Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников
тест (1, 2, 3, 4 класс)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников.
Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.
Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.
Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_nravstvennyh_osnov_lichnosti.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников
Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников.
Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.
Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.
Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Для диагностики данных компонентов духовно-нравственных качеств младших школьников были подобраны методики: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана, «Как поступать» И.Б. Дермановой, «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной.
Первой проведенной диагностикой, направленной на изучение когнитивного компонента нравственного развития, была методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (Приложение № 1). Суть данной методики заключается в том, что младшим школьникам необходимо привести примеры поступков, отражающих основные нравственные ценности общества, а также поведение, которое является отрицательным по отношению к моральным нормам. На основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:
Высокий уровень – сформировано целое и четкое понимание о представленных нравственных ценностях.
Средний уровень – понимание о нравственных ценностях верное, но не совсем целое и чёткое.
Низкий уровень – сформировано неверное понимание представленной нравственной ценности.
Для диагностики эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников мы использовали методику «Как поступать» И.Б. Дермановой (Приложение № 2).
Данная методика предназначена для выявления отношения к нравственным нормам. Суть данной методики заключается в том, что ученику даются две ситуации, его задача написать свою реакцию, как бы он повёл себя в ней. В первой ситуации говорится о том, что твой одноклассник разбил окно, и ты был свидетелем этого. Он не сознался. Как ты поступишь в данной ситуации и почему? Во второй ситуации одноклассники решили уйти с урока. Как ты будешь действовать здесь и почему? Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:
1 балл – нравственные ориентиры имеются, однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к моральным нормам нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры имеются, оценки действий и чувственные реакции адекватны, но позиция к моральным нормам ещё не совсем стабильная.
3 балла – ребёнок аргументирует собственный выбор нравственными правилами, чувственные реакции адекватны, позиция к моральным нормам активная и стабильная.
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустиной) (Приложение № 3).
Сущность данной диагностики заключается в том, что детям необходимо напротив каждого пункта поставить свою оценку от 1 до 5. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому пункту и определяется уровень воспитанности учащегося.
Обработка результатов осуществляется следующим образом:
4 – 5 – присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности.
3 – 3,9 – стабильное позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи, неполная ответственность перед коллективом, присутствие некоторых коммуникативных умений.
2 – 2,9 – незначительное выражение позитивного, еще нестабильного навыка поведения, низкая саморегуляция и самоорганизация, недостаток желания к совместной работе и взаимопомощи, дефицит ответственности перед коллективом, незначительный уровень коммуникативности.
На основе подобранных диагностических методик были определены показатели и общие уровни сформированности качеств младших школьников и отобразили их в Таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика показателей и уровней сформированности духовно-нравственных качеств
Компоненты | Показатели | Методики | Уровни |
Когнитивный | Сформированность понятий о нравственных качествах | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Низкий уровень –сформировано неверное понимание представленной нравственной ценности |
Средний уровень –понимание о нравственных ценностях верное, но не совсем целое и чёткое | |||
Высокий уровень –сформировано целое и четкое понимание о представленных нравственных ценностях | |||
Эмоциональный | Отношение к нравственным нормам | «Как поступать» | Низкий уровень – у младшего школьника нравственные ориентиры имеются, Однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к моральным нормам нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны |
Средний уровень – у ребёнка нравственные ориентиры имеются, Оценки действий И чувственные реакции адекватны, но позиция к моральным нормам ещё не совсем стабильная | |||
Высокий уровень –ребёнок аргументирует собственный выбор нравственными правилами, чувственные реакции адекватны, позиция к моральным нормам активная и стабильная | |||
Поведенческий | Воспитанность | Диагностика учащихся уровня воспитанности учащихся начальных классов | Низкий уровень – незначительное выражение позитивного, еще нестабильного навыка поведения, низкая саморегуляция и самоорганизация, недостаток желания к совместной работе и взаимопомощи, дефицит ответственности перед коллективом, незначительный уровень коммуникативности |
Средний уровень – стабильное позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи, неполная ответственность перед коллективом, присутствие некоторых коммуникативных умений | |||
Высокий уровень –присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности |
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся (Таблица 3, 5). Данные, полученные в результате исследований используются воспитателем ГПД при планировании дальнейшей работы.
Приложение № 1.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Приложение № 2.
Методика «Как поступать».
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Приложение № 3.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов
(Методика Н.П. Капустина)
Мои отношения | Я оцениваю себя | Меня оценивают родители | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
Отношение к Родине, своей семье: 1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России 2. Я не очень хорошо знаю государственные символы России 3. Я не знаю государственные символы России |
|
| ||
Отношение к себе, людям и коллективу: 1. Не всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения; 2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса; 3. Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан; |
|
| ||
Отношение к природе: 1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности; 2. Не люблю и не берегу природу и окружающую среду; 3. Не всегда бережно отношусь к растениям и животным; |
|
| ||
Отношение к познанию и труду: 1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится; 2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает; 3. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда; |
|
| ||
Красивое в моей жизни; 1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах и опрятен в одежде; 2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков; 3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми; |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...
Формирование духовной культуры младших школьников
Народ, который думает на один год вперёд -выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Основой...
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...
«Формирование духовной культуры младших школьников на основе изучения традиций своего народа»
Вопросы совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели – формирование личности будущего гражданина, патриота ...
Статья на тему: Формирование основ экологической культуры младших школьников личности в экскурсионной работе
Статья для учителей...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....
Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников
Видео материал по теме "Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников...