Весёлая Масленица.
классный час (2 класс)

Разработка классного часа "Весёлая Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

Темы: Весёлая Масленница.

Кл руководитель: Сыворотко В.Б.

Цели: познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям.

Оборудование: блины для угощения, маленький макет чучела Масленицы, мартенички.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)

- Раньше прощались с зимой на Руси веселым праздником - Масленицей. В народе говорили: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает». В этот праздник устраивали игры, водили хороводы. А Масленицу звали, приглашали.

1-й ученик.

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2-й ученик.

Уж ты, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра.

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

3-й ученик.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й ученик.

Дорогая гостья Масленица,

Авдотышка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

- Длилось это развеселое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей.)

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

А с чем пришла ты, Масленица?

Первый день, понедельник, - встреча. В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в тряпичный наряд, усаживают на почетное место.

Вторник - заигрыш: катаются на санках, играют в снежки, украшают дома.

- Давайте и мы с вами поиграем. Повторяйте за мной слова и выполняйте движения.

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они не ели, они не спали

И не скучали никогда!

Среда - лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:

Месяц ты, месяц,

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбушке.

Будет моя квашенка полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Четверг - разгуляй, широкий четверток. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.

Пятница - зимние посиделки? или тещины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости, игры.

Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют. В Масленую неделю полагалось:

Есть -до икоты,

Орать - до хрипоты,

Петь - до надсаду,

Плясать-до упаду!

Воскресенье - прощеный день. Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью.

- Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощенья.

Тинка, тинка, подай блинка,

Оладышка-подзабавышка,

Масленица, не скупися,

Масленым блином поделися.

 

А ну, ребята, кто блинов наелся,

Силы набрался,

Выходи, покажи, похвалися,

Силушкой померяйся!

Силовые забавы

Конкурс 1. Достань приз

Участвуют два человека. На пол положить ковер 2x3 м. С одной стороны - участники, с противоположной - приз. По команде мальчики ползут к призу по-пластунски. Побеждает взявший приз первым.

Конкурс 2. Перетягивание каната

Конкурс 3. Толкание (в народе - кулачный бой, «кулачки»)

Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Молодцы, удальцы!

Силушку показали,

Покажите разум!

Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять.

Когда убирать, когда грибы-ягоды собирать?!

Дети перечисляют народные приметы о Масленице:

Ненастье в воскресенье перед Масленой - к урожаю грибов.

Если на Масленой неделе идет снег - будет хороший урожай гречихи.

- А еще в Масленицу дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

Нам наскучила зима!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи, весна, с солнышком!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи, весна, с радостью!

Прощай, прощай, Масленица!

Приходи с великой милостью!

Прощай, прощай, Масленица!

(Слова «Прощай, прощай. Масленица!» говорят хором.)

- Ребята, чтобы весна пришла зиме на смену, надо ее покликать! Давайте хором произнесем слова (слова можно записать на доске и прочитать хором):

Жучик, крючик, паучок,

Прилети к нам, куличок.

Биту, виту, виту-лай.

Принеси весну в наш край!

- В конце гуляний чучело Масленицы сжигали. Для этого устраивали за деревней огромный костер из сухих веток и соломы. Чучело привозили к костру на санях, а затем торжественно приносили к месту сожжения. Сжигали чучело, приговаривая:

У нас такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра

Весна - девица-краса -

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила.

В свои права, весна, вступай,

Природой править начинай!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды.

Зимние морозы, неудачи, слезы, -

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Загорись, моя лучина, улетай, зима-кручина!

Масленица, загорись, огненная, всполыхнись!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся.

Масленица загорела. Всему миру надоела!

Обманула, провела, годика не прожила!

До поста довела!

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на пост!

Весело гуляла, песни играла.

Физкультминутка

Весна - начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки семян. Сначала ее вскапывают лопатами - как, покажите. (Ребята показывают.) А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают, как сорную траву вырывают? Проведем игру «Здравствуй, дедушка Мазай». Посчитаемся, кто будет Мазаем:

Делом нужным занят грач,

Ходит полем, словно врач,

Лечит пашни и поля.

- Где болит, скажи, земля.

Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

- Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

- Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!

