Классный час на тему: «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».
классный час (4 класс)
Цели классного часа
1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;
способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;
3.Воспитывать чувство сострадания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernobyl.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».
Учитель начальных классов
Колтунова С.И.
Цель и задачи:
1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;
способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;
3.Воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Слайд 3.
26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.
Слайд 4-5.
Черно́быль (укр. Чорно́биль производное от растения «чернобыльник», полынь) - город Иванковского района Киевской области Украины. Чернобыль расположен на реке Припять, недалеко от её впадения в Киевское водохранилище. До аварии в городе проживало около 13 тысячи человек.
На карте хорошо видны приграничные государства. Самая близлежащая территория Беларусии. Для маленькой Беларусии (население 10 млн. человек) взрыв атомной электростанции явился национальным бедствием, хотя у самих белоруссов нет ни одной атомной станции. Это по-прежнему аграрная страна, с преимущественно сельским населением. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и посёлков: 70 из них уже навечно захоронены в земле. В войну погиб каждый четвёртый белорус, сегодня каждый пятый живёт на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них же – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиации занимает главное место. В Гомельской и Могилёвской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20 %.
Для справок.
В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50 ∙ 106 Кu радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % её территории заражено радионуклидами с плотность больше чем 1 Кu/км² по цезию – 137. Для сравнения: на Украине 4,8 % территории, в России - 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku /км² сотавляет свыше 1,8 млн. гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku/км² - около 0,5 гектаров земли. Беларусь - страна лесов. Но 26 % лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…
Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации – с каждым годом в стране увеличивается число больных раковыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутация.
Слайд 6 – 7.
Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. Радиация – это ионизирующее излучение, распространяющееся в виде потока квантов или элементарных частиц. Она измеряется дозиметром. В нашей жизни безопасный уровень радиации есть во всем, что нас окружает. Например, в медицине – рентгеновский аппарат. На каждой территории есть свой естественный радиационный фон, но безопасным для населения считается величина, равная приблизительно 0,5 микрозиверт (µЗв) в час (до 50 микрорентген в час). При нормальном радиационном фоне наиболее безопасным уровнем внешнего облучения человеческого тела считается величина до 0,2 (µЗв) микрозиверт в час (значение, равное 20 микрорентгенам в час).
Самый верхний предел допустимого радиационного уровня – 0.5 µЗв — или 50 мкР/ч.
Для справок.
Ионизирующим это излучение называют потому, что радиация, проникая в кровь сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека называется облучением.
Слайд 8.
Саркофаг – это специальная конструкция, которую разработали инженеры из Питера, для четвёртого реактора. Срок службы на 30 лет использования. И если бы в 1986 году не спрятали реактор в саркофаг, масштабы катастрофы были бы гораздо больше…
Для справок.
В Украине разрабатывалось строительство нового саркофага «Арка»…
Четвертый реактор, именуемый «Укрытие», по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причём топливо частично перемешано с графитом и бетоном.
Слайд 9 – 10.
Город призрак – пустые многоэтажные дома, театры, больницы, детские сады, школы и всё это с одеждой, вещами, мебелью, которые никто и никогда не сможет использовать.
Ученик 1.
В память героям Чернобыля
Чернобыль – город без людей,
Как призрак с памятью ужасной.
Не слышны голоса детей.
Нет, не отмечен кровью красной,
Но смерть таится здесь везде…
Ученик 2.
В пустом подъезде хлопнут двери…
Лишь ветер носит смерти пыль,
Не слышно птиц, не видно зверя.
Не сказка это – жизни быль.
Ученик 3.
В ту ночь… апрельскою, жестокой,
Случилась страшная беда.
Вдруг стала здесь земля опасной,
Не на года, а на века.
Ученик 4.
Молчанье тихое, ночное
Вдруг разорвало взрыва гром
И смерти чудище немое
Объято дымом и огнем.
Ученик 5.
Машин пожарных вереница
На помощь мчится, на войну,
С чудовищным огнём сразиться,
Закрыть собою всю страну.
Ученик 6.
Как много их: сынов любимых,
Отцов, мужей в одном строю.
И беззащитных и ранимых,
Стоящих прямо на краю.
Ученик 7.
Стоящих прямо перед смертью,
Не ощущая страшный час,
И за открытой смерти дверью
Они находятся сейчас.
Ученик 8.
Мы помним всех их поименно,
Мы помним лица их и боль.
Пред ними мы стоим в поклоне.
Сжимает сердце скорби боль.
Слайд 11.
Город Чернобыль (основан в 1193 году) - стал "административным центром" в 1986 году, из-за высокого уровня радиации на прилегающих территориях. Решение об отчуждении земель было вызвано существенным радиоактивным загрязнением территорий, смежных с атомной электростанцией. Было введено три зоны:
- специальная зона (непосредственно промплощадка АЭС);
- 10 км зона;
- 30 км зона (Чернобыль находится в 9.5 км от станции).
Для справок.
В них был организован строгий радиационный контроль транспорта. На границах зон, организованны трансплантационные сооружения для рабочих при переходе от одного транспортного средства до другого, чтобы уменьшить воздействие радиоактивных веществ.
В городе базируются главные предприятия, занятые работами для обслуживания зон в экологически безопасных условиях, включая предприятия, управления радиационными условиями 30-километровой запретной зоны.
В Чернобыле расположен персонал Министерства внутренних дел Украины, занятый защитой территории 30-километровой зоны и контролем незаконных проникновений.
