«Имя Героя-братья Игнатовы»
Срок реализации: с 2.09.18 по 23.02.19
Авторы: учащиеся 3-В класса МБОУ СОШ № 19 1.Брыкин Максим 2.Гома София 3.Горбаносова Анна 4.Косарева Арина 5.Косенко Данил 6.Седень Анастасия 7.Христинченко Арсений
Руководитель: Косенко Оксана Александровна, учитель начальных классов
г. Краснодар 2019
Описание проекта: Сведения об авторском коллективе Авторами проекта являются учащиеся 3-в класса МБОУ СОШ №19 Брыкин Максим, Гома София, Горбаносова Анна, Косарева Арина, Косенко Данил, Седень Анастасия, Христинченко Арсений -это учащиеся, которые активно участвуют в творческих и социально-значимых проектах, выполняют самостоятельные исследовательские работы, владеют навыками работы с ИКТ. Актуальность реализованного проекта Знание истории страны, края, города нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо детям - тем, кому передается эстафета истории. Проект имеет большую значимость для сохранения истории Кубани. Наша задача сохранить память и дать имя подвигу. Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из наиболее значительных событий истории, кардинально изменившее состояние мира. История Великой Отечественной войны не единожды перелицовывалась, что накладывало своеобразный отпечаток на ее видение. На наших глазах возникает опасная тенденция: всё чаще в СМИ появляются сообщения о грабежах и убийствах ветеранов Великой Отечественной войны, о бездушном и жестоком обращении с ними. Среди молодого поколения появляются мнения, что людям, живущим в XXI веке не нужно знать о Великой Отечественной войне XX века. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, переживших эти страшные времена. И пока среди нас живёт хоть один человек, для которого не существует исторической памяти, наша задача сделать так, чтобы никто не имел права забывать ужасы этой войны. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить всё! Как было много тех героев, Чьи помнить будем имена. Навеки их взяла с собою В свой край неведомый война.
Цели и задачи проекта Цель: - рассказать о подвиге в истории Великой Отечественной войны на примере действий партизан Кубани и в частности отряда «Бати»;
- восстановить и проследить события подвига братьев Евгения и Гения Игнатовых ;
- узнать о жизни братьев и их участии в партизанском движении;
- посетить музей-квартиру братьев Игнатовых;
- проведение памятных внеклассных мероприятий;
- создание учащимися книги-памяти «Братья-Герои»
Задачи: Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, уважение к героическому прошлому нашей страны Развивающие: расширение знаний об истории родного края в годы ВОВ, о судьбах земляков через исследовательскую деятельность; Обучающие: дать начальные сведения об организации партизанского движения на Кубани, о подвиге, совершенном братьями Игнатовыми , способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов; привлечение учащихся к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества Прогнозируемый результат: Сформировать представление о братьях Игнатовых. - Расширить представление учащихся о роли партизан в военное время.
- Вызвать чувство патриотизма ,участвуя в волонтерском движении.
Гипотеза: создание книги-памяти «Братья-Герои» и брошюры учащимися 3 класса поможет им и их сверстникам лучше узнать о партизанском движении в годы ВОВ на Кубани, стать сопричастными к подвигу советского народа во имя Отечества. Продуктом проектной деятельности является создание книги-памяти «Братья-Герои» ,памятной брошюры «Бессмертный подвиг братьев Игнатовых»
Отличительные особенности проекта Отличительные особенности данного проекта заключаются в том, что учащиеся под руководством учителя четыре года сотрудничают с Краевой детской библиотекой братьев Игнатовых. Тема проекта выбрана неслучайно. Ребятам интересно было узнать о подвиге братьев, почему они получили Звание Герой Советского Союза, какую роль играла семья в их жизни, как они боролись с фашистами, чем был необычен партизанский отряд и многое другое. В ходе самостоятельной исследовательской работы выявили связь между событиями Великой Отечественной войны и событиями, происходившими на Кубани в годы войны, узнали о партизанском движении отряда «Бати», рассказывали о подвиге братьев Игнатовых своим сверстникам, проводили анкетирование, создавали свои презентации, проводили совместный классный час и уроки Мужества с сотрудниками библиотеки, создали свою Книгу-Памяти, брошюру, посвященные подвигу братьев, с целью рассказывания об этом младшим школьникам других классов, побывали с экскурсией в квартире-музее бр.Игнатовых, чтобы соприкоснуться с историей прошлых военных лет . Также эти учащиеся являются официально зарегистрированными на сайте «Добровольцы РФ» волонтерами движения «От 75-летия подвига братьев Игнатовых до 75-летия Великой Победы» ,они создали и защитили успешно проект «Имя Героя»,выпустили памятку-брошюру «Бессмертный подвиг братьев Игнатовых». В результате реализованного проекта 3 «В» классу присвоено «Имя Героя- братья Игнатовы» и получен сертификат..
