Дидактические игры для классов с ОВЗ
картотека
Данный материал предполагает знакомство с дидактическими играми ( на цвет, форму,величину).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_klassov_s_ovz.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи
Содержание
I этап: д/и (легкие)
IIэтап: д/и (среднего уровня)
III этап: д/и (усложненного уровня)
Дидактические игры на цвет
«Цвета малышам»
Цель: Учить учащихся выделять основные цвета, их узнавать и показывать.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить называть или показывать учащихся карандаши основных цветов;
- Учить учащихся называть или показывать различные предметы из окружающей действительности;
- Учить учащихся составлять пазл из 2-х элементов (предмет и карандаш по основным цветам).
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Материал.
6 картинок, состоящих из 2-х элементов.
«Цветные фоны»
Цель: Изучение учащимися основных цветов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть и показывать цвет больших квадратов или прямоугольников.
- Учить учащихся называть и показывать цвет предметов изображенных на маленьких карточках;
- Учить учащихся называть или показывать предметы на маленьких карточках из окружающей действительности.
- Развивать умение у учащихся раскладывать по цвету различные предметы на квадраты или прямоугольники.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная.
- Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Материал.
4 квадрата или прямоугольника 4-х основных цветов, маленькие карточки с изображением различных предметов по основным цветам.
«Цвета»
Цель: Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить называть и показывать учащихся на маленьких карточках цвета 3-х карандашей (основных и дополнительных цветов);
- Учить учащихся называть и показывать различные предметы из окружающей действительности состоящие из основных и дополнительных цветов;
- Учить учащихся составлять пазл состоящий из 2-х элементов (предмет и карандаши по цветам основным и дополнительным).
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к изучению дополнительных цветов.
Материал.
20 картинок, состоящих из 2-х элементов.
«Разноцветный мир»
Цель: Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся находить картинку какого-либо предмета среди других картинок;
- Учить учащихся находить и соединять карточки, на которых изображены предметы одного цвета к полоскам;
- Учить учащихся составлять ассоциативные цепочки по различным признакам.
- Научить учащихся собирать из 2-х частей целое изображение какого-либо предмета.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Материал.
45 карточек, 2 полоски разделенные на 7 секторов по основным и дополнительным цветам.
«Инструмент Пицоли»
Цель: Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить называть и показывать учащихся цвета на диске, состоящие в дольках;
- Учить учащихся находить и показывать цвет дольки по просьбе педагога;
- Учить учащихся поворачивать диск самостоятельно находя нужный цвет.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к игре.
Материал.
2 круга соединенных между собой, у верхнего круга нет одной дольки. Нижний круг разделен на дольки основных и дополнительных цветов.
«Логические блоки Дьенеша»
Цель: Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
- Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
- Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
- Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к игре.
Материал.
Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.
«Цветные счетные палочки Кюизнера»
Цель: Обучать учащихся выкладывать из палочек объемные предметы.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся выстраивать различные логические и цветные цепочки предметов;
- Учить учащихся отвечать на простые вопросы;
- Учить учащихся самостоятельному выполнению из палочек различных предметов.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к играм с палочками.
Материал.
100 шт. палочек: синего, желтого, красного, бардовый.
«Лото - бочонки»
Цель: Воспитывать желание у учащихся изучать цвета.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить называть и показывать учащихся цвет бочонков;
- Учить учащихся соединять 2 половинки в одно целое;
- Развивать умение у учащихся собирать различные предметы по цвету.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.
Материал.
7 бочек основных и дополнительных цветов, состоящих из 2-х половинок.
«Познай - ка»
Цель: Воспитывать интерес у учащихся к изучению цветового спектра.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить называть и показывать учащихся цвет карандашей основных и дополнительных, а так же предметов, изображенных на маленьких карточках;
- Учить учащихся соотносить цвет карандашей с цветом предметов;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.
Материал.
Маленькие карточки в количестве 20 шт. с овальной прорезью, карандаши нарисованные на овалах по основным и дополнительным цветам.
