Сценарий новогоднего праздника в первом классе (по мотивам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)
статья (1 класс)

Каширская Ольга Трофимовна
Сценарий опубликован в журнале "Начальная школа" https://n-shkola.ru/articles/view/102
 
Цель: содействие формированию духовной культуры личности обучающихся через освоение и исполнение одного из лучших образцов классической детской литературы.
Задачи: 
развитие познавательных интересов и способностей, 
творческого потенциала, 
гражданско-патриотическое воспитание детей,
сплочение коллектива, 
воспитание эмоционально-ценностного отношения к своим сверстникам, к школе, стране.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий новогоднего праздника в первом классе

(по мотивам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)

Цель: содействие формированию духовной культуры личности обучающихся через освоение и исполнение одного из лучших образцов классической детской литературы.

Задачи:

  • развитие познавательных интересов и способностей,
  • творческого потенциала,
  • гражданско-патриотическое воспитание детей,
  • сплочение коллектива,
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к своим сверстникам, к школе, стране.

Действующие лица (обучающиеся первого класса): Заяц.
                                                                                        Две белки (можно больше).
                                                                                       Падчерица.
                                                                                       12 месяцев.

                                                                                        Снежинки.

При распределении ролей учитель может использовать разные варианты, например, "звёздный". Это когда основные роли поручаются более успешным обучающимся. Текст будет прочитан «без запинок», с правильно расставленными интонациями! Успех обеспечен! Здорово, но, по-моему, не интересно. Правильнее - поручить роли детям, находящимся в развитии своих способностей в запоминании и декламации текстов. Именно тем обучающимся, которые робеют при выходе к доске, при ответах с места. И пусть во время "театрального действа" пока рядом с ними будет "суфлёр", они всё равно почувствуют поддержку зрителей, и, конечно-же, к ним придёт радость успеха.

Ход праздника:

Класс украшен по-новогоднему празднично. Дополнительно к спектаклю изготовлены декорации: деревья, кустарники, усыпанные «снегом». Представление может получить в полном смысле более праздничное звучание. Для этого достаточно создать фонограмму спектакля. (Интернет предоставляет множество фонотек. Нам понадобится шум ветра, треск горящего костра, щебет птиц, звон ручья. Мы включили в финальную часть праздника "Адажио" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик".) Конечно же, понадобится звукооператор. Им может стать кто-то из родителей или приглашённых старшеклассников.  

На полянке прыгают белки. Выскакивает 3аяц.
Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно. От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать! 
Первая Белка. Давай, заяц. Кому первому гореть? 
Заяц. Кому выпадет. Считаться будем. 
Вторая Белка. Считаться, так считаться! 
                          Косой, косой, 
                          Не ходи босой, 
                          А ходи обутый, 
                          Лапочки закутай. 
                          Если будешь ты обут, 
                          Волки зайца не найдут, 
                          Не найдёт тебя медведь. 
                          Выходи - тебе гореть! 
Заяц (становится впереди. За ним - две Белки). Гори, гори ясно, 
                                                                                  Чтобы не погасло. 
                                                                                  Глянь на небо - 
                                                                                  Птички летят, 
                                                                                  Колокольчики звенят! 
Первая Белка. Лови, заяц! 
Вторая Белка. Не догонишь! Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц - за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней простенькая одежда и обувь. В руках у неё большая корзина. Девочка останавливается между деревьями и с удивлением смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево (точнее на заранее установленные за декоративными деревьями стулья). 
Заяц.  Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю. 
Первая Белка. А ты, заяц, прыгни, прыгни! 
Вторая Белка. Подскочи, подскочи! 
Первая Белка. Хвостом махни - и на ветку! 
Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно). Да у меня хвост… короткий... Белки смеются. Девочка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на неё и прячутся. 
Падчерица (вытирая слезы рукавицей). Ох, не могу! До чего смешно! На морозе жарко стало. Хвост, говорит, у меня короткий. Так и говорит. Не слыхала бы своими ушами - не поверила бы! (Смеётся.) 

