Взаимодействие школы и родителей
статья (2 класс)
Взаимодействие школы и родителей - главный механизм в развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие школы и родителей | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и родителей
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
информационная.
воспитательно-развивающая,
формирующая.
охранно-оздоровительная,
контролирующая,
бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
* активное участие родителей в воспитании детей.
Формы работы с родителями.
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
3. Участие родителей в управлении школой.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями.
Отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств, взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
Но реального побуждения детей к проявлению самостоятельности, выявлению внутренних резервов, обеспечивающих более высокий уровень освоения учебной программы, не осуществляется подавляющей частью родителей. Они продолжают общаться даже со старшеклассниками как с маленькими детьми, которым постоянно нужна поддержка более ответственного человека.
Выходит, что главной проблемой семьи в настоящее время является неэффективная система формирования настоящей самостоятельности у детей, начиная с раннего возраста. Не воспитываются чувство долга, ответственности, которые требуется выработать уже к 11–12 годам. Поэтому в 15–16 лет родители продолжают детям помогать в том, с чем те сами могут справиться. В результате исчезает даже та внешняя необходимость, которая, рождая внутреннее желание реализовать индивидуальные задатки, ведет к возникновению ориентаций на саморазвитие в учебной и вне учебной деятельности
Эффективность процесса выработки ориентаций учащихся на саморазвитие во многом определяется тем, насколько удается родителям и учителям поставить перед современным поколением те цели учебной деятельности, которые обеспечивают успешную адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира.
Следовательно, цели учебы в школе должны быть связанными с овладением навыками самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания. Все эти качества объединяются единым понятием — саморазвитие во всех видах жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"
Программа детско-родительских отношений...
Социально-педагогический проект по работе с родителями "Взаимодействие школы и родителей в обучении воспитании младших школьников"
Цель проекта: Формирование основ родительской компетенции....
Презентация по теме: "Основные направления взаимодействия школы с родителями"
Презентация по теме:"Основные направления взаимодействия школы с родителями"...
Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.
Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах....
Анкета. Культура взаимодействия школы и родителей
Мнение родителей об организации образовательного процесса в школе. ...
Взаимодействие школы с родителями одарённых детей.
Сегодня вопрос взаимодействия семьи и школы очень актуален. Ведь многих родителей сейчас больше беспокоит экономическое благополучие, и дома они часто обсуждают денежные проблемы, все чаще уклоняясь о...