«Сочетание цветов»
Цель: Продолжать воспитывать интерес у учащихся к изучению цветового спектра.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся на карточках находить нужный цвет карандаша;
- Учить учащихся выделять на круге цветовой спектр сюжетной картинки;
- Учить учащихся соотносить цвет карандашей к сюжетным картинкам.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.
Материал.
Круги с выемками в количестве 20 шт., карточки 80 шт.
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- «Цвета малышам»
- «Цветные фоны»
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- «Разноцветный мир»
- «Логические блоки Дьенеша»
- Инструмент Пицоли
- Лото- бочонки
III этап: д/и (усложненного уровня)
- «Цвета»
- Цветные счетные палочки Кюизнера
- «Сочетание цветов»
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром
Дидактические игры на форму
«Найди похожую фигуру»
Цель: Воспитывать желание изучать формы (фигуры).
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся находить картинку с изображением какого-либо предмета среди других картинок;
- Учить учащихся запоминать место расположение и находить картинку с изображением какого-либо предмета среди других картинок;
- Учить учащихся различать форму предметов и соотносить эту форму с набором геометрических фигур (овалом, треугольником, кругом, квадратом, прямоугольником.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Карточки 40 шт.
«Логические блоки Дьенеша»
Цель: Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
- Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
- Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
- Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к игре.
Материал.
Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.
«Почтовый шар, дом» и др. (по типу доски Сегена)
Цель: Воспитывать желание изучать геометрические фигуры.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся рассматривать геометрические фигуры, ощупывать;
- Учить учащихся соотносить фигуру с прорезью;
- Учить учащихся называть цвет и фигуру;
- Учить учащихся зрительному соотнесению с прорезью без метода проб и ошибок.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развитие зрительного восприятия у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Различные объемные фигуры по типу доски Сегена.
Домино «Геометрические фигуры»
Цель: Воспитывать желание изучать формы (фигуры).
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть и показывать геометрические фигуры;
- Учить учащихся правильно класть домино – фигура к фигуре;
- Учить учащихся придерживаться правилам игры: соблюдать очередность хода.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развитие зрительного восприятия у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к настольно-печатным играм.
Материал.
Деревянное домино – геометрическое.
«Чудесный мешочек»
Цель: Воспитывать желание изучать формы – предметов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся рассматривать различные предметы и их ощупывать;
- Учить учащихся на ощупь находить по просьбе педагога предмет;
- Учить учащихся зрительному восприятию и зрительной памяти.
2.Коррекционная:
- Развитие тактильно- двигательного восприятия у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Чудесный мешочек, мелкие деревянные предметы.
«Часть и целое»
Цель: Воспитывать желание изучать формы –предметов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть сравнивать одинаковое количество разных предметов;
- Знакомить учащихся с частями целого предмета;
- Учить учащихся соотносить части предметов к целому.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся наблюдательность.
- Развитие зрительного восприятия у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.
«Половинки»
Цель: Воспитывать желание к изучению различных видов предметов из частей.
Задачи: 1.Обучающие:
- Знакомить учащихся с предметами окружающей действительности;
- Учить учащихся находить недостающие детали предметов;
- Учить учащихся воссоздавать целостный образ предмета.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развитие внимание у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Предметы (картинки) в разобранном виде.
Аппликация
Цель: Воспитывать желание к изучению различных видов предметов из частей.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть предметы, состоящие из геометрических фигур;
- Учить учащихся находить на маленьких карточках геометрические фигуры, соотносящиеся к одному предмету;
- Учить учащихся составлять пазл из 4-х элементов.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Картинки маленькие с выемками в количестве – 40 шт., круги с выемками в количестве – 10 шт.
«Магнитная мозаика»
Цель: Воспитывать желание у учащихся к изучению различных видов предметов из частей.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть геометрические фигуры;
- Учить учащихся понимать размер геометрических фигур;
- Учить учащихся располагать элементы мозаики в определенной последовательности.
