Статья ЧТЕНИЕ - ОСНОВА УЧЕНИЯ
тест
В статье говорится о роли чтения в обучении и развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ – ОСНОВА УЧЕНИЯ
Мастранская О. Н.
В наше время больше внимания уделяется таким учебным предметам, как русский язык и математика. А литературному чтению посвящают меньше часов. Справедливо ли это?
Я считаю, что чтение – это основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам. Грамотное письмо связано с грамотным чтением. Грамотность предполагает культуру чтения и любовь к книге. Едва только ребенок переступает порог школы, книги становятся постоянными спутниками его жизни, Из года в год, из класса в класс их приходит все больше. Книги содержат в себе уже накопленные знания, без которых невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить поступки, научиться чему-то очень важному.
Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, журналами для наклеек и т. д. Конечно, кроме книги существуют и другие источники информации. Это телевизор, видео, компьютер. Значение и роль информационных технологий несомненно велика и очень значима, но все должно быть в меру. Нужно придерживаться главного принципа – не навреди! Телевидение, компьютер продолжает занимать значительное место в жизни детей и подростков. Для многих это и образование, и отдых, и развлечения. Но, посмотрим, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков:
• Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментным;
• Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и видеопрокате: детективам, триллерам, «ужасам», кинороманам;
• Происходит ухудшение грамотности школьников, педагоги бьют тревогу по поводу упрощения и огрубления речи учащихся, примитивных штампов, которыми часто полны их сочинения;
• Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара литературной классики, которая составляет значительную часть репертуара чтения детей и подростков.
В сложившемся положении вещей все же имеет место тот факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов и компьютерных программ.
Во-вторых, именно мы с вами, взрослые, стоим у истоков формирования такого человека, читателя, который привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы, прежде всего к книгам. А, как известно, любое дело, в том числе и привитие любви к чтению, принесет больше плодов, если оно вызывает интерес и понимание у самих детей. В таком случае юные читатели будут готовы к осознанному и необходимому им, самостоятельному чтению. Вот почему так важно знать, какие книги нужны нашим детям и что именно в них может быть интересно, доступно пониманию, и использовано для урока. Младшим школьникам наиболее близки познавательные и приключенческие книги, книги о животных, волшебные сказки, веселые стихи. Авторы: Пришвин М.М.; Житков Б.С.; Паустовский К.Г.; Бажов П.П.; Шварц В.Г.; Зощенко М.М.; Драгунский В.Ю., 5-6 классам – произведения Бунина И.А.; Куприна А.И.; Андреева Л.Н.; Грина А.С.; Толстого Л.Н.; Платонова А.П.; Алексина А.Г. и т.д., можно перечислять до бесконечности. Очень важно не только читать книги, их надо читать внимательно, отмечая и выписывая главное! Что же это даст детям? Прежде всего, у них развивается логическое мышление, повышается техника чтения, увеличивается словарный запас слов, развивается память, умение глубоко осмысливать все прочитанное.
(Осмысливать! – это значит, уметь отделить главное от второстепенного, уметь обобщить материал, вдуматься в него).
Существует такая проблема у ребят этого возраста: что-то запоминая, они не умеют себя проверить, разобраться в том, что они уже знают, а чего не заучили. Важно помочь детям понять, что качество знаний зависит не столько от того, как читают, а как запоминают. В этом наша задача. Постарайтесь посодействовать тому, чтобы ребенок читал дома книги, хотя бы час-полтора в день, и, по возможности, поинтересуйтесь, что ему больше всего запомнилось, пусть попытается вам рассказать.
И последнее. Море книг окружает школьника. Одни из них абсолютно нейтральны – в них нет ни для ума, ни для сердца. Другие – просто вредны. Очень требовательно и строго надо отбирать эти книги. Но основу семейной библиотеки должны составлять фундаментальные издания – это энциклопедии, словари, справочники. Эти книги в любом возрасте необходимы вашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение - лучшее учение
Статья к родительскому собранию в 1 - 2 классах...
Чтение - лучшее учение
« День без книги - потерянный день» - гласит народная мудрость. «Чтение - вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бег...
Чтение - лучшее учение
Приохотить детей к чтению, с детства вызвать и развивать глубокий интерес к книге, добиться того, чтобы человек уже с подросткового возраста считал неполноценным тот день, в который он не прочитал хот...
Чтение - лучшее учение
Тема: Чтение – лучшее чтение»Цели: в игровой форме обобщить знания детей, полученные на уроках литературного чтения; расширять читательский кругозор; воспитывать интерес к чтению.Ученики произносят по...
Чтение-лучшее учение
Цели: в игровой форме обобщить знания детей, полученные на уроках литературного чтения; расширять читательский кругозор; воспитывать интерес к чтению.Ученики произносят по одной пословице, (Презентаци...
Научная статья ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕЙ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: В статье раскрываются способы формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы с помощью программы дополнительного образования «Английский для всех». Пр...
Игра как основа учения в начальной школе.
В статье рассказывается об игровых формах работы на уроках математики в начальной школе....