В это время за спиной Падчерицы актёры-месяцы устанавливают "костёр"; устраиваются вокруг него. Слышен шум жарко пылающего костра. Девушка оборачивается и с удивлением видит перед собой небольшую поляну, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать. 

     Здесь у Маршака подробно описан внешний облик братьев-месяцев.

Старики, пожилые, совсем юноши. Ну и одеяния расписаны подробно...

Наши братья-месяцы все до одного - первоклашки (т.е. нет ни "стариков", ни "совсем юношей"). Костюмы придуманы и созданы дома вместе с родителями, братьями, сёстрами... Для большей наглядности на головах ребят бумажные венцы с надписями: Декабрь, Март, Июль...).

Падчерица останавливается между двух ёлок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чем говорят стоящие у костра. 
Январь (бросая в огонь охапку хвороста). Гори, гори ярче - 
                                                                        Лето будет жарче, 
                                                                        А зима теплее, 
                                                                        А весна милее. 
Все месяцы. Гори, гори ясно, 
                      Чтобы не погасло! 
Июнь.
 Гори, гори с треском! 
           Пусть по перелескам, 
           Где сугробы лягут, 
           Будет больше ягод. 
Май.
 Пусть несут в колоду 
         Пчелы больше мёду. 
Июль.
 Пусть в полях пшеница 
           Густо колосится. 
Все месяцы. Гори, гори ясно, 
                      Чтобы не погасло! 
Падчерица сначала не решается выйти на поляну, потом, набравшись смелости, медленно выходит из-за деревьев. Двенадцать братьев, замолчав, поворачиваются к ней. 
Падчерица (поклонившись). Добрый вечер. 
Январь. И тебе вечер добрый. 
Падчерица. Если не помешаю я вашей беседе, позвольте мне у костра погреться. 
Январь (братьям). Ну, как, братья, по-вашему, позволим или нет? 
Февраль (качая головой). Не бывало ещё такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме нас, у этого костра сидел. 
Апрель. Не бывать-то не бывало. Это правда. Да уж если пришёл кто на огонёк наш, так пусть греется. 
Май. Пусть греется. От этого жару в костре не убавится. 
Декабрь. Ну, подходи, красавица, подходи, да смотри, как бы не сгореть тебе. Видишь, костёр у нас какой - так и пышет. 
Падчерица. Спасибо. Я близко не подойду. Я в сторонке стану (Подходит к огню, стараясь никого не задеть и не толкнуть, и греет руки). Хорошо-то как! До чего огонь у вас лёгкий да жаркий! До самого сердца тепло стало. Отогрелась я. Спасибо вам. Недолгое молчание. Слышно только, как трещит костёр. 
Январь. А что это у тебя в руках, девушка? Корзинка никак? За шишками ты, что ли, пришла под самый Новый год, да еще в такую метелицу? 
Февраль. Лесу тоже отдохнуть надо - не все же его обирать! 
Падчерица. Не по своей воле я пришла и не за шишками. 
Август (усмехаясь). Так уж, не за грибами ли? 
Падчерица. Не за грибами, а за цветами... Прислала меня мачеха за подснежниками. 
Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц). Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай! (Все смеются.) 
Падчерица. Я бы и сама посмеялась, да не до смеху мне. Не велела мне мачеха без подснежников домой возвращаться. 
Февраль. На что же ей среди зимы подснежники понадобились? 
Падчерица. Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Вот меня и послали в лес. 
Январь. Плохо твоё дело, голубушка! Не время теперь для подснежников, - надо Апреля-месяца ждать. 
Падчерица. Я и сама знаю. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам за тепло и за привет. Если помешала, не гневайтесь... (Берет свою корзинку и медленно идёт к деревьям.) 
Апрель. Погоди, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему.) Братец Январь, уступи мне на час свое место. 
Январь. Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта. 
Март. Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль? 
Февраль. Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду. 
Январь. Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом.)
              Не трещите, морозы,
              В заповедном бору,
              У сосны, у берёзы
              Не грызите кору!
              Полно вам воронье
              Замораживать,
              Человечье жилье
              Выхолаживать! (В лесу становится тихо. Метель улеглась) Ну, теперь твой черед, братец Февраль! (Передаёт свой посох Февралю.)
Февраль (ударяет посохом о землю). Ветры, бури, ураганы,
                                                                Дуйте что есть мочи.
                                                                Вихри, вьюги и бураны,
                                                                Разыграйтесь к ночи!
                                                                В облаках трубите громко,
                                                                Вейтесь над землёю.
                                                                Пусть бежит в полях позёмка
                                                                Белою змеёю! (В ветвях гудит ветер)