Предполагаемые результаты : - побуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны -проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности - приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из различных источников - закрепление сведений о героях в памяти учащихся с помощью рассказов - презентаций о героях ВОВ -развитие личности учащихся путем привития чувств патриотизма, благодарности, сопереживания - приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми - создание коллекции детских творческих работ на электронных носителях как результата самореализации учащихся в творческой деятельности В ходе реализации проекта: бесед и встреч школьников с ветеранами ВОВ, "Детьми- войны", уроков Мужества, классных часов, конкурсов, экскурсий, викторин по художественным произведениям, создания собственных презентаций -учащиеся смогут осознать роль личности в истории, сформировать собственное отношение к понятиям "подвиг", "защита Отечества", познакомиться с фактами из жизни братьев -героев, и сформировать свое отношение к ним. Одним из этапов проекта будет самостоятельная работа учащихся по поиску и сбору информации о братьях –героях ВОВ в Краевой детской библиотеке братьев Игнатовых. Учащиеся должны собрать информацию и рассказать о судьбе ,жизни и подвиге братьев, который не оставил их равнодушными. Чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче патриотический дух. Деятельность учащихся в реализации проекта: - знакомство с биографическими литературными произведениями П.К.Игнатова -сбор информации о Евгении и Геннадии Игнатовых, об их отце –Петре Карповиче, их судьбе и подвиге,о партизанском движении отряда «Бати»,его особенностях и результативной деятельности на Кубани в годы Великой Отечественной войны -создание презентаций по теме проекта -посещение выставок, экскурсий -создание творческих работ «Подвиг братьев», «Война глазами детей» Деятельность учителя в реализации проекта: - разработка и проведение классных часов и уроков Мужества по темам: « Подвиги на войне» , «Бессмертный подвиг братьев Игнатовых», «Кубани Славные сыны», «Писатели Кубани- детям», «Непокоренная Кубань»и др. -подбор художественной литературы для чтения -показ презентаций и видеороликов «Краснодар в годы оккупации», «Освобождение Краснодара -февраль 1943», «Братья-герои» -организация тематических встреч сотрудниками библиотеки бр.Игнатовых с ветеранами , тружениками тыла - иллюстрировать Книгу-Памяти детскими рисунками. - способствовать укреплению детско- родительских отношений - экскурсия в Музей-квартиру семьи Игнатовых. Деятельность родителей в реализации проекта: -совместных поход с детьми в Музей-квартиру семьи Игнатовых. -оказание помощи при создании презентаций «Мужество.Решимость.Героизм», « Мой город в годы войны» и др. -оказание помощи при отборе информации при составлении рассказов о Евгении и Геннадии Игнатовых, их семье, подвиге в сети интернет, других источниках. - совместное посещение выставки "Краснодар в годы ВОВ" в историко- археологическом музее им. Фелицына План работы по проекту. №п/п | Мероприятие | Сроки реализации | 1. | Проведение классных часов: «Партизанское движение на Кубани в годы Великой Отечественной войны»,«Подвиги людей на войне», «Кубани Славные сыны», «Дети во время войны и их подвиги» и др. | В течение учебного года | 2. | Проведение литературных классных часов "Читай, чтобы помнить" | В течение учебного года | 3. | Цикл медиауроков "Мы победили", "Великая Победа" | В течение учебного года | 4.
