Оригами-почта
методическая разработка (3 класс)
Конспект занятия по внеурочноё деятельности в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по внеурочной деятельности
«Оригами – почта. Солдатский треугольник»
3 класс, 2019 год
Цель: Изготовление поздравительной открытки в форме солдатского треугольника.
Задачи:
Образовательная: активизировать и расширять знания обучающихся о значении писем в годы Великой Отечественной войны; формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, самостоятельную творческую активность.
Воспитательная: воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, бережное отношение к прошлому.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий; воспитание чувства ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
познавательные: выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов); самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы;
регулятивные: определять цель с помощью учителя; оценивать результат своей деятельности; взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;
коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос; умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища, вступать в диалог при выполнении практической работы; аргументировать свои высказывания; четко выражать свои мысли; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Ход занятия:
I. Орг. момент. Погружение в занятие.
- Упражнение на релаксацию «Холодно-тепло»
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- На улице мороз, дует ветер. Покажите, как вам холодно: обхватите себя руками, поднимите плечи, нахмурьтесь. Но вот пригрело солнышко, вам тепло, расслабьтесь, улыбнитесь. У всех хорошее настроение? (Да) А давайте повернемся и подарим нашим гостям свои улыбки, тем самым мы поприветствуем их на нашем занятии.
- Вспомним все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
II. Целеполагание.
- А какой сейчас месяц? (Февраль)
Ученик 1:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
(С.Маршак «Февраль»)
- Когда наша армия празднует день рождения? (23 февраля)
- Мы с вами сегодня обратимся ещё к одной памятной дате в жизни нашей страны.
- Для того, чтобы узнать и определить тему нашего занятия, я попрошу вас выполнить следующие задания:
РАБОТА В ПАРАХ (по карточкам):
- 1) ПОВТОРЕНИЕ БАЗОВЫХ форм оригами (по рисункам определить базовые формы, выявить «лишнюю» - ТРЕУГОЛЬНИК).
- 2) Отгадать загадки и тогда вы легко сможете вывести тему.
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит. (письмо)
Очень к вам хотело,
Ехало, летело, по морю плыло,
Наконец… пришло. (письмо)
- Так какая же тема нашего занятия? Чем мы сегодня займёмся?
- Верно, но не о простом письме пойдёт наша речь. А о солдатском письме.
СЛАЙД 1 с темой занятия.
СЛАЙД 2.
Научиться … Узнать из истории появления … |
СЛАЙД 3.
Научиться складывать треугольник - письмо. Узнать из истории появления солдатского треугольника. |
III. Работа по теме занятия.
- Сейчас мы отправляем письма по компьютеру или в прямоугольных конвертах, СЛАЙД 4 а раньше, в годы Великой Отечественной войны, письма имели треугольную форму.
- И о какой же дате ещё мы с гордостью сегодня можем вспомнить? (9 мая – День Победы).
- Верно, 74 года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Мы живем под мирным небом. Но память о солдатах - героях вечна.
- Во многих семьях до сих пор хранятся письма с фронта. Посмотрите, как выглядели эти письма. СЛАЙД 5.
- Их посылали без конвертов и марок. Просто сворачивали треугольником, их так и называли — «Солдатский треугольник».
Ученик 2.
Треугольники-птицы - оригами войны.
Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.
Далеки расстояния от фронтов до тылов.
Письма - связь расставаний через магию слов.
- Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». СЛАЙД 6. (Цензура – общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых вредными или нежелательными).
- Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?
– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.
- Прошло время и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в музей с надеждой, пока память жива – живы будут и их деды, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.
Анна Алексеевна.
- Ребята, сегодня у нас в гостях наша любимая и уважаемая … Анна Алексеевна – хранительница нашей сельской библиотеки. И не только. Анна Алексеевна собирает воспоминания родных и близких участников той страшной войны. Сейчас я передаю ей слово.
- Письма с ФРОНТА надо продолжать беречь, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Ученик 3.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Ученик 4.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.
- Эти письма от родных и близких, которых, уже нет рядом, самые дорогие реликвии.
- Что такое реликвия? (ГУГЛ) Реликвия – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом, о родных людях.
- А знаете ли вы, что в городе Волгограде стоит памятник солдатскому треугольнику?
Слайд 7.
Послушайте предысторию его возникновения (читает подготовленный ученик):
«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.
Слайд 8.
- И именно это письмо, которое вы сейчас видите, в форме треугольника, как один из элементов запечатлено на мемориальном комплексе «Солдатское поле».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- К сожалению, в наше время мы не можем подержать в руках те письма, которые приходили с фронта. Но мы можем сами попробовать их сделать и почувствовать себя на месте солдат.
- А вы хотите сами сделать такие треугольные письма? Давайте попробуем!
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. Слайд 9.
Изготовление в группах по технологической карте.
Звучит фонограмма песни «Фронтовые письма».
Украшение. Работа в группах:
1) Украшают цветами и георгиевской лентой.
2) Звезда и лента.
3) С голубями и цветами.
IV. Динамическая пауза. (Танцевальная пауза под руководством группы девочек. Песня «Мир, который нужен мне»)
В группах выложить буквы из своих треугольников:
-Эта буква обозначает согласный звонкий непарный звук, она встречается в словах МАМА, МОСКВА – М. (1-ая группа)
СЛАЙД 10. - Следующая – «лишняя» в наборе: Б, Ш, З, С, Р, П, Ж – Р. Почему? (3-я группа).
- 2-ой группе – буква – орфограмма в словах ЖИЗНЬ, ШИНЕЛЬ - И.
- Посмотрите, какое слово у нас получилось? (М И Р)
- Ещё живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны. В нашем же селе остались только те, кто трудился для Победы в тылу и дети войны. Ещё можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать рассказы о тех временах.
- Сейчас они стали совсем старенькими и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Когда вы со своими родителями в День Победы пойдёте на праздник и увидите этих дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу. А как мы поступим с нашими письмами?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Закончите предложения (СЛАЙД 11):
Сегодня на занятии я узнал, что… |
Я понял, что… |
Я смогу рассказать … |
Я научился … |
Я смогу научить … |
- Ребята, а почему мы должны помнить о той войне?
Ученики читают стихи:
1) Нужен мир тебе и мне
Чистый воздух на земле,
2) Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег,
3) Лишь война, лишь война,
На планете не нужна.
Песня «Мир, который нужен мне!».
Выставка книг о войне.