Спустя более 30 лет после Чернобыльской аварии постоянное влияние малых доз радиации продолжает отрицательно влиять на природу 30-километровой зоны отчуждения. Вокруг атомной электростанции стало меньше птиц и насекомых (чем выше уровень радиации, тем меньше насекомых).
По мнению многих ученых, процветает дикая природа в специальной зоне, поскольку воздействие радиации не позволяет вносить свои коррективы со стороны человеческого фактора. Уровень радиации в области был опасен для жизни только в первые два года, и в течение десяти лет он упал в 1000-10000 раз в разных областях.
Как видно, история города Чернобыль носит разносторонний характер. Это древний город со своими обычаями и устоями, которые сохранились и по сей день. Ведь сейчас Чернобыль - мертвый город.
Слайд 11 – 15.
Ведущий.
Кто спасал людей всей планеты от невидимого убийцы – радиации? На ликвидацию последствий аварии было брошено двести десять воинских частей, около трехсот сорока тысяч военнослужащих. Самое пекло досталось тем, кто чистил крышу... Впервые дни сотни молодых солдат работали на самой крыше реактора. В дальнейшем горные спасатели – шахтёры из Москвы, Киева, Днепропетровска, Шахты. Среди ликвидаторов и вертолётчики.
Впервые дни верхний зараженный слой земли был снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка.
Солдатам выдавали свинцовые фартуки, но фон шел снизу, а там человек был неприкрыт. Они — в обыкновенных кирзовых сапогах... В день по полторы-две минуты на крыше... На крыше гребли топливо и реакторный графит, осколки бетона и арматуры... Двадцать – тридцать секунд, чтобы нагрузить носилки, и столько же, чтобы сбросить «мусор» с крыши. Одни эти специальные носилки весили сорок килограммов. Так что представьте себе: свинцовый фартук, маски, эти носилки и бешеную скорость... Представляете? В музее в Киеве лежит муляж графита величиной с фуражку, говорят, будь он настоящим, весил бы шестнадцать килограммов. Радиоуправляемые манипуляторы часто отказывались выполнять команды или делали совершенно не то, так как их электронные схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными «роботами» были солдаты. Их окрестили «зелеными роботами» (по цвету военной формы). Через крышу разрушенного реактора прошло три тысячи шестьсот солдат.
Был момент, когда существовала опасность ядерного взрыва, и потребовалось спустить из-под реактора грунтовую воду, чтобы туда не попал расплав урана и графита, вместе с водой они дали бы критическую массу. Взрыв — три-пять мегатонн. Не только бы в Киеве и Минске, но и на огромной части Европы нельзя было бы жить. Представляете?! Европейская катастрофа: Поставили задачу: кто нырнет в эту воду и откроет там задвижку спускного клапана? Искали добровольцев. И они нашлись! Ребята ныряли, много раз ныряли и открыли эту задвижку.
Вертолётчики в рядах спасателей… Четыре-пять вылетов в течение суток, при высоте триста метров над реактором, температура в кабине — до шестидесяти градусов. А что творилось внизу, когда мешки с песком сбрасывались? Представляете... Пекло... Активность достигала тысячи восемьсот рентген в час. Пилотам становилось плохо в воздухе. Чтобы метнуть прицельно, попасть в цель — огненное жерло, они высовывали головы из кабины... Смотрели вниз... Иного способа не было…
Молодые ребята... Они сейчас тоже умирают, но они понимают, что если бы не они... Это еще и люди особой культуры. Культуры подвига. Жертвы.
В нашем классе учится внук одного из первых ликвидаторов - Усачёв Александр. Его дедушка вернулся с высокой дозой облучения. После долгой болезни его не стало.
Ведущий.
Давайте почтим память героев минутой молчания.
Ученик 9.
Ликвидаторам Чернобыльской аварии
Ты знаменит худою славою,
Но лучше бы не знать её.
Над облучённою державою
Опять кружится вороньё…
Ученик 10.
А электронные дозиметры
Сходили бешено с ума,
Но вырастала по периметру
Для радиации тюрьма.
Ученик 11.
Коварны шутки с мирным атомом,
Он на свободе, как бандит,
И пионеров-ликвидаторов
Своими ядрами бомбит…
Ученик 12.
Настройте души под локаторы
На милосердия волну...
Мы, ветераны-ликвидаторы,
Прошли Чернобыль, как войну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа по теме "Герои России"
Данная презентация подготовлена мною для классного часа, посвящённого Дню памяти героев России 9 декабря...
разработка классного часа на тему: "День Героев Отечества"
На классном часе дети знакомятся с героями Отечества, начиная от Александра Невского и заканчивая героями современности....
Классный час «Трагедия Беслана. 10 лет спустя».
Маленьким жителям Беслана, их учителям, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы на...
Классный час на тему: "В гости к любимым героям сказок"
Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.Целью проведения является способствование духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию его внутренних ресурсов, развитие инте...
Участие в Международной акции "Бессмертные имена: вспомним героев Великой Отечественной войны"
Цель акции: воспитание у детей и молодежи ценностей патриотизма, нравственности, толерантности, формирование активной жизненной позиции....
Конспект классного часа на тему "Трагедия. Чернобыль" - 3 класс
Цель деятельности учителя: формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся, а так же просвещение детей о атомной катастрофе на Чернобыльской АЭСПланируемые результ...
Тема: «Чернобыль: вчера и сегодня»
Чернобыльская авария - огромная экологическая беда, в результате которой окружающая среда претерпела сильное радиоактивное загрязнение.Тема: «Чернобыль: вчера и сегодня» Цель ра...