Классный час «Вклад жителей ЯНАО в Великую Отечественную войну»
классный час (4 класс)

Тимчишина Лилия Владимировна

Грустно становится, когда оказывается, что внуки и правнуки не знают ничего о том, что их родные принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту и за участие в боях.

 Цель: изучение Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) в истории ЯНАО.

Задача: углубить и расширить свои знания истории военных лет жителей ЯНАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklad_zhiteley_yanao_v_velikuyu_otechestvennuyu_voynu.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

               «Вклад жителей ЯНАО в Великую Отечественную войну»

Цель: изучение Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) в истории ЯНАО.

Задача: углубить и расширить свои знания истории военных лет жителей ЯНАО.

        У обелисков

У обелисков голову склоняю, где нет имён, одни лишь только даты…

Кто здесь лежит? – Я этого не знаю. Но знаю я – в бою легли солдаты,

Чтоб над отчизной голубело небо, чтоб золотились мирные поля,

Чтоб у детишек было вдоволь хлеба, чтоб на земле со всеми жил и я.

Забвения героям павшим нет.

Как наша память эти обелиски.

И на гранит кладу я свой букет,

Тем – неизвестным воинам, но близким.

(Прокопий Явтысый)

    Уже 74 года минуло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю всей нашей страны и нашего округа в том числе. Грустно становится, когда оказывается, что внуки и правнуки не знают ничего о том, что их родные принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту и за участие в боях. К сожалению, нет в живых многих тех, кто испытал тяготы той войны. А ведь в нашем округе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

    В 1930-е годы Салехард стал столицей округа, его промышленным и культурным центром. В 1941 г. Жизнь шла своим чередом. И вдруг – весть о войне. В военкомат потоком шли письма, телеграммы, заявления от жителей города и округа, и в них только одна просьба – отправить на фронт.  Первые проводы мобилизованных состоялись вечером 13 июля. Был митинг на площади около Дома ненца.

   Сотни ненцев, ханты уходили на фронт с оружием в руках защищать свою родину. С верой в Победу над врагом уходили на фронт бойцы Заполярья. В борьбе с оккупантами наши воины показали себя замечательными стрелками и следопытами. Умение ориентироваться в любой обстановке сделали их отличными разведчиками, снайперами.

Многие жители Севера никогда не выезжавшие за пределы своего района прошли с боями Европу. Они защищали Ленинград, Москву, Сталинград, освобождали Украину и Белоруссию, Румынию и Венгрию, участвовали в битвах на Дунае, во взятии Праги и Берлина.

   Некоторые бойцы Ямальского округа воевали на фронте с оленьими упряжками. Незаменимые на некоторых участках фронта ездовые качества северных оленей особенно проявились в Великой Отечественной войне. Перевозка снаряжения и продовольствия на Кольском полуострове велась в основном оленьим транспортом. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать летчиков и самолеты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.

   В округе была проведена огромная работа по мобилизации в армию военнообязанных и отправке их на фронт. Окружной военный комиссар т. Коршунов подписал 25 ноября 1941 г. письмо, адресованное председателю государственного комитета обороны т. Сталину с просьбой разрешить сформировать в г. Салехарде отряд добровольце из бойцов и командиров для скорейшей отправки их на фронт. Для выполнения этой задачи предлагалось отправить отряд на лыжах кратчайшим путем к ближайшей железно-дорожной станции Лек – Воркута (170 км.)

   Под символом знамени батальона всеобуча в здании Салехардской патриотической организации ОСОАВИАХИМа жители округа готовились к защите Родины от немецко-фашистских захватчиков, изучая военное дело, приобретая необходимые боевые навыки. Первый батальон всевобуча отбыл на фронт в июне 1942 года, а уже в сентябре вступил в боевые действия на Северо-Кавказском фронте вполне подготовленными. Салехардцы показали себя в действующей боевой обстановке достойными воинами Салехардского батальона всевобуча в составе 6-й гвардейской бригады.