- Учить учащихся в собранной конструкции видеть предмет.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Магнитная доска, набор геометрических фигур с магнитами.
Геометрические тела
Цель: Воспитывать желание к изучению геометрических тел.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся рассматривать, а затем показывать или называть геометрические тела;
- Учить учащихся ощупыванию геометрических тел;
- Учить учащихся по просьбе взрослого находить геометрические тела.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся тактильно - двигательную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Набор геометрических тел.
«Веселая логик»
Цель: Воспитывать желание к изучению геометрических тел.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть предметы, состоящие из геометрических фигур;
- Учить учащихся находить на маленьких карточках эти же предметы в разбросанных геометрических фигурах;
- Учить учащихся составлять пазл из 2-х элементов.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук..
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Картинки, состоящие из 2-х элементов.
«Чей коврик лучше» (коврики по типу матриц Равенна)
Цель: Воспитывать желание к изучению геометрических фигур.
Задачи: 1.Обучающие:
- Развивать у учащихся восприятие формы плоскостных фигур;
- Учить учащихся латать коврик заплаткой;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Коврик с контуром заплатки и отдельно геометрические фигуры.
Развивающее лото (геометрическое)
Цель: Воспитывать желание к изучению геометрических фигур.
Задачи: 1.Обучающие:
- Развивать у учащихся восприятие фигур (объемных);
- Учить учащихся ощупыванию фигур;
- Учить учащихся соотносить фигуру с нужным плоскостным ковриком.
- Учить учащихся называть цвет и фигуру.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
4 карточки, разделенные на 6 секторов по вертикали и 12 геометрических ковриков по горизонтали.
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Почтовый шар, дом, кубик (по типу доски Сегена)
- Домино фигуры
- Магнитная мозаика
- Геометрические тела
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Найди похожую фигуру
- Развивающее лото (геометрическое)
- Половинки
- Чудесный мешочек
- Логические блоки Дьенеша
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Коврики по типу матриц Равенна
- Часть и целое
- Веселая логика
- Аппликация
Дидактические игры на величину
«Чудесный мешочек»
Цель: Воспитывать желание изучать величину – предметов.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся рассматривать, а затем показывать или называть размер предметов;
- Учить учащихся на ощупь находить по просьбе педагога предметы нужного размера.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся зрительно - тактильно ощущения.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Большой чудесный мешочек, большие и маленькие предметы.
Пирамида большая и маленькая
Цель: Воспитывать интерес у учащихся к сборно-разборным игрушкам. Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся соотносить количество колец по размерам.
- Учить учащихся собирать пирамиду от большого до маленького кольца.
- Учить учащихся соотносить цвета колец, и их размер.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся зрительно - двигательную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игрушкам сборно – разборного варианта.
Материал.
Пирамиды: из 3-х колец, 6, 10 и более.
«Пятиместная матрешка»
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся собирать из частей данных педагогом целое.
- Учить учащихся определять величину матрешки от большой до самой маленькой.
- Учить учащихся соотносить части без метода проб и ошибок.
2.Коррекционная:
- Учить учащихся зрительному восприятию целостного образа предмета.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Пятиместная матрешка.
«Логические блоки Дьенеша»
Цель: Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
- Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
- Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
- Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать интерес к игре.
Материал.
Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.
Матрешки на величину
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся собирать из частей данных педагогом целое.
- Учить учащихся определять величину матрешки от большой до самой маленькой.
- Учить учащихся соотносить части без метода проб и ошибок.
2.Коррекционная:
- Учить учащихся зрительному восприятию целостного образа предмета.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.
Материал.
Пятиместная матрешка.
«Большой – маленький»
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся показывать на карточках большие и маленькие предметы.
- Учить учащихся называть предметы из окружающей действительности.
- Учить учащихся составлять пазлы из 2-х элементов (большие и маленькие предметы).