| Проведение уроков Мужества совместно с сотрудниками Краевой детской библиотеки бр.Игнатовых по темам: «Мужество.Решимость.Героизм» | В течение учебного года | 5. | Экскурсии в библиотеки города с целью изучения художественной литературы о подвиге братьев Игнатовых | Сентябрь | 6. | Подготовка учащимися презентации «Бессмертный подвиг братьев Игнатовых» и демонстрация её младшим школьникам по параллелям | Октябрь | 7. | Анкетирование учащихся других классов | Октябрь | 8. | Иллюстрирование Книги-Памяти «Братья-Герои» | Ноябрь | 9. | Создание Книги-Памяти «Имя героя.Братья Игнатовы» | Ноябрь-декабрь | 10. | Проведение классного часа «Тропами партизанской славы» | Январь | 11. | Посещение выставки «Краснодар в годы ВОВ» в историко- археологическом музее им. Фелицына | Февраль | 12. | Экскурсия в Музей-квартиру семьи Игнатовых. | Февраль | 13. | Защита проекта «Имя Героя.Братья Игнатовы» на школьном уровне. | Февраль | 14. | Торжественное вручение сертификата с присвоением классу имени Героев Советского Союза Братьев Игнатовых | Февраль |
Содержание проекта I.Введение. Есть исторические события, над которыми время не властно. В их ряду Великая Отечественная война 1941-1945 годов занимает особое место. Эта война - одно из наиболее значительных событий истории, кардинально изменившее состояние мира. Люди не властны над прошлым. Историю Великой Отечественной войны, как минувшую действительность, нельзя изменить или поправить. Но историческое сознание, взгляды, оценки, чувства, отношение к тем годам подвержены изменениям и манипулированию. Историческая память человечества представляет непрерывный диалог прошлого с настоящим. Меняются люди, меняются власти, трансформируются представления о прошлом. Не исключается, что историческое сознание современной молодежи может отличаться от сознания прошлых поколений, что история страны не одна для всех, а своя у каждого поколения. Нам захотелось найти пути решения нравственной проблемы, актуальной для современного общества, в рамках социально-патриотического проекта «Имя Героя.Братья Игнатовы». Мы решили узнать: - Что известно современным школьникам о Великой Отечественной войне?
- Какими героями гордится Кубань?
- Что знают учащиеся начальной школы о военных движениях на Кубани, о партизанских движениях, о подвигах наших героев? В частности, о подвиге братьев Игнатовых 10 октября 1942 года.
II. Основная часть. - Социологический опрос.
Мы начали свою деятельность с опроса учащихся нашей начальной школы по теме «Герои Советского Союза братья Игнатовы.Что я знаю о них?». Предметом нашего исследования стало выяснение того, что знают школьники - молодые россияне, об их подвиге. Было опрошено 75 человек (параллель 3-х классов): Проведенный нами опрос показал, к сожалению, низкий уровень знаний. Респондентам были предложены следующие вопросы : - Сколько лет было Евгению и Гению Игнатовым, когда они совершили свой подвиг?
Евгению было – 26 лет, а Гению всего 16 лет. - Были ли у Евгения и Гения Игнатовых еще братья?
Да, Валентин Петрович Игнатов. Он родился в канун Великой Октябрьской Революции в Петрограде. Он был теплотехник. Он воевал на Западном фронте. - Когда и где Евгений и Гений Игнатовы совершили свой подвиг?
- Как назывался партизанский отряд имени братьев Игнатовых? Кто им командовал?
«Батя», командовал им Петр Карпович Игнатов. - За какой героический подвиг Евгению и Гению Игнатовым посмертно присвоили звания Героев Советского Союза?
- Как память об их подвиге сохранилась по сей день, какие учреждения, объекты носят их имена?