Посовещавшись, ребята пантомимически изображают один из

весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Театр Валенок

(Этот сюрприз могут подготовить двое детей или взрослых. Один человек надевает на руки (по локоть) юбочку и валенки, другой - штаны и валенки. Валенки лучше брать детские, чтобы не спадали. Под музыку эта «парочка» появляется в закрытой ширме.) Танец со стороны может выглядеть так:

- болтают «ногами»;

- два шага влево, два - вправо (приставные);

- закидывают «ногу на ногу», болтая той, что сверху, «ноги» меняют местами одновременно;

- стучат пяткой по носку, одновременно меняя «ногу»;

- в конце танца ведущие поднимают руки вверх, как будто танцоры падают на спину, задрав ноги, и быстро исчезают в ширме.

Загадки

Белый Тихон с неба спихан.

Где пробегает - ковер расстилает. (Снег.)

 

Была белая да седая,

А пришла зеленая, молодая. (Зима и весна.)

 

Всю зиму лежал,

А весной в реку убежал. (Снег.)

 

В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь.)

 

Чист и ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает.

Он от матери рожден,

Сам ее рождает. (Лед.)

 

У наших у ворот

Рассыпался горох.

Ни лопатой не сгрести,

Ни метелкой не смести. (Звезды на небе.)

 

Выше леса, краше света,

Без огня горит. (Солнце.)

 

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

 

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

 

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин.)

 

Не живое, а дышит. (Тесто.)

 

Дам поесть - ворчит,

Ничего не дам - молчит. (Сковорода.)

Учитель.

Да! Чуть было не забыла...

На Руси законом было

Щедро зиму провожать.

Всех блинами угощать! (Все угощаются блинами. Исполняется русская народная песня «Блины».)

Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

В кадке новой растворили, два часа блины ходили.

Припев.

Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица

Припев.

Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.

Припев.

На поднос она кладет и к столу сама несет.

Припев.

Гости, будьте же здоровы - вот блины наши готовы!

Припев.

Блины, блины, блины,

Только что испечены,

С пыла, с жара –

Гривенник пара.

Блинчики, блинчики,

Блинчики-оладушки,

Кушайте, кушайте.

Кушайте, ребятушки!

Подведение итогов

- Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?



Предварительный просмотр:

Предмет: математика 2 класс

Учитель: Сыворотко В.Б.

Тема: «В гостях у Масленицы».

Цели: актуализация знаний о делении, как действии обратном умножению; формирование умений увеличивать числа вдвое и уменьшать числа вдвое, находить половину числа и число по его половине; различать операции «увеличить на 2», «увеличить в 2 раза», «уменьшить на 2», «уменьшить в 2 раза»; закрепление умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи; закрепление умений вычислять произведения чисел с помощью сложения и отрабатывать вычислительные навыки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выступление детей.

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

Люди! Велено до вас

Довести такой указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой Зимой.

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник.

Спешите видеть, спешите смотреть,

Спешите на праздник к нам успеть.

  1. Слово учителя.

Масленица – самый веселый праздник на стыке зимы и весны. Происхождение этого праздника затерялось в глубокой древности, но отмечался он всеми славянскими народами и связан с проводами зимы.

На Масленицу устраивали различные игры и забавы, а ещё на празднике веселили народ шуты и скоморохи.

На Масленицу пекли и ели блины – круглые, горячие и золотистые. Они символизировали собой солнце.

Сегодня на уроке математики у нас в гостях Масленица. Она нам будет предлагать различные задания, которые помогут нам в изучении таблицы умножения. Мы будем устно считать, заменять произведение чисел суммой одинаковых слагаемых и находить их значения, решать задачи различного типа.

За правильные ответы вы будите получать жетончики, которые обменяете на блины.

  1. Устный счет.

Работа с карточками. «Найти половину блина от его целой части.»

32, 24, 30, 25, 36, 28, 34, 27, 26.

(16, 12, 15, … 18, 14, 17, … 13)

– Почему не всем блинам нашли мы их половинки?

(25 и 27 – нечётные числа, поэтому они не делятся на 2.)

5. Работа в тетрадях.