Февраль. Теперь твой черед, братец Март! 
Март (берет посох). Снег теперь уже не тот, 
                                     - Потемнел он в поле.
                                     На озёрах треснул лёд,
                                     Будто раскололи.
                                     Облака бегут быстрей.
                                     Небо стало выше.
                                     Зачирикал воробей
                                     Веселей на крыше.
                                     Все чернее с каждым днём
                                     Стежки и дорожки,
                                     И на вербах серебром
                                     Светятся серёжки. (Начинается капель)

Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель! 
Апрель (берет посох и говорит звонко, радостно). Разбегайтесь, ручьи,
                                                                                       Растекайтесь, лужи.
                                                                                       Вылезайте, муравьи,
                                                                                       После зимней стужи.
                                                                                       Пробирается медведь
                                                                                       Сквозь лесной валежник.
                                                                                       Стали птицы песни петь,
                                                                                       И расцвёл подснежник! 

(Щебет птиц, журчание ручья). Падчерица стоит, оцепенев от удивления. 
Апрель. Что же ты стоишь? Торопись. Нам с тобой всего один часок братья мои подарили. 
Падчерица. Да как же все это случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею. 
Апрель. Верь - не верь, а беги скорей подснежники собирать. Не то вернётся зима, а у тебя ещё корзинка пустая. 
Падчерица. Бегу, бегу! (Исчезает за деревьями.) 
Январь (вполголоса). Я ее сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе - поет. А нынче приуныла. 
Июнь. И мы, летние месяцы, ее не хуже знаем. 
Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки - полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придет - зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет. 
Ноябрь. Я ее не раз дождём поливал. Жалко, а ничего не поделаешь – на то я осенний месяц! 
Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я ее пробирал, стужей студил. Знает она февраль-месяц, да зато и Февраль ее знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить. 
Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расстался. 
Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь. 
Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей свое обручальное колечко! 
Декабрь.Что ж, дари. Дело твоё молодое! (Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников). 
Январь. Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки. 
Падчерица. Да ведь их там видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями! Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников весенних. Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каждый цветочек, за каждый денёчек! (Кланяется Январю-месяцу.) 
Январь. Не мне кланяйся, а брату моему меньшому - Апрелю-месяцу. 
Он за тебя просил, он и цветы для тебя из-под снега вывел. 
Падчерица (оборачиваясь к Апрелю-месяцу). Спасибо тебе, Апрель-месяц! Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду! 
Апрель. А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. 
Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи: Ты катись, катись, колечко, 