По итогам анкетирования был сделан вывод, что более 80% опрошенных ничего не знают о подвиге братьев, их жизни, не знают о роли партизанского движении на Кубани ,о том, какие учреждения носят имя этих героев. Таким образом, проведённые нами исследования показали, что знания младших школьников конкретно о подвиге и жизни братьев Игнатовых недостаточные. Результаты опроса выявили самые тревожные позиции. Таким образом, основными направлениями нашего социально-патриотического проекта стали: 1.Расширение и углубление знаний о партизанах-земляках через уроки и внеклассные занятия, участие в конкурсах, проектах, акциях. 2.Создание продукта проекта «Книги –Памяти. Имя Героя Братья Игнатовы», которая будет содержать материалы о подвиге братьев, их семье, воспоминания, фотографии из семейных архивов родственников – свидетелей и очевидцев суровых событий войны,будет иллюстрирована детскими рисунками. 3.Создание брошюры для младших школьников «Бессмертный подвиг братьев Игнатовых»,которая поможет младшему школьнику знакомиться с фактами из жизни братьев, о деятельности партизанов-земляков. 4. Расширение и углубление знаний о Великой Отечественной войне через изучение литературы. Мы считаем, что возраст не должен быть причиной того, что младшие школьники мало знают о героических событиях военных лет. Для того, чтобы расширить знания о героическом подвиге братьев Игнатовых участники проекта подготовили и провели совместно с сотрудниками библиотеки Игнатова классный час «Кубани Славные сыны» для учащихся своего класса. Ученики путешествовали во времени и пространстве, чтобы вернуть самые важные для человека ценности. С того самого момента, когда маленький человечек начинает себя осознавать, он должен быть знаком с такими понятиями, как Мать, Родина, Мир, Добро, Любовь. И семья, и школа, и общество должны иметь одну цель: вырастить достойных граждан своей страны, а не случайных её жителей. А это возможно, если в памяти каждого человека будет храниться великая история великих событий.Наверное, нельзя заставить любить Родину, а можно только пробудить это чувство. Этот совместный классный час «Кубани Славные сыны» пробудил в сердцах детей ростки чести, любви и преданности Родине, побудил учащихся нашего класса стать волонтерами библиотеки Игнатовых: читать книги патриотической направленности, рассказывать о подвиге братьев своим сверстникам, участвовать в волонтерском марафоне. 2.Самостоятельные исследовательские работы учащихся Следующим этапом проекта стала исследовательская работа учащихся .
Исследовательская работа «Петр Карпович Игнатов» Автор Косенко Данил. «Петр Карпович Игнатов родился в шахтерской семье. Оставшись сиротой, вынужден был бросить учебу в школе морских мотористов и идти на заработки. Переехав в Санкт-Петербург, работал слесарем-механиком на заводе «Эриксон». Активный участник революционных событиях в Петрограде до 1917 г. Большевик — подпольщик. Подвергался арестам и ссылкам. Участник гражданской войны. Занимался формированием красногвардейских отрядов, в рядах рабочей милиции боролся с бандитами. В 1923 году П. К. Игнатов переехал с семьей на Кубань, работал на различных участках хозяйственного строительства. Без отрыва от производства окончил Московский институт лесной промышленности .Затем был консультантом комбината «Главрасжирмасло» на Кубани. В 1940 году был назначен заместителем директора, а позже — директором Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности .Участник Великой Отечественной войны. В 1942 сформировал и командовал диверсионно-разведывательным партизанским отрядом (партизанский псевдоним— Батя).В отряде Бати, в основном занимавшемся диверсиями, сражались его жена — Елена Ивановна и двое сыновей — Гений (Геннадий) и Евгений, погибшие в 1942 г. при выполнении боевого задания по подрыву немецкого эшелона с живой силой противника, ставшие посмертно Героями Советского Союза. Первый сын Петра Игнатова - Валентин, считался погибшим в июле 1942 года при обороне Крыма. К счастью, Валентин выжил, попал в госпиталь и далее воевал в десантной диверсионной группе ГРУ. Действиям его группы посвящена книга "Голубые солдаты". После войны Петр Игнатов избирался депутатом Верховного Совета СССР и Краснодарского краевого Совета народных депутатов. После его смерти музей-квартира семьи Игнатовых стала филиалом Краснодарской краевой детской библиотеки. Петр Игнатов — член Союза писателей СССР. Автор более полутора десятков книг, в том числе: - «Братья –герои»(1944)
