Интегрированный классный час «Толерантность – путь к дружбе»
классный час (1 класс)
Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost_-_put_k_druzhbe.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный классный час «Толерантность – путь к дружбе»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы и в паре, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение дружить.
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах и группах, фронтальная, дифференцированная работа.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, разноуровневый подход, самооценка.
Оборудование:
карточки разного цвета с определениями толерантности; магнитная доска; мультимедийное оборудование; презентация «Толерантность – путь к дружбе»; аудиозапись песен «Дружба крепкая» (из мультфильма «Тимка и Димка») и «Песню об осеннем солнышке» В. Николаева, карты Российской Федерации; карточки – варианты «тайных мыслей»; карточки в виде ладошек.
Ход классного часа.
1. Орг. момент. Введение в тему.
Слайд 1 Звучит песня «Дружба крепкая» (из мультфильма «Тимка и Димка»)
- Мы все живем в обществе, среди людей. У каждого из нас свои интересы, желания. Все имеют что-то свое, неповторимое. Посмотрите друг на друга. Есть в классе ребята очень похожие друг на друга?
- Каждый из нас индивидуален, нет абсолютно одинаковых людей. С вами учится одноклассник со слуховым аппаратом в ухе. А у другого ребёнка закрыт повязкой глаз. Как вы к ним относитесь?
- Они отличаются от других, но такие же добрые и хорошие мальчики, как и другие ребята. И Кирилл, и Арсений нашли в классе много друзей.
В нашем дружном коллективе есть представители разных национальностей, а Иван жил некоторое время в другой стране.
Мы все такие разные, но умеем сосуществовать на планете Земля. На ней насчитывается около трёх тысяч народов. Россия – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Работа в парах
На каждой парте лежит карта Российской Федерации с отметками народностей, проживающих на территории.
- Рассмотрите карту России. Какие народы населяют территорию? Каковы их особенности и различие?
- В жизни каждый из нас общается с представителями различных национальностей, религий. Поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, научиться дружить.
2. Знакомство с новым понятием. Целеполагание.
- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня?
- Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к дружбе». Слайд 2
- Вам знакомо слово «толерантность»? Что оно означает?
- Где можно узнать о значении непонятного слова?
- Можно посмотреть в интернете, спросить у взрослых или прочитать в словаре.
Обращение к Словарю иностранных слов (хорошо читающий ученик).
Толерантность – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо.
Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Работа в группах
- У вас есть возможность показать, насколько вы толерантны. Обсудите, кто будет старшим в группе, кто будет выступать с отчётом.
- Молодцы! Выборы состоялись. Все общались культурно, терпимо относясь друг к другу.
- Распределите роли в группе. (Старший раздаёт задание - каждому достаётся карточка определённого цвета, каждый высказывает своё мнение).
- Карточки разного цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточки белого цвета учащиеся зачитывают: Слайд 3
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
С карточки розового цвета:
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
С карточки голубого цвета:
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
С карточки зелёного цвета:
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
- Что общего в этих определениях? (Умение жить в мире и согласии со всем миром)
Заслушиваются отчёты по группам.
Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к дружбе »
- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Слайд 4
Узнать о том, что…
Учиться быть…
3. Актуализация знаний.
- Мы с вами вместе первый год. Ещё не все смогли подружиться, найти себе друга. Мне очень хочется услышать имена ваших друзей или тех ребят, с кем вы хотели бы подружиться. (Учитель передаёт мягкую игрушку в руки детям, те называют имя и говорят, почему они дружат или хотят подружиться, чем привлекает друг (подруга).
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то пока нет друга? От чего это зависит?
- Назовите качества толерантной личности. Слайд 5
- Человека ценят по его делам и поступкам.
- Ребята, учёные и психологи изучили правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы (читают записи на Слайде 6):
1) доверять друг другу;
2) делиться новостями, успехами и неудачами;
3) уметь хранить чужие тайны;
4) радоваться успехам друга;
5)не ждать просьбы о помощи, предлагать её самому;
6) не создавать неловких ситуаций;
7) защищать друга;
8) не критиковать его в присутствии других людей;
9) не быть навязчивым, каждый имеет право дружить с другими ребятами;
10) всегда выполнять свои обещания.
- Какие из этих правил вы выполняете, а каким нужно ещё учиться?
Мимическая физминутка с движениями (под «Песню об осеннем солнышке» В. Николаева) в музыкальном сопровождении.
День осенний хмурится, дождь стучит в окно, (мимика, постукивание пальцами)
Холодно на улице, скучно и темно. (ёжатся, мимика)
Сапоги с галошами нужно надевать – (наклоны вперёд)
Ничего хорошего, не пойдем гулять! (махи руками)
Припев:
Улыбнись, не грусти, (мимика)
Руку другу протяни. (руки перед собой, ладони вверх)
Песенкой веселой (мимика)
Тучи разгони. (округлые движения обеими руками)
Аналитическая минутка. Слайд 7
- Ребята, а вы знаете, почему не дружили древние вымершие люди, которых называют неандертальцами?
Человек разумный появился гораздо позже неандертальца. Мы схожи с далёкими предками большим мозгом, устойчивой походкой на двух ногах. Всё, казалось бы, у неандертальца было для того, чтобы стать разумным. Всё, да не всё! Учёные утверждают, что у него были не развиты мозговые центры, управляющие процессами торможения. А как себя контролировать «без тормозов»? Поэтому древним людям было трудно ладить друг с другом. Они всё время ссорились и ничего не могли делать сообща.
Только человек разумный научился ладить с другими людьми.
Продолжите фразу: Слайд 8
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ...
- Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется ...
- Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ...
- Когда ко мне обращаются с уважением, то ...
- Какой вывод мы должны сделать? А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)
Работа по карточке (карточка для каждого ученика): в центре - тот, кто обзывается. Вокруг - его мысли.
- Выбери вариант «тайных мыслей» того, кто тебя обзывает. Раскрась этот кружок.
- В жизни каждого случаются ссоры и обиды. Нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».
- Давайте поиграем.
Игра - тренинг «Ссоримся и миримся». Слайд 9
- Правила игры таковы: объединитесь в пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.
- Вы научились находить выход из трудной ситуации, общаясь со своими друзьями, одноклассниками.
- А как лучше всего мириться со взрослыми? Выбери вариант ответа:
1) признать свою ошибку и извиниться;
2) продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры или обиды.
8. Обобщающая беседа.
- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Мы должны вместе решать возникающие между нами проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными, а значит терпимыми?
Рефлексия Слайд 10
- Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде ладошек. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите их на карточке-ладошке прописными или печатными буквами. (Детям, которые испытывают затруднения при написании, помогает учитель)
- Развесим их на доску под заголовком «Руку другу протяни!» Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- Если все люди будут такими, то на планете Земля будут счастливо жить и дети и взрослые.
- Спасибо за внимание. В добрый путь!
Литература
Русские народные загадки, пословицы и поговорки.- М., «Просвещение» 1990.
Толковый словарь Ожегова. - М. «ЭСКМО» 2007.
Интернет - ресурсы
http://www.pochemyneinache.com/
Приложение 1
Кадры из презентации «Толерантность – путь к дружбе»
Слайд3 Слайд5
Слайд8 Слайд9
Слайд10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"
Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....
Классный час "Толерантность – путь к миру".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...
Презентация к классному часу "Толерантность - путь к миру"
Презентация к классному часу 3 класс...
классный час "Толерантность - путь к миру"
Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Разработка классного часа в 4 классе...
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Рзработка кл.часа в 4 классе...