиями к письменному описанию

«О чём чирикал воробей?», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Мой любимый урок»

Редактирование текста сочинения по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

2 год обучения

Раздел

Содержание занятия

I. Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста

«Петя помог», Н. Сладков «Осенняя ёлочка»

II. Выделение из общей работы с текстом умений раскрывать тему и основную мысль как ведущих

«Как опадают листья», «Друг детства» (по В. Драгунскому)

III. Отработка умений, связанных с построением текста

«Каникулы друга», «Ёжик» (по Г. Цыферову)

IV. Структура текста-повествования. Формирование умения строить текст-повествование

Н. Радлов «Находчивые лягушата», «Ёж-спаситель» (по В. Бианки), «Моя любимая игрушка»

V. Структура текста-описания. Формирование умения строить текст-описание

Е. Чарушин «Вот он какой, лысушонок», Ю. Дмитриев «Вот чудеса-то»

VI. Структура текста-рассуждения. Формирование умения строить текст-рассуждение

«Моё любимое занятие», «Снег теперь уже не тот»

VII. Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении

«Прилёт птиц», А. Куприн «Скворцы», В. Чаплина «Цыплята выручили»

VIII. Развитие текстовых умений в различных видах изложений  и сочинений

«Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому), «Фотоохотник», «Письмо другу», Е. Чарушин «Мишки»

3 год обучения

Раздел

Содержание занятия

I. Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста

Э. Шим «Жук на ниточке»

II. Отработка умений, связанных со структурой текста

Э. Шим «Бывшие беспризорники», «Мои летние впечатления», «Прогулка по осеннему парку»

III. Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста-повествования

В. Чаплина «Лесная кормушка», Г. Скребицкий «Друзья животных»

IV. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста

«Мой кулинарный рецепт»

V. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении

Г. Скребицкий «Зайка и Мурка», В. Бианки «Зинька выручила» («Март»), В. Железников «Солдат на посту»

VI. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-описания

Э. Шим «Петух и наседка», «Свиристели» (по Б. Павлову), «Наша кошка (собака)»

VII. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-рассуждения

«Благородная профессия», «Мой любимый герой»

VIII. Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле

«Липа» (по В.В. Петрову), В. Зотов «Клюква»

IX. Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров

«Дневник моего любимца (один день его жизни)», С. Чёрный «Дневник Микки», «Жалобы школьных вещей», Н. Сладков «Сердитые голоса», «Корень слова», «Вот и весна пришла!», Н.П. Богданов-Бельский «Сочинение», «Самый радостный день в моей жизни», К. Паустовский «Кот-ворюга»


IV. Литература

Литература для учителя:

  1. Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.
  2. Александроова З. «Словарь синонимов русского языка». -  М.: ООО «Издательство АСТ», 1995 г.
  3. Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.- Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
  5. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.- М.: «Грамотей», 2005.
  6. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.- М.: «Грамотей», 2006.
  7. Львов М. «Словарь антонимов русского языка». - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.
  8. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». -  М.:  Москва «АЗъ», 2001 г.

Литература для учащихся:

  1. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь №1 и №2 для учащихся 4 класса  общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Ушакова О.Д. «Толковый словарик школьника», «Этимологический словарик школьника», «Синонимы и антонимы». -  Санкт-Петербург:  «Литера», 1995 г.
  3. Щёголева Г.С. Моя письменная речь. Учебная тетрадь 2-4 класс. – СПб: Специальная литература, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей общаться

Консультация для родителей...

Учим ребёнка общаться

Учим ребёнка общаться...

Консультация для родителей. Учим детей общаться

В данной консультации затрагивается тема общения детей и как им помочь научиться общаться со сверстниками...

Учите детей общаться

Учите детей общаться...

Консультация для родителей "Учите детей общаться"

Как помочь ребенку развивать навыки общения. Чем общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми....