Экологическое воспитание младших школьников.
классный час (2 класс)
Экологическое воспитание – важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.
- Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
- Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
- Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
- Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
- Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?
Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.
- Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.
Формы работы могут быть самыми разнообразными.
Формы работы.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно ценностное общение.
- Туристско – краеведческая деятельность.
- Фенологические наблюдения.
- Проектная деятельность.
- Экологические чтения.
- Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
- Художественное творчество.
Педагог предлагает детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.
- Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше. Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.
- В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.
Литература.
- Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
- В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
- Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_statya_1.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.
- Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
- Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
- Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
- Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
- Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?
Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.
- Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.
Формы работы могут быть самыми разнообразными.
Формы работы.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно ценностное общение.
- Туристско – краеведческая деятельность.
- Фенологические наблюдения.
- Проектная деятельность.
- Экологические чтения.
- Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
- Художественное творчество.
Педагог предлагает детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.
- Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше. Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.
- В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.
Литература.
- Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
- В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
- Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....