    Бойцы, призванные в армию из нашего округа сражались мужественно. Так более ста воспитанников и преподавателей Салехардского педучилища защищали с оружием в руках независимость нашей Родины, большинство из них награждены орденами и медалями. 27 человек погибли смертью храбрых, среди них выпускник училища 1942 года  Анатолий Михайлович Зверев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» во время войны стал девизом для всех, кто оставался в тылу. Ему подчинялось все: работа, учеба, сама жизнь. Оставшиеся в тылу проявляли исключительную заботу о фронтовиках. Беспрерывным потоком шли из округа подарки бойцам. Всего за время войны коллективами отправлено бойцам 3340 посылок, кроме того, сдано в фонд обороны более ста тысяч шкур, мехов, валенок, полушубков, шапок, шерстяных носков, меховых одежд, одеял и других вещей. В фонд обороны жители округа внесли деньгами и облигациями 29 млн. рублей.

Известно, что для ненцев самое дорогое – олень, и только в крайнем случае он расстается с ним. Во время войны ненцы передали в фонд обороны много собственных оленей (около 600 оленей).

Помощь населения округа фронту проявлялась не только в заботе о своих воинах. «Все для фронта, все для победы!» – было девизом всех жителей, женщин, стариков, детей. Все они с предельным напряжением сил работали в тылу.

Перед округом была поставлена задача – резко увеличить добычу рыбы, а здоровая часть рыбаков ушла в армию, материально-техническое снабжение сократилось, условия работы предприятий рыбной промышленности изменилась к худшему. Трудящиеся округа преодолели огромные трудности, но задание ЦК партии и правительства выполнили.

В 1943 году было выловлено 225 тысяч центнеров; добыча рыбы за годы войны (1941-45 гг.) составила 810 тыс. центнеров (на 70% больше чем за пятилетие с 1936-40 гг.). Трудовые коллективы работали самоотверженно, об этом свидетельствуют решения окрисполкома о поощрении передовиков. Например, рыбоартель им. Ворошилова Шурышкарского района за досрочное выполнение плана рыбодобычи 1942 года (на 10 августа – 848 ц.) была занесена на Окружную доску почета.

   Старые рыбаки г. Салехарда обратились ко всем старикам округа с просьбой выйти на добычу рабы, строить орудия лова, обучать молодежь, быть инструкторами на добыче рыбы. «Наши дети и внуки сражаются на фронте и грудью защищают нашу спокойную и обеспеченную старость… не время сидеть дома нам, старикам».

   Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. Вэнго Мария Александровна из Тазовского района была инициатором создания женских рыболовецких бригад. Ее примеру последовали женщины других районов. Война заставила их отказаться от запрета прикасаться к предметам мужских занятий.

Все военные годы округ перевыполнял планы производства консервов, всего за военное время было выпущено более 19 456 тысяч условных банок, что в 2 раза больше продукции предвоенных лет. На салехардском комбинате выполняли нормы на 200 и более процентов.

   Пушной промысел также являлся важной отраслью хозяйства округа. Решением Ямало-Ненецкого окрисполкома было отмечено 450 человек, перевыполнивших план по пушнозаготовкам в 1 кв. 1945г.

   За труд в годы войны 225 человек были награждены знаком «Охотник – ударник», и свыше 350 охотников – знаком «Отличник охотпромысла»

   Обстановка военного времени требовала развития местной промышленности. Например, Салехардский горпромкомбинат организовал кожевенный завод, кустарным способом вырабатывал гвозди, ковал топоры, выпускал пуговицы и даже канцелярские скрепки из отходов белой жести.

   Местная промышленность выполняла специальные заказы военного ведомства, например, артель «За освоение Севера» изготавливала ватные костюмы.

   К судьбе Родины в эти тяжелые дни и годы небезразлично относились и подростки. Они рыбачили, заготавливали сено, работали на полях. Например, при подготовке к путине 1943 года комсомольцы и школьники выручили рыбаков, они изготавливали десятки тысяч метров хребтины из мочала, таловой коры и осоки. Салехардцы — 57 тысяч метров, лабытнагские школьники – 5 тысяч метров. Учащиеся Пельвожской школы – 1500 метров. Все школы ловили рыбу и сдавали её на приёмные пункты. Ребята постарше работали в неводных бригадах, многие промышляли сетями, а ученики начальных классов удочками.