- «Записки партизана» (1944)
- «Жизнь простого человека» (1948)
- «Подполье Краснодара» (1947)
- «Наши сыновья» (1958)
- «Голубые солдаты» (1976)
Произведения П. К. Игнатова переведены на 16 языков
Исследовательская работа «Евгений Игнатов» Автор Косарева Арина В начале 20-х годов семья Евгения жила в придонских степях,и у шумной ватаги сверстников Евгения была в то время любимая игра-в «войну с бандитами»,но больше всех игр и развлечений Евгений любил вечера ,когда его родители садились за стол чистить своё оружие,он не отходил от стола,и не было для него большей радости,когда кто-нибудь из родителей давали ему протереть тряпочкой какую-нибудь деталь.Конечно ему страшно хотелось поиграть с «настоящим оружием»,но он никогда не прикасался к нему в отсутствие родителей. Он твёрдо усвоил,что оружие это не игрушка, а вещь серьёзная, требующая ухода и бережного отношения Когда кончилась гражданская война,родители смогли больше времени уделять Евгению и его брату, а это было необходимо,Евгению шёл 8 год. Евгений был очень серьёзным,он сам научился читать,тянулся к книгам,мечтал поскорее поступить в школу. Когда его родители переехали в Краснодар, Евгений поступил в школу №98.В свои школьные и пионерские годы Евгений был тихим, спокойным, мальчиком .Был он высокий,худенький,спокойный мальчик,производил впечатление застенчивого,даже несколько замкнутого в себе.Но стоило только затронуть любимую тему,он сразу преображался,его узнавали с другой стороны,оказывалось что под маской замкнутости и застенчивости кроется горячая душа. Близких друзей у Евгения было мало.Наверно потому, что его семье приходилось часто переезжать с места на место, а заводить приятелей на короткий срок он не умел,да и не хотел.Друзей ему заменяли книги.Все соседи и знакомые Игнатовых так и называли его «мальчик с книжкой».Довольно рано в жизнь Евгения вошёл труд,пробудилось сознательное отношение к труду.Окончив семилетку Евгений поступил на вечерние курсы подготовки в ВУЗ.Евгений был не погодам серьёзным,с каждым годом в нём росло и крепло стремление отдать свои силы служению родной земле,родному народу.На 21 году жизни Евгений получил диплом инженера.Начал работать на комбинате «Главмаргарин»Здесь же его приняли в партию. Работал Евгений много.жадно,увлечённо.Чем труднее и ответственнее было задание,тем с большим рвением и охотой брался он за работу. Со временем он был назначен старшим инженером-конструктором технического отдела комбината.22 июня 1941года немцы начали бомбить наши города,началась самая кровопролитная война!Когда Евгений узнал о начале войны,его решение пойти в военкомат и занять своё место в рядах защитников родины не заставило себя ждать! Вопреки ожиданиям Евгения не приняли в ряды Красной Армии,как инженера-конструктора,работающего на комбинате,который имел большое оборонное значение.Его отца и брата тоже не взяли на фронт,отца оставили в запасе,как имеющего по годам и болезни 3 группу здоровья,а брата так как он был ещё шестнадцатилетним школьником.Поэтому Евгений и его отец записались в народное ополчение»
Исследовательская работа «Геннадий(Гений) Игнатов Автор Седень Анастасия
