Оригами-почта
методическая разработка (3 класс)

Конспект занятия по внеурочноё деятельности в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_zanyatie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности

«Оригами – почта. Солдатский треугольник»

3 класс, 2019 год

Цель: Изготовление поздравительной открытки в форме солдатского треугольника.

Задачи:

        Образовательная:   активизировать и расширять знания обучающихся о значении писем в годы Великой Отечественной войны; формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.

       Развивающая:  развивать коммуникативные навыки,  самостоятельную творческую активность.

      Воспитательная: воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, бережное отношение к прошлому.

Планируемые результаты:

    Личностные:      развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий; воспитание чувства ответственности; развитие самостоятельности суждений,  независимости и нестандартности мышления.

      Метапредметные:

познавательные: выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов); самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы;

регулятивные:  определять цель с помощью учителя; оценивать результат своей деятельности; взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

коммуникативные:  умение отвечать на поставленный вопрос; умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища, вступать в диалог при выполнении практической работы; аргументировать свои высказывания; четко выражать свои мысли; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Ход занятия:

I. Орг. момент. Погружение в занятие.

  1. Упражнение на релаксацию «Холодно-тепло»

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- На улице мороз, дует ветер. Покажите, как вам холодно: обхватите себя руками, поднимите плечи, нахмурьтесь. Но вот пригрело солнышко, вам тепло, расслабьтесь, улыбнитесь. У всех хорошее настроение? (Да) А давайте повернемся и подарим нашим гостям свои улыбки, тем самым мы поприветствуем их на нашем занятии.

- Вспомним все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

II.  Целеполагание.

- А какой сейчас месяц? (Февраль)

Ученик 1:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

(С.Маршак «Февраль»)

- Когда наша армия празднует день рождения? (23 февраля)

- Мы с вами сегодня обратимся ещё к одной памятной дате в жизни нашей страны.

-  Для того, чтобы узнать и  определить  тему нашего занятия, я попрошу вас выполнить следующие задания:

РАБОТА В ПАРАХ (по карточкам):

 - 1) ПОВТОРЕНИЕ БАЗОВЫХ форм оригами  (по рисункам определить базовые формы, выявить «лишнюю» -  ТРЕУГОЛЬНИК).

- 2) Отгадать загадки и тогда вы легко сможете вывести тему.

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.     (письмо)

Очень к вам хотело,

Ехало, летело, по морю плыло,

Наконец… пришло.        (письмо)

- Так какая же тема нашего занятия? Чем мы сегодня займёмся?

- Верно, но не о простом письме пойдёт наша речь. А о солдатском письме.

СЛАЙД 1 с темой занятия.

СЛАЙД 2.

Научиться …

Узнать из истории появления …

СЛАЙД 3.

Научиться складывать треугольник - письмо.

Узнать из истории появления солдатского треугольника.

III. Работа по теме занятия.

- Сейчас мы отправляем письма по компьютеру или в прямоугольных  конвертах, СЛАЙД 4 а раньше, в годы Великой Отечественной войны, письма имели треугольную форму.

- И о какой же дате ещё мы с гордостью сегодня можем вспомнить? (9 мая – День Победы).

- Верно, 74 года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Мы живем под мирным небом. Но память о солдатах - героях вечна.

- Во многих семьях до сих пор хранятся письма с фронта. Посмотрите, как выглядели эти письма. СЛАЙД 5.

- Их посылали без конвертов и марок. Просто сворачивали треугольником, их так и называли — «Солдатский треугольник».

Ученик 2.

Треугольники-птицы - оригами войны.

Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.

Далеки расстояния от фронтов до тылов.

Письма - связь расставаний через магию слов.

-  Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым  образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». СЛАЙД 6. (Цензура – общее название контроля власти за содержанием и распространением  информации, в некоторых случаях также частной   переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых вредными или нежелательными).

- Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

- Прошло время и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в музей с надеждой, пока память жива – живы будут и их деды, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.

Анна Алексеевна.

- Ребята, сегодня у нас в гостях наша любимая и уважаемая … Анна Алексеевна – хранительница нашей сельской библиотеки. И не только. Анна Алексеевна собирает воспоминания родных и близких участников той страшной войны. Сейчас я передаю ей слово.

- Письма с ФРОНТА надо продолжать беречь, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.

Ученик 3.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Ученик 4.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновья берегут.

- Эти письма от родных и близких, которых, уже нет рядом, самые дорогие реликвии.

- Что такое реликвия? (ГУГЛ) Реликвия – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом, о родных людях.    

- А знаете ли вы, что в городе Волгограде  стоит памятник солдатскому треугольнику?

Слайд 7.

 Послушайте предысторию его возникновения (читает подготовленный ученик):

   «Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.

Слайд 8.

- И именно это письмо, которое вы сейчас видите, в форме треугольника,  как один из элементов запечатлено на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- К сожалению,  в наше время  мы не можем подержать в руках те письма, которые приходили  с фронта. Но мы можем сами попробовать их сделать и  почувствовать себя на месте солдат.

- А вы хотите сами сделать такие треугольные письма? Давайте попробуем!

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. Слайд 9.

Изготовление в группах по технологической карте.

Звучит фонограмма песни «Фронтовые письма».

Украшение. Работа в группах:

1) Украшают цветами и георгиевской лентой.

2) Звезда и лента.

3) С голубями и цветами.

IV.  Динамическая пауза. (Танцевальная пауза под руководством группы девочек. Песня «Мир, который нужен мне»)

В группах выложить буквы из своих треугольников:

-Эта буква обозначает согласный звонкий непарный звук, она встречается в словах МАМА,  МОСКВА – М. (1-ая группа)

СЛАЙД 10. - Следующая – «лишняя» в наборе: Б, Ш, З, С, Р, П, Ж – Р. Почему? (3-я группа).

- 2-ой группе – буква – орфограмма в словах ЖИЗНЬ, ШИНЕЛЬ -  И.

- Посмотрите, какое слово у нас получилось? (М И Р)

- Ещё живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны. В нашем же селе остались только те, кто трудился для Победы в тылу и дети войны. Ещё можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать рассказы о тех временах.    

 - Сейчас они стали совсем старенькими и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Когда вы со своими родителями в День Победы пойдёте на праздник и увидите этих дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу. А как мы поступим с нашими письмами?

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Закончите предложения (СЛАЙД 11):

 Сегодня на занятии я узнал, что…

Я понял, что…

Я смогу рассказать …

 Я научился …

 Я смогу научить …

- Ребята, а почему мы должны помнить о той войне?

Ученики читают стихи:

1) Нужен мир тебе и мне

Чистый воздух на земле,

2) Птичий гомон, детский смех,

Солнце, дождик, белый снег,

3) Лишь война, лишь война,

На планете не нужна.

Песня «Мир, который нужен мне!».

Выставка книг о войне.