   В военное время перед школами стали новые задачи – они должны были взять на себя часть обязанностей, которые раньше выполняла семья. У большинства детей отцы были на фронте, матери заняты на работе. К тому же учителям приходилось заботиться не только об успеваемости и поведении учеников, но об одежде и обуви многих из них. Существовали большие трудности в организации учебного процесса, не хватало учебников, сложнейшей проблемой оказались тетради, их школы получали совсем мало. Многие учителя покрывали газеты мелом и делали из них тетради.

   Писать учились не в тетрадях, а на книгах между строк. Из воспоминаний:  «…Когда из продажи исчезли чернила, писали соком голубики, в который добавляли несколько крупинок сахара! И здесь возникали проблемы. Если сахара наложить мало, металлическое перо не удерживает «чернила», чуть переборщим – чернила не сохнут и при применении промокашки размазываются по «тетради». Слёз и обид из-за этих «чернил» было много. В школе иногда давали крошечную («школьную») булочку и стакан чая. Для некоторых ребят это было большим подспорьем, так как на уроках иногда случались голодные обмороки. В магазине, где отоваривались талоны, ежедневно часами приходилось выстаивать за хлебом. Продавец очень тщательно отрезал малюсенький талон, не менее тщательно наклеивал его на лист бумаги и затем с особой скрупулезностью отвешивал хлеб, меняя «довески». Тот из нас, кому выпадало стоять в магазине за хлебом, имел право по дороге этот довесок съесть. Поэтому чаще всего посылали младшего…»

   Были организованы тимуровские команды, они пилили дрова семьям воинов, для малышей носили молоко с молочной кухни.

   В годы войны в Салехарде тоже жили не сладко. Хлеб, мыло, соль, табак давали по карточкам.

   Восемь воинов - ямальцев были удостоены высшей воинской награды - Герой Советского Союза. Более трех тысяч награждено медалями и орденами, из них 570 — коренные жители Севера. Для столь немногочисленного населения – это очень большой показатель.

   Память о той страшной войне, унёсшей жизни миллионов людей, жива и сегодня.

   Мы помним и чтим тех героев, которые не пощадили своей жизни, не струсили, не бросили свою Родину на растерзание врагу.

“День Победы” (отрывок)

Был я мал в ту пору, не был на войне,
Только День Победы помнится и мне.

Явственно доныне помнится и мне,
Как влетел в посёлок вестник на коне.
Как сошлись, волнуясь, наши старики,
Парень с костылями, парень без руки
Слабые …Больные… Вдовы…Ребятня…
Всё равно не помню радостнее дня!
Был я мал в ту пору, не был на войне,
Только День Победы помнится и мне.
Было мне впервые ощутить дано,
Сколько значит слово мощное одно: “Победа!”
(Роман Ругин)

Список источников и литературы

  1. Фёдорова Л.Ф. Северные родники.
  2. Фёдорова Л.Ф. Ямальский калейдоскоп.
  3. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский Меридиан»  №4,  2001год
  4. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский Меридиан» № 5,  2007 год
  5. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский Меридиан» №11,  2001 год
  6. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский Меридиан» №12,  2003 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Классный час. Тема: Памяти павших Героев Великой Отечественной войны.

Данный классный час предназначен для показа детям младшего, среднего школьного возраста.Задачи:1.Воспитание патриотизма и осмысленного отношения к прошлому страны у детей.2. Воспитание в детях и ...

Классный час "Нижний Новгород во время Великой Отечественной войны"

Данный материал можно использовать для беседы с учащимися начальной школы....

Классный час в 3 классе "Герои Великой Отечественной войны"

Цели:расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о г...

Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война"

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 64 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Побе...