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
20 карточек, состоящих из 2-х элементов.
«Чей малыш»
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть домашних и диких животных, изображенных на карточках.
- Учить учащихся называть детенышей.
- Учить учащихся выделять размер животных.
- Учить учащихся соотносить размер большой и маленький.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительно- моторную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
20 карточек, состоящих из 2-х элементов.
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Пирамида
- Чудесный мешочек
- Пятиместная матрешка
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Большой маленький
- Матрешки на величину
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Блоки Дьенеша
- Чей малыш?
Дидактические игры на действие с разборными игрушками
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Пирамида
- Чудесный мешочек
- Пятиместная матрешка
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Большой маленький
- Матрешки на величину
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Блоки Дьенеша
- Чей малыш?
Дидактические игры связанные с конструированием
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Пирамида
- Чудесный мешочек
- Пятиместная матрешка
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Большой маленький
- Матрешки на величину
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Блоки Дьенеша
- Чей малыш?
Дидактические игры с мозаикой
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Пирамида
- Чудесный мешочек
- Пятиместная матрешка
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Большой маленький
- Матрешки на величину
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Блоки Дьенеша
- Чей малыш?
Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики рук
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Пирамида
- Упражнение доктора Бурневиля (франция)
- Мячик с дольками
- Различные виды игрушек для воды
- Кто первый
- Пазлы 6-деталей
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Пазлы – от 9-12 шт.
- Вираж с бусинками.
- Поставь заплатки на сюжетные картинки.
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Пазлы – 12-180 шт.
- Доска с винтиками
- Одень мишку
Пирамида большая и маленькая
Цель: Воспитывать интерес у учащихся к сборно-разборным игрушкам. Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся соотносить количество колец по размерам.
- Учить учащихся собирать пирамиду от большого до маленького кольца.
- Учить учащихся соотносить цвета колец, и их размер.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся зрительно - двигательную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игрушкам сборно – разборного варианта.
Материал.
Пирамиды: из 3-х колец, 6, 10 и более.
Пазлы от 6 – 180 шт.
Цель: Обучать учащихся собирать пазлы.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся собирать предметные и сюжетные картинки - пазлы.
- Учить учащихся называть или показывать полученные предметы или картинки.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к пазлам разного вида.
Материал.
Пазлы от 6- 180 шт.
«Мячик с дольками»
Цель: Воспитывать желание у учащихся работать со сборно-разборными игрушками.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся собирать из частей целое.
- Учить учащихся называть или показывать цвет долек мячика.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре со сборно-разборными игрушками.
Материал.
Мячик, состоящий из 8 частей.
«Кто первый»
Цель: Воспитывать желание у учащихся работать с игрушками по мелкой моторике рук.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть цвет кругов (красный и синий).
- Учить учащихся соотносить круги с нужной прорезью
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре
Материал.
Подставка с отверстиями, набор кругов в количестве 50 шт.
«Различные виды игрушек для воды»
Цель: Воспитывать желание играть с игрушками для воды.
Задачи: 1.Обучающие:
- Воспитывать желание у учащихся играть со специально предназначенными игрушками для воды.
- Учить учащихся производить действия с игрушками так, чтобы они плавали.
2.Коррекционная:
- Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре игрушками с водой.
Материал.
Различные игрушки для воды.
«Вираж с бусинками»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся передвигать бусинки по крутому виражу- слева на права и справа на лева.
- Учить учащихся называть цвета виражей.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительно-двигательную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Подставка с виражами и бусинки.
«Поставь заплатки на сюжетные картинки»
Цель: Воспитывать желание изучать окружающую действительность.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать, называть и показывать изображенные на сюжетной картинке предметы.
- Учить учащихся соотносить заплатку с нужным местом на коврике;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся целостное восприятие предмета.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.
Материал.
Карта с пустыми квадратиками в сюжетной картинке, заплатки.
