Мастер - класс по теме " Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
методическая разработка

Рассмотрение методических приемов по формированию универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_formirovaniyu_uud.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Общеобразовательное учреждение

                           МБОУ Школа №106

                           г. Нижний Новгород

                         Мастер-класс по теме

 «Формирование

      коммуникативных  

                      универсальных

                                    учебных действий»

                                                                   Учитель  начальных классов:

                                                                                        Блинова С.С.

                              2018-  2019г.

                                   г. Нижний Новгород

               

        В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

         Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со  взрослыми и сверстниками,  стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

 Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

         Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих  уроках .

Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Чтобы установить контакт  и настрой на совместную работу, я использую методический приём:  

- «Разминка пальчиков».

Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим: «Желаю (большой), успеха (указательный ), большого, во всём и везде. Здравствуй ( вся ладонь).  Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.

-  «Дуэль».

У каждого по 2 карточки с глаголами, к доске выходит одна пара и проводит «дуэль».     Один ученик называет глагол, а второй должен отбить удар, назвать форму глагола,  определить  у этого глагола время, число, лицо или род.

Если ответ дан  неверно, то счёт становится 1:0, затем  второй игрок называет глагол со своей карточки.

Теперь проведут «дуэли» все пары.  Поднимите руки у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2, 0:3. ( На данном этапе урока можно выяснить в чём были допущены ошибки)

Методический приём «Дуэль»   можно использовать   на уроках математики,   начиная с 1 класса при изучении состава чисел, таблиц сложения,  табличных случаев умножения и деления),

Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира  ( например, при изучении природных зон).

На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один учащийся называет слово, а другой определяет природную зону.

Цель групповой работы активное  включение  каждого  ученика  в процесс усвоения учебного материала.

       Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

В группе   повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся.

Разделение класса на группы - это важнейший момент в организации работы.

Принцип формирования групп может быть различным:

1.По выбору педагога.

Можно объединять  в группы учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а иногда, напротив, создавать равные по силе команды.

Слабым учащимся предлагаются задания базового уровня, а сильным- повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

2.Комплектование групп может быть по желанию:

 Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по ... человек.

Разделитесь на ... равные группы.

3.Случайным образом.  

Способы формирования такой группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом ,с помощью  «фантов»  и т. д.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться  дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой , либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

4.По определенному признаку:

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником.

Так,  можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз, по знакам зодиака, предпочтениям, увлечениям, любимым школьным предметам, и т.д.)

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые  редко взаимодействуют друг с другом, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

5. По выбору «лидера»:

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.

 Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В группе должны быть распределены роли. (таблицы на столах)

Командир группы

Заместитель командира группы

Секретарь

Генератор идей

Редактор, оформитель

-Организовать работу группы по выполнению группового задания

-Отобрать идеи, положенные в основу группового ответа

-Определить отвечающего от группы

- В отсутствие командира выполняет его обязанности

-Помогает командиру

-Фиксирует основные идеи во время группового обсуждения

- Представляет эти идеи как результат коллективной работы

-Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения

-Осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности и т.д.

-Предлагает различные  варианты решения проблемы

-Предлагает форму презентации группового задания

-Производит оформление рисунка, схемы, презентации и т.д.

 

-  «Мозговой штурм».

Правильно организованный мозговой штурм включает 4 этапа.

1.Постановка проблемы.  Распределение  ролей участников.

2.Генерация идей.

3.Группировка, отбор и оценка идей.

4.Представление модели решения. Это доклады, сообщения от разных групп

 Но необходимо периодически менять состав групп, чтобы у каждого человека был опыт коммуникации с разными людьми, также необходимо менять  и групповую роль. В роли секретаря, генератора идей редактора, командира группы или его заместителя должен побыть каждый ученик.

-  «Лови ошибку».

Объясняя материал,  учитель  намеренно допускает  ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом,   можно  даже  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.

 Можно ученикам  предложить роль учителя.

 Каждой группе раздаются тексты    со специально допущенными ошибками.   В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.

- «Талоны на выступление». 

Это могут быть  специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем  учащимся  (по 1-2-3 штуки). Каждый талон даёт право на 1 выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего  или учащиеся кладут на середину парты. Когда закончились все талоны, выступать больше нельзя. Этот приём с талонами можно использовать  при любых  видах обсуждения.

-  «Карусель».

Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного  задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ.

 Этот метод  вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.

- « ПОПС формулу».

П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) -     я считаю, что….

О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод    -      ….потому, что…..

                                 в поддержку вашей позиции)

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)    -     …. например….

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв        -     ….поэтому….

                         к принятию вашей позиции)

Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя  ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ  в чёткой форме.  

Один из мудрецов сказал очень важные слова:

  «Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму» 

Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, продолжите предложения…..

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрёл…

я научился…

у меня получилось…

 я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

П - позиция

(в чём заключается ваша точка зрения) -     я считаю, что….

О - обоснование

 (на чём вы основываетесь, довод)     ….потому, что…..                             

П – пример (

(факты, иллюстрирующие ваш довод)    -     …. например….

С – следствие

 (вывод, что надо сделать, призыв  к принятию вашей позиции)

….поэтому…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса»

Рассматривается вопрос повышения успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными УУД....