методическая разработка внеклассного занятия по теме "О вреде сквернословия"
методическая разработка (4 класс)

Даля Алимжановна Федорова

О вреде сквернословия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_skvernoslovii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ

Тема

О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

Составила и провела:

Федорова Д.А.

 Воспитатель ГПД

                                                        

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год

ЦЕЛЬ:  прививать любовь и бережное отношение к родному языку.

ЗАДАЧИ:

              - воспитывать негативное отношение к порокам человечества;

              - побуждать к нравственному самосовершенствованию.

ОФОРМЛЕНИЕ:  Презентация.  

Эпиграф

«Язык есть исповедь народа.

                                                                   В нём слышится его природа,

                                                                   Его душа и быт».

                                                                                         П.А. Вяземский

Ход  занятия

  1. Организационный  момент.

II.  Основная часть.

1. Воспитатель: Ежегодно в январе отмечается Международный День родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин», «У, клёво» и  междометие «Вау!». Ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», когда у людей хороший клёв на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «съехал», «с» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы».

2. Воспитатель: Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители.

Что же случилось с нашим языком за два века? У многих слов, как мы видим, появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась тележка для перевоза груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, теперь в него «пялятся». Из тарелок ели, на худой конец, в них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна. Что делать? Прогресс?! Бабки прежде были старые, ворчливые, стали – новые, зелёные, хрустящие.

3. Воспитатель:

Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200 – 300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. В качестве варианта хочу предложить вам послушать отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»:

Чтец 1:

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок –

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, … а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» - «Ступай себе мимо!» -

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» - «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?» -

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я …» -

«Так вон оно что! А как звать тебя?» -

                                               «Власом».-

«А кой тебе годик?» - «Шестой миновал …

Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Воспитатель: А сейчас вы услышите «перевод» на «новый русский» этого стихотворения.

Чтец 2.

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной

Пацан, правда, ещё не крутой;

Блиновый на вид и прикидик не клёвый.

«Здорово, чувак! - я ему говорю,-

А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре тащусь».

Я-то сперва не врубился, не въехал.

«Что обломался?» - он мне говорит.

«Бывай, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил под уздцы и быстрей пошагал.

4. Воспитатель:

 Из «материала» наши предки строили многоэтажные дома. Сегодня от этого слова осталось три буквы МАТ. Зато теперь строить ничего не надо. Он сам по себе и трёхэтажный, и десятиэтажный. А как бичует сквернословие Эдуард Асадов в стихотворении «О скверном и святом»:

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не просто просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну, как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

«Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!»

Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком.

5. Воспитатель:

Сегодня к нам в гости пришел   ФИО, который расскажет нам о вреде злословия.

(выступление лектора)

6.  Воспитатель:

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П. П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слога вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шепотом.

На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т. е. ДНК воспринимает человеческую речь.

7. Воспитатель: 

Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли», т. е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук

И. Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вот такие неопровержимые факты.

8. Воспитатель: 

В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Ученые медики пришли к выводу, что все болезни имеют свое происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность - вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

III. Итог занятия. Выводы и рассуждения.

Чтец 1:                           

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"

Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ».    Методическая разработка рассчитана на обучающи...

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...