«Гений родился в 1925 году. Детство Гени было спокойным, радостным, согретым теплом дружной трудовой семьи. Рос он здоровым, крепеньким мальчуганом. Своим свежим круглым лицом, белокурыми вьющимися волосами он походил в раннем детстве на девочку. У него как и у старших братьев, рано появился интерес к машинам. Шести-семилетним мальчуганом он любил бывать на заводе, заглядывал в цехи, расспрашивая рабочих, что «делает» та или иная машина. С восьми лет у Гени дома была маленькая мастерская. С напильником в руках он вечно что-то мастерил: «Я построю такую машину, какой нет в целом свете», мечтал он. Десятилетним мальчиком он впервые самостоятельно повел автомобиль. Было это в Дарнице, под Киевом. На заводе была довольно большая автобаза. В свободное от ученья время Геня постоянно вертелся около гаражей. Он сдружился с шофером Гришей. Под его заботливым наблюдением Геня научился «понимать мотор», а потом Гриша разрешил ему сесть на свое место, за руль.Однажды он признался матери, что мечтает иметь в партизанском отряде свой собственный танк.В школе он с первого класса учился хорошо. Если у него что-то не ладилось с уроками и одноклассники предлагали ему свою помощь, он неизменно отвечал: - За сочувствие – спасибо! Но я хочу сам заработать тройку или пятерку. Очень рано в душе мальчика пробудилась мечта о героическом подвиге – благородная, бескорыстная мечта. Однажды Евгений подарил Гене на день его рождения книгу Николая Островского «Как закалялась сталь». Книга Островского захватила Геню так, как, пожалуй, до этого не захватила ни одна из других. Быть таким, как Павка Корчагин! Вот о чем мечтал Геня, прочитав книгу. Быть таким же упорным, смелым и сильным. К началу войны Геня был учащимся средней школы, комсомольцем, успешно учился, отличался общительностью и любознательностью, увлекался техникой, вступил в члены краснодарского автомотоклуба Осоавиахима, получил права шофера – механика. Здесь, в клубе Осоавиахима, получил первые военные и жизненные уроки, которые потом пригодились ему в суровых партизанских походах и боях. Большое влияние на нравственное воспитание Гения и его идейных убеждений оказал его старший брат Евгений. Однажды в ноябре 1941 старший брат Евгений пришел домой и начал разговор с отцом: «У нас на комбинате сколачивается партизанский отряд. В него входят мои друзья. Многих из них ты хорошо знаешь: Ветлугин, Литвинов, Янукевич, Сафронов, Слащев. Меня выбирают начальником штаба. А тебя просят быть командиром». Отец согласился. К этому времени Геня учится в 9-ом классе СШ №8, и до призыва в Красную армию надо ждать по крайней мере год, бесконечный долгий год. Сколько раз он хотел уйти в армию! Он собирался даже убежать к партизанам на Украину. И вдруг его зовут в партизанский отряд, и, быть может, через несколько дней он уйдет в горы вместе с отцом, матерью, братом и будет бить немцев. Мечта Гени сбылась!»
Исследовательская работа «Партизанское движение отряда «Бати» Автор Гома София. «Большую роль в Великой Отечественной войне сыграла всенародная борьба советских людей в тылу врага, особенно партизанское движение. В период оккупации Кубани на ее территории действовали 86 партизанских и подпольных групп .Около 7 тысяч кубанцев ушли в партизаны. Деятельностью партизанских отрядов на Кубани руководил Штаб партизанского движения во главе с Петром Селезневым. Петр Карпович Игнатов, имевший подпольный позывной «Батя», был командиром необычного партизанского отряда: он состоял преимущественно из научных работников исследовательского института при заводе «Главмаргарин» в Краснодаре , а также из инженеров самого завода. К началу войны Игнатову исполнилось 58 лет, и он занимал пост директора Краснодарского химико-технологического института. Рядом с Петром Карповичем сражались два его сына и жена, которая была в отряде врачом. Петр Карпович Игнатов, имевший подпольный позывной «Батя», был командиром необычного партизанского отряда: он состоял преимущественно из научных работников исследовательского института при заводе «Главмаргарин» в Краснодаре , а также из инженеров самого завода. - Все вместе взятые партизанские отряды Кубани не сделали и половины того, что совершило подразделение Бати.