«Доска с винтиками»
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к нетрадиционным способам и действиям.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся из резинок делать на винтовой доске геометрические фигуры, буквы и цифры;
- Учить учащихся в сделанном предмете узнавать цифры, буквы и геометрические фигуры;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.
Материал.
Доска с винтиками и набор денежных резинок.
«Одень мишку»
Цель: Воспитывать у учащихся познавать окружающую действительность.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся группировать одежду на зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю;
- Учить учащихся правильно называть или показывать одежду по просьбе педагога;
- Учить учащихся соотносить одежду на медведя;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.
Материал.
Дидактический мишка с набором одежды.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры на счет
«Трехступенчатая лесенка»
Цель: Изучение счета в пределах 3-х.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся понимать, что трехступенчатая лесенка – это 1,2,3;
- Учить учащихся ставить различные мелкие предметы на 1,2,3 ступеньки;
- Учить учащихся счету в пределах 3-х.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание считать различные предметы (игрушки).
Материал.
3-х ступенчатая лесенка и набор мелких предметов.
Палочки
Цель: Изучение счета в пределах 3-х и более.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся выкладывать определенное количество палочек, соответствующее данной цифре педагогом;
- Учить учащихся выкладывать цифровой ряд из палочек.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание работать с палочками.
Материал.
Набор палочек от 1-100 шт.
«Считаем до 10»
Цель: Изучение счета в пределах 10.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся считать различные предметы в пределах 10;
- Учить учащихся соотносить количество предметов с цифрой;
- Учить учащихся правильно считать слева на права и указательным пальцем.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание считать различные предметы (игрушки).
Материал.
Большие карты, на которых изображено количество различных предметов в пределах 10, набор цифр в пределах 10.
Домино «Точки»
Цель: Воспитывать желание изучать счет.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть и показывать определенное количество точек на домино;
- Учить учащихся правильно класть домино – по количеству точек;
- Учить учащихся придерживаться правилам игры: соблюдать очередность хода.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развитие зрительного восприятия у учащихся.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Деревянное домино – точки.
Лото «Бочонки»
Цель: Изучение счета.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся правильно называть цифры, изображенные на картах;
- Учить учащихся соотносить бочонок с цифрами на карты;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
50 карт, разделенных на сектора с цифрами, бочонки с цифрами, чудесный мешочек.
«Цифра»
Цель: Изучение счета в пределах 20.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать, называть и показывать определенное количество предметов в пределах 20;
- Учить учащихся называть на круге цифры;
- Учить учащихся соотносить количество предметов к цифре.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.
«Сколько не хватает»
Цель: Изучение счета в пределах 20.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся определять недостающее количество предметов к данным на круге;
- Учить учащихся называть цифры в пределах 20;
- Учить учащихся соотносить количество маленькие карточки к кругу.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.
«Мои первые цифры»
Цель: Изучение счета в пределах 20.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 20;
- Учить учащихся считать предметы в пределах 20;
- Учить учащихся соотносить количество предметов к цифре.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Пазлы из 2-х частей, 1часть с цифрами, а вторая с количеством предметов.
«Поставь заплатки на цифровой коврик»
Цель: Воспитывать желание изучать счет.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 10;
- Учить учащихся соотносить заплатку с нужным местом на коврике;
- Учить учащихся счету в пределах 10.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся целостное восприятие предмета.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.
Материал.
Карта с пустыми квадратиками в сюжетной картинке, заплатки.
«Лото по ключам»
Цель: Воспитывать желание изучать счет.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 20;
- Учить учащихся соотносить кружочки к картам;
- Учить учащихся называть животных с цифрами на больших картах.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к играм с цифрами.
Материал.
8 карт с прорезями и кругами к ним – 24 шт.
«Арифметика»
Цель: Воспитывать у учащихся интерес к счету в пределах 20.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся считать определенное количество предметов и соотносить с цифрой;
- Учить учащихся называть цифры изображенные на полосках;
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся желание играть.
