День родного языка - внеклассное мероприятие
классный час (3 класс)

Мусиенко Олеся Александровна

Можно использовать, как дополнение к уроку родного языка, так и как классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_rodnogo_yazyka.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

День родного языка

Дата проведения:

Звучит песня о русском языке. Видео.

Ведущая. Что за праздник нынче мы сегодня отмечаем?

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно - с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы - на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
 Ведущая.   Учите русский годы кряду
                    С душой, с усердьем и с умом.

        Вас ждет великая награда,

  И та награда - в нем самом.

Ученик:

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной.

Ведущий:1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень

 КОРЕНЬ:. В русском языке, самой основной и значимой частью слова, несомненно является его корень, несущий в себе, лексическое содержание всех его однокоренных слов. Без корня - это будет просто набор ничего не значащих букв.

ПРИСТАВКА – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов и находится перед корнем.

 Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

ШАРАДА:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня!

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит :

-Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.Ребята, от какого слова произошло, слово извини?(Винить)

- Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)из приставка,винкорень,и окончание

- Какой корень в слове защитиЩИТ? Назовите приставку ЗА

- Какое окончание в этих 2 словах?И

— А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Ведущий.. Крылатые выражения - это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего - ни пуха, нипера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

Ребята,а какие вы знаете крылатые выражения?

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти.(плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.)

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

     Растет сосна среди равнины.У лодки о камни корма раскололась.

Укусит комар не кричи во весь голос.

Атлас листает задумчиво брат

 Сестра уплетает на кухне салат.Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Сценка «Наши падежи»

Ученица выходит к доске и готовится писать.

Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Ученица пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена  существительные.

Ученица подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Поняла?

Ученица: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.

 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

 Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, . Варвара Интересно, какую отметку ты предложила бы себе поставить?

Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвала это слово - “пятёрку”?

Ученик:  В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик:  Ну, я же её сама предложила!

 

Шарады:

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа – соль)

Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За – дача).

Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

Непроизносимые согласные.

    Есть согласные такие В, Д, Т, Л.

    Не во всех словах слышны,

    Но везде они нужны.

    Чтобы знать, где их писать,

    Надо слово проверять.

Грустный – грусть,

Грустить не буду.

Грустный – «Т» не позабуду.  

    Поздно – проверим опоздали,

    В слове поздно «Д» написали.

    В слове солнце «Л» не слышим.

    В слове солнышко напишем.

Звёздный – проверяй звезда.

    Звёздный – «Д» пиши всегда.

4. Кроссворд.

 

с

н

е

  

к

и

п

р

ы

 

к

и

ф

л

а

 

к

и

к

р

ы

 

к

и

о

р

е

 

к

и

 

 

 

 

 

 

        

Учитель. Наш праздник  заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты наш друг, родной язык" (внеклассное мероприятие)

Это сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку. Его можно использовать во время проведения предметной недели...

Внеурочное мероприятие "Международный день родного языка"

Внеурочное меропиятие "Международный день родного языка" проводится 21 февраля для учащихся начальных классов....

Внеклассное мероприятие "День родного языка"

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.  Каждый язык красивый. Необходимо ...

«День родного языка» Внеклассное мероприятие

quot;День родного языка" Внеклассное мероприятие по татарскому языку во 2 классе....

Внеклассное занятие по этнокалендарю «Всемирный День родного языка» (конспект и презентация)

Цель: обратить внимание учащихся на проблему вымирания языков во всём мире, обсудить пути поддержания исчезающих языков....

конспект воспитательного мероприятия День родного языка

конспект воспитательного мероприятия...