                                                       На весеннее крылечко,
                                                       В летние сени,
                                                       В теремок осенний
                                                       Да по зимнему ковру
                                                       К новогоднему костру!
Мы и придём к тебе на выручку - все двенадцать придём, как один, - с грозой, с метелью, с весенней капелью! Ну что, запомнила? 
Падчерица. (Повторяет.) … Да по зимнему ковру. К новогоднему костру! 
Апрель.Ну, прощай, да колечко моё береги. Потеряешь его - меня потеряешь! 
Падчерица. Не потеряю. Я с этим колечком ни за что не расстанусь. Унесу его с собой, как огонёк от вашего костра. А ведь ваш костёр всю землю греет. 
Апрель. Правда твоя, красавица. Есть в моем колечке от большого огня малая искорка. В стужу согреет, в темноте посветит, в горе утешит. 
Январь. А теперь послушай, что я скажу. Довелось тебе нынче в последнюю ночь старого года, в первую ночь Нового года встретиться со всеми двенадцатью месяцами разом. Когда еще расцветут апрельские подснежники, а у тебя уж корзинка полна. Ты к нам по самой короткой дорожке пришла, а другие идут по длинной дороге - день за днём, час за часом, минута за минутой. Так оно и полагается. Ты этой короткой дорожки никому не открывай, никому не указывай. Дорога эта заповедная. 
Февраль. И про то, кто тебе подснежники дал, не говори. Нам-то ведь это тоже не полагается - порядок нарушать. Дружбой с нами не хвались! 
Падчерица. Умру, а никому ничего не скажу! 
Январь. То-то же. Помни, что мы тебе говорили и что ты нам ответила. А сейчас пора тебе домой бежать, пока я метель свою на волю не выпустил. 
Падчерица. Прощайте, братья-месяцы!

Все месяцы. Прощай, сестрица! Падчерица убегает. 
Декабрь. Ну, брат Январь, конец зимней весне приходит. Бери свой посох. 
Январь. А теперь, брат Апрель, давай-ка мне посох. Пора!

              Из-за северных
              Морей,
              Из серебряных
              Дверей
              На приволье, на простор
              Выпускаю трёх сестёр!
              Буря, старшая сестра,
              Ты раздуй огонь костра.
              Стужа, средняя сестра,
              Скуй котёл из серебра -
              Соки вешние варить,
              Смолы летние курить...
              А последнюю зову
              Метелицу-куреву.
              Метелица-курева
              Закурила, замела,
              Запылила, завалила

              Все дорожки, все пути -
              Ни проехать, ни пройти! (Ударяет посохом о землю).  

Начинается  свист,  вой метели. Звучит "Адажио" из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Начинается танец Cнежинок.

Январь (оглядываясь кругом). Что, дедушка-лес? Напугали мы тебя нынче, снега твои всколыхнули, зверье твоё разбудили?.. Ну, полно, полно, спи себе, - больше не встревожим!.. 
Все месяцы. Догорай, костёр, дотла,
                      Будет пепел и зола.
                      Разлетайся, синий дым,
                      По кустарникам седым,
                      До вершин окутай лес,
                      Поднимайся до небес!
Декабрь. (Громкость "Адажио" постепенно нарастает...).

                     Тает месяц молодой.
                     Гаснут звезды чередой.
                     Из распахнутых ворот
                     Солнце красное идёт.
                     Солнце за руки ведёт
                     Новый день и Новый год! (В "Адажио" громко звучит медь!)  

Все месяцы (повернувшись к солнцу). Гори, гори ясно,
                                                                Чтобы не погасло! 
Январь. Без коней, без колеса 
              Едет вверх на небеса 
              Солнце золотое, 
              Золото литое. 
              Не стучит, не гремит, 
              Не копытом говорит! 
Все участники и зрители.  Гори, гори ясно, 
                                              Чтобы не погасло! (Музыка постепенно затихает.)

ЗАНАВЕС!!!

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......

Сценарий новогоднего праздника для 3 класса сказка "Двенадцать месяцев"

Сказка  по пьесе С. Маршака о встрече  в лесу бедной девочки с 12 месяцами. Эта история о том как жадность одной и каприз другой едва не обрекли на  гибель третью....

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

«Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс

Закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова....

Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Новогодний праздник проводился 27 декабря 2016года среди обучающихся 2 классов.Все дети, а также их родители приняли активное участие в проведении новогоднего зимнего представления "Двенадцать  м...

Сценарий сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Сценарий сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»...