Материал.
Карточки с изображенными предметами в пределах 20 и полоски с цифрами в пределах 20.
Мозаика «Азбука +математика»
Цель: Воспитывать желание у учащихся узнавать цифровой ряд.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть и показывать цифры в пределах 100;
- Учить учащихся выстраивать цифровой ряд от 0-100.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся словесно-логическое мышление.
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Подставка с шестигранными выемками и шестигранники выпуклые.
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Трехступенчатая лесенка
- Палочки
- Поставь заплатки на цифровой коврик
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Домино «Точки»
- Считаем до 10
- Арифметика
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Лото «Бочонки»
- Сколько не хватает?
- Мои первые цифры
- Лото по ключам
- Цифры
- Мозаика «Азбука + математика»
Дидактические игры на временные представления
Содержание
I этап: д/и (легкие)
- Дни недели
IIэтап: д/и (среднего уровня)
- Мои первые часы
- Времена года-1
III этап: д/и (усложненного уровня)
- Ассоциации (распорядок дня)
- Который час
- Времена года – 2
«Дни недели»
Цель: Воспитывать интерес у учащихся к познанию временных понятий.
Задачи: 1.Обучающие:
- Дать учащимся представления о временных понятиях: дни недели;
- Знакомить учащихся с последовательностью дней недели.
- Учить учащихся составлять на планшете самостоятельно порядок дней недели.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительно-двигательную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Планшет, полоски с днями недели.
«Ассоциации» (распорядок дня)
Цель: Воспитывать интерес у учащихся к познанию временных представлений.
Задачи: 1.Обучающие:
- Дать учащимся представления о временных понятиях: части суток;
- Знакомить учащихся , что в данный отрезок суток, что-то происходит.
- Учить учащихся соотносить определенное время суток и действия (животного, растительного и человеческого мира)
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительно-моторную координацию.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
Круги в количестве- 10 шт. с выемками, к ним 40 маленьких картинок с действиями мишки.
«Мои первые часы»
Цель: Изучать с учащимися временные представления.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся узнавать время по цифровым часам;
- Учить учащихся соотносить распорядок дня с показаниями часов.
- Учить учащихся определять время (утреннее, дневное, вечернее, ночное).
- Учить учащихся соединять изображенные ежедневные моменты из жизни героев и цифровые часы, отмечающие соответствующее время.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся зрительное восприятие.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
20 карточек, состоящих из 2-х элементов.
«Который час»
Цель: Изучать с учащимися временные представления.
Задачи: 1.Обучающие:
- Дать учащимся представление о временных понятиях таких как: части суток - время;
- Знакомить учащихся с циферблатом часов.
- Учить учащихся ставить часы на определенное время
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.
Материал.
Маленькие карточки с указанным временем, маленькие циферблаты с римскими и арабскими цифрами.
«Времена года» - 1
Цель: Учить учащихся пониманию времен года.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть 4 времени года;
- Учить учащихся разбирать, что происходит с растительным и животным миром, что делает человек.
- Научить учащихся выделять 4 карточки, относящиеся к одному времени года.
- Учить учащихся соотносить маленькие карточки к кругу.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся словесно-логического мышления.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
10 кругов с выемками, 40 карточек с выемками.
«Времена года» - 2
Цель: Учить учащихся пониманию времен года.
Задачи: 1.Обучающие:
- Учить учащихся называть времен года и читать названия;
- Учить учащихся разбирать, что происходит с растительным и животным миром, что делает человек в данное время года.
- Научить учащихся составлять логические цепочки из карточек.
2.Коррекционная:
- Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать у учащихся зрительную память.
3.Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся интерес к игре.
Материал.
4 карточки с 3 выемками на 4 времени года, набор маленьких карточек с выемками на каждое время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация
Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....
Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"
Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....
Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"
Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....
Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.
Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
Методическая разработка Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления
Коррекционная педагогика...
Дидактические игры 1 класс
сборник речевых игр...