- На момент освобождения Кубани от фашистов партизанам Петра Игнатова удалось уничтожить:
- 8 тысяч немецких солдат
- 2 железнодорожных и 6 шоссейных мостов
- 16 паровозов ,392 вагона воинских эшелонов
- более 40 танков, танкеток и бронемашин
- 36 тяжелых орудий, свыше 100 пушек и минометов
- 113 автомашин , свыше 100 мотоциклов
- 1 самолет
- При этом за время своего существования отряд потерял только 5 своих бойцов :трое партизан погибли в бою и двое были казнены фашистами.
- Все это делает отряд Бати самым результативным во Второй мировой войне.
Исследовательская работа «Подвиг братьев» Автор Христинченко Арсений.
«Ни один день сидел Евгений с партизанами, проверяя каждую схему, каждый расчёт. Наконец мина была сконструирована. Это «волчий фугас», сочетание тола и противотанковой гранаты. В ней не было никаких веревочек. И ее должен был рвать не минер, а сам паровоз. Речь же шла о первой на Кубани минной железнодорожной диверсии. Появилось сообщение, что фашисты готовят большое наступление в районе Новороссийска. 10 октября 1942 года предстояла ответственная операция : установить мину на железной дороге Краснодар - Новороссийск. Всё было готово: схема «волчьего фугаса» ещё раз выверена, обязанности заранее и точно распределены.Евгений мечтал сам заложить первую мину и увидеть, как впервые на Кубани взлетит на воздух фашистский поезд.Двигались они медленно, осторожно. Дороги переходили, шагая в один след, задом наперед, чтобы сбить с толку тех, кто завтра утром обнаружит их следы. Двое суток разведчики сидели на высоких деревьях, лежали в кустах, прятались в ямках, следя за шоссе, за движением автомашин и дозоров по дороге, за железнодорожным полотном. Они должны были знать буквально все...Разведчики, сменяясь, наблюдали, слушали, записывали. Наконец 10 октября наблюдения были закончены, Автомашины шли днем, поезда проходили четвертый километр в восемь часов утра и в четыре часа вечера. Собранные, подтянутые, молчаливые все отправились закладывать мины. Группа прикрытия ушла в кусты. Заняли свои места дозоры. Минеры приступили к работе.Через час должны были всё закончить…Мина на полотне была почти готова. Оставалось только выдернуть последнюю шпильку у предохранителя. Но это должен был сделать один минер, когда все отойдут в степь. И в эту минуту возник еле слышный в ночи звук. С каждой секундой шум становился отчетливее и яснее. Звуки множились, нарастали. Вскоре стало ясно слышно… Один за другим раздались два взрыва. И тотчас же со страшным, оглушительным грохотом взорвался «волчий фугас». Вагоны взлетели выше тополей, а уцелевшие полезли один на другой, треща, рассыпались на части. На воздух взлетел броневик на шоссе. Объезжая его, ярко вспыхнул фарами и тут же взорвался второй. Мины корежили машины, разбрасывали искалеченные трупы немецких автоматчиков.Евгений и Геннадий погибли на глазах у своего отца. Горе так закружило его, что он забыл обо всем и только ползал по насыпи, собирал останки детей и плакал, плакал, плакал. Партизаны- разведчики установили, что немцев погибло более 500 человек, да еще искалечено не менее 300.Скоро в отмщение за гибель двух доблестных братьев Игнатовых был взорван второй немецкий эшелон. Теперь было уничтожено 650 немцев. Переполох у фашистов был неслыханный. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)»
Описание форм и методов работы В проекте использованы поисковый и исследовательский методы, игровая, творческая деятельность учащихся. Групповая и индивидуальная форма работы с использованием ИКТ. Полученные результаты. В ходе работы над проектом учащиеся 3-в класса существенно обогатили свои знания о подвиге братьев Игнатовых, их партизанской деятельности, о семье Игнатовых в целом, соприкоснулись с фактами из жизни земляков-героев ВОВ. Совершенствовали навыки самостоятельной исследовательской деятельности, работы с ИКТ. Научились обрабатывать данные социологического опроса и выявлять проблему на основе его результатов, работать с информацией, сотрудничать со взрослыми людьми,защищать проект перед неизвестной аудиторией преподавателей и перед своими сверстниками, совместно-группой создавать продукт деятельности. Планируемые отсроченные результаты. В дальнейшей работе над социально-патриотическими проектами у учащихся повысится уровень самостоятельности,патриотизма. Сформированные, в ходе групповой работы, коммуникативные компетенции позволят учащимся стать организаторами и активными участниками новых проектов. 