Следующее задание: собери «семейку» блинов. У нас целые блины и их половинки. Нужно соединить их так, чтобы числа, изображенные на блинах, были связаны между собой умножением.

Половинки: 3, 6, 4, 2, 8. Целые: 12, 24, 18.

(6  2 = 12 3  4 = 12 8  3 = 24 6 4 = 24 6  3 = 18)

– А как ещё можно получить произведение 18? (9 2)

– Теперь к каждому произведению составить выражения на деление, связанные с данными произведениями.

– Кто в игре здесь отличится?

Кто в борьбе не осрамится?

Счёт «цепочкой».

Каждому ряду предлагается своё задание. Взбираемся по столбу, записываем ответы на доске и в тетрадях, а потом проверяем. Дети показывают ответ на карточках.

Подведение итога.

6. Физкультминутка. Музыкальная

7. Решение задач.

Теперь к нам в гости пожаловали Авдотья, Марья, Дарья и Прасковья.

Авдотья напекла к празднику 30 блинов, Дарья на 2 блина больше, а Марья вдвое больше, чем Авдотья. Прасковья на 2 блина меньше, чем Авдотья. Сколько блинов напекла каждая к празднику?

– Выбор схемы, вычерчивание её в тетради. (Работа по рядам. Iряд – решает задачу про Марью, II ряд – про Дарью, III ряд – про Прасковью.)

Блины бабушки пекли для своих внуков. У Авдотьи 3 внука, у Дарьи – 4, у Прасковьи – 6. А сколько внуков у Марьи – мы узнаем позже, когда решим ещё одну задачу.

Сколько блинов получил каждый внук у своей бабушки?

– Самостоятельное вычерчивание схем учащимися. Работа по рядам.

– А теперь узнаем, сколько внуков у Марьи, если каждому она дала по 7 блинов?

– Вычерчивание схемы и решение задачи.

Проверка выполненной работы.

8. Самостоятельная работа.

– А вот, чтоб всем было весело

Конкурс на равновесие!

Сравнение выражений. Работа по вариантам.

I вариантII вариант. I ряд

 ∙ 2 = 50  ∙ 30 < 30  ∙ 2 = 30  ∙ 40 < 40 0 + 25 * 20 19 ∙ 1 * 20

15 ∙  < 20 40 ∙  = 40 18 ∙  < 30 50 ∙  = 50 3 ∙ 6 * 20 0 ∙ 20 * 20

17 ∙ 2 >  0 + 40 >  15 ∙ 2 >  40 – 0 >  4 ∙ 5 * 20 20 ∙ 1 * 20

Учитель:

У нас такой обычай есть: нужно Масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра Весна – девица-краса

Всей душою ощутила, к нам на праздник поспешила.

– Мы нашу Масленицу сжигать не будем, а в это воскресенье вы пойдёте на проводы Зимы вместе с родителями, и на площади будет проходить праздник Масленицы. Там и пройдет сжигание Масленицы.

9. Итог урока.

Ребята обменивают жетоны на настоящие блины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Весёлая масленица"для учащихся 3-4 классов

При по дготовки праздника использовались материалы  сборника "Устное народное творчество" и стихи собственного сочинения. Активное участие  при подготовке и проведении  праздника приним...

Сценарий праздника "Весёлая масленица"

Сценарий обрядового праздника "Весёлая масленица"....

Внеклассное мероприятие "Весёлая Масленица"

ознакомление с истоками культурных традиций русского народа, развитие творческих способностей детей, воспитание чувства гордости за свой народ, а также интереса к истории русского народа....

"Весёлая масленица"

Масленица - один из любимых в народе праздников. Масленица – это веселье, катание с гор, а также неделя обжорства, ведь после праздника начинается Великий пост, который продолжается 40 дней. Наша стра...

Сценарий праздника "Весёлая Масленица"

Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой.Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом.Способствовать всестороннему, гармоническому, физическ...

Встреча весёлой Масленицы.

Задачи:расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках через знакомство с праздником «Масленица»;развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;способствовать развитию и...

Праздник "Весёлая масленица"

Ознакомление детей с традиционным народным праздником Руси «Масленица».Знакомство с праздничными забавами, фольклорными играми....