3.Заключение. Наша страна переживает переломные времена. В такие моменты истории люди испытывают особую потребность в духовных опорах, которые они ищут, обращаясь к опыту предков, к их героическим боевым и трудовым традициям. Поэтому, работа над проектом для нас стала важна, чтобы понять, как события прошлого могут отразиться в настоящем. По окончанию проекта можно сказать, что учащиеся расширили свои знания о партизанском движении на Кубани, узнали много неизвестного для себя о подвиге Евгения и Геннадия, соприкоснулись непосредственно с документами, вещами из военного прошлого ,побывав в Музее-квартире семьи Игнатовых, ощутили ,прочувствовали героический подвиг братьев на основе биографических произведений Петра Карповича Игнатова . В результате проведения этого проекта обучающиеся заинтересовались историей родного края, проявили чувства патриотизма и гордости за Родину, повысили свой личный статус. Продуктом проектной деятельности является книга-альбом и памятка для учащихся начальной школы.Создание книги-альбома имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут обучающимся при подготовке заданий по кубановедению. В ходе реализации проекта участники проекта прикоснулись к прошлому, смогли проанализировать настоящее. Узнали интересные страницы своего города, а ведь именно в этом состоит социально-исследовательская значимость проекта. Участие в работе над созданием книги- альбома по истории родного города привело к эмоциональному сплочению учащихся, появлению мотивации к изучению героического прошлого нашей малой Родины. В преддверии празднования 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне и объявлением 2020 года- годом Памяти и Славы, считаем наиболее актуальным и значимым этот социально-патриотический проект .Участники проекта участвовали на мероприятии библиотеке бр.Игнатовых в викторине " Прочти книгу о войне - стань ближе к подвигу", в течение учебного года читали художественную литературу о героях Великой Отечественной войны, о подвигах советских людей, об исторических событиях с целью осознания значимости Победы для страны, формирования личной оценки подвигов героев. Читая книги о войне: «Записки партизана», «Голубые солдаты», «В предгорьях Кавказа», «Братья- герои»,»Тропами партизанской славы» , ребята проникались их содержанием, воспринимали героев как близких себе людей, а их переживания - как свои собственные. Читательский опыт помогает сердцу и душе не ожесточиться и не вступать на путь войны. Работали с различными источниками, чтобы собрать материал о войне и рассказать его своим сверстникам и младшим школьникам, подготовили серию презентаций, посвященных Великой Победы. Выполняли разные задания, которые были направлены на развитие творческих способностей в формировании коллективных работ. В ходе проекта у учащихся формировался интерес к истории своей страны, города, народа, чувство гордости за её героев, уважение памяти к погибшим. Учащиеся смогли соприкоснуться с настоящей правдой жизни военного времени 1941-1945 г. Ребята осознали важность праздника -Дня Победы в жизни российского человека.Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Проведенная работа, помогла нам понять всю актуальность и важность проблемы нравственного воспитания школьников, активизировать работу по гражданско- патриотическому воспитанию. В настоящее время возрождается интерес к своей малой Родине, к своим корням и судьбам ушедших. Данный социально-патриотический проект «Имя Героя.Братья Игнатовы» позволил нам понять, что они нужны не только старшему поколению, но и нам – детям – тем, кому передаётся эстафета истории. Спустя 75 лет сначала ВОВ, мы узнаём всё новые и новые фамилии, отдавших свою жизнь за Родину. Их подвиг не забыт! Сегодня мы даем подвигу имя – имя Братьев Игнатовых.
|