дополнительная общеразвивающая программа "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Попова Надежда Ивановна

данная программа разработана и реализуется автором на базе общеобразовательного учреждения по запросу учителей начального звена. Программа направлена на удовлетворение потребностей младших школьников в организации познавательной досуговой деятельности. Автор-составитель  программы  в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов разрабатывает цикл системообразующих  воспитательных и досуговых мероприятий, которые в течение учебного года позволяют содействовать сплочению коллектива  детей, воспитанию норм поведения, социализации учащихся. Досуговые мероприятия проходят в форме музыкально-игровых программ, приуроченных к календарным и школьным праздникам. Педагог и учитель в рамках внеурочного времени  совместно с детьми  готовят и проводят мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Metod\Desktop\ПРОГРАММЫ кол-ов 2018\shapka-programmy.jpg

Учебная программа

 «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

на 2018/2019 учебный год

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)

программы «Я вхожу в мир искусств»

клубного объединения «Отдых»

направленность – социально-педагогическая,

срок реализации – 1 год.

Автор-составитель: Попова Надежда Ивановна, 

педагог дополнительного образования;

Барнаул-2018

1.Пояснительная записка.

Данная программа составлена с учетом запроса  на удовлетворении потребностей школьников начальных классов в организации познавательной досуговой деятельности, направлена на решение вопросов социализации детей, подростков и юношества посредствам проведения музыкально-познавательных досуговых программ. Программа имеет социально-педагогическую направленность, реализуется на базе образовательных учреждений (МБОУ «СОШ № 68» и МБУ ДО «ДХТД» в соответствии с условиями договора о сетевом взаимодействии).

Досуг детей младшего школьного возраста обладает обширным потенциалом в процессе социализации детей, их творческого развития, расцвета способностей, расширение диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности. Во многом в рамках свободного времени процесс формирования и развития индивида осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Особое место в формировании системы потребностей ребёнка занимает игровая деятельность, которую активно использует во время занятий и подготовки массовых воспитательных мероприятий педагог, реализующий программу.  Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в воспитании школьников, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познавать себя и окружающий мир, органично осваиваться  в нем.

Данное методологическое положение обуславливает целевую установку клубного объединения «Отдых» Дома художественного творчества, в котором и реализуется программа  через реализацию воспитательных досуговых программ в различных формах: зрелищно - игровых программ, концертов, конкурсов, театрализованных постановок и т.д.

В процессе реализации программы занятия со школьниками ориентированы на

  •  Усвоение и соблюдении нравственных общечеловеческих ценностей;
  • Воспитание экологической культуры
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Трудовое воспитание (учеба, труд),
  • Актуализация своих творческих дел.

Практический опыт показывает, что оптимальным подходом в решении педагогических задач является совместная взаимодополняющая творческая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, то есть педагогика сотворчества, основанная на принципе абсолютного приоритета ценностей личности, она обогащает и развивает ребёнка, формирует его позитивную «Я – концепцию».

В процессе подготовки к досуговому мероприятию, особое внимание уделяется сплочению коллектива класса, знакомство с познавательными, деятельными способами организации свободного времени, которые дети могут применить и в своих домашних и внутриклассных мероприятиях.

Основной формой обучения является  занятие в процессе которого  происходит знакомство с тематикой будущего мероприятия, разучивание песен, стихов, беседы, на заданную тему.  

Методы организации учебно-познавательной деятельности детей:

-словесный метод (рассказ, лекция, беседа), где сообщается информация о композиторе песни, авторе стихов, ведется беседа об использовании средств музыкальной выразительности;

-наглядный метод, практический метод (специальная методика работы над песней, разучиванием танца и т.д.).

-индуктивный метод (т.е. от частного к общему) - на примере изучения простейшей песни «Купим мы с бабушкой», дети знакомятся с мелодией песни, с фактами существования домашних животных, методами исполнения песни (динамика). И в тоже время, усваивая эти факты, делают обобщения, улавливают философский смысл песни.

2.Цель программы - создание эмоционально - доброжелательной творческой атмосферы, способствующей успешной социализации учащегося в  коллективе сверстников и взрослых через  приобретение  умений и навыков в области художественно- процессе совместных творческих мероприятий .

Задачи:

-  создание условий для приобретения опыта нравственного поведения в общении со сверстниками и взрослыми.

- знакомство с  различными  видами творческой деятельности (игровые формы, театрализации, практикумы, деятельностные технологии);

- расширение сферы познавательно-досуговой деятельности, как средства  личностного развития учащегося,

3.Краткая характеристика обучающихся:

Учащиеся начальных классов общеобразовательного учреждения (школы), возраст от 8 до 10 лет. Количество учащихся: 25-30 человек (один класс).

4. организация занятий. Занятия проводятся на базе школы или ДХТД, в зависимости от изучаемого материала, преимущественно в игровой форме. В процессе занятий с учащимися проводятся беседы, викторины, разучиваются песни и стихи, приуроченные к теме итогового мероприятия. Занятия проводятся по 3 часа в неделю на один класс, к занятиям могут  привлекаться как отдельные группы детей, так и весь класс. Занятия строятся с учетом индивидуальных интересов детей, пожеланий классного руководителя, занятости детей в общешкольных мероприятиях. В течение года возможно перераспределение часов в количестве занятий по темам, в связи с изменением количества учеников, воспитательным планом классного руководителя, участием детей в учебных и воспитательных мероприятиях  школы.

Краткая характеристика обучающихся:

1-й год обучения, возраст 6-8 лет, учащиеся 1-х классов

Количество в группе: 25-30 человек (один класс).

1-й год обучения

Цели и задачи:

- формирование интереса к организации досуга и свободного времени,

- создание условий для проявления творческой инициативы, занятий творческой деятельностью;

- воспитание зрительской и сценической культуры,

Примерный тематический план

(на одну группу (класс) обучающихся).

В течении года возможны изменения в количестве занятии по темам в связи с разным количеством учеников, воспитательным планом классного руководителя, загруженностью детей в школе.

                                           

Месяц

Темы

Количество часов

Тео

рия

практика

общее количество

Дата занятия

Сентябрь

2018

Организация коллектива. Будем знакомы!

Упражнения на знакомство с учащимися. Вводное занятие по пожарной и технике безопасности.

0.5

2.5

     3

01.09.

Организация коллектива. Вместе весело учится-игры на сплочение коллектива Вводное занятие по пожарной и технике безопасности

0,5

2,5

     3

08.09.

Подготовка к мероприятию; разучивание песен

 «Мы дошкольниками были», Учиться,учиться»

0.5

0.5

2,5

2.5

     3

     3

15.09.

     23.09

Мы  теперь не просто дети, мы теперь ученики!

- итоговое мероприятие

0,5

2,5

     3

29.09.

октябрь 2018

Друзья Букваря.Разучивание песен:

а) «Все мы буквы твердо знаем»

б) «Купим мы с бабушкой себе          курочку»

в )«Здравствуй праздник»

0.5

0,5

0,5

2.5

2,5

2,5

3

3

3

     06.10

     13.10

     

      20.10

г)Праздник Букваря (или Веселая Азбука)

0.5

2.5

3

27.10

Ноябрь 2018

а)«День матери»

б)«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

 в)«В гостях у наших мам»

0.5

0,5

0,5

2.5

2,5

2,5

3

3

      3

03.11

     10.11

      17.11

г )Новогодний калейдоскоп

0.5

2.5

3

24.11

Декабрь 2018

Новогодний калейдоскоп:

а)Разучивание песни «Снеженика»

б)Разучивание песни «Ты пришел к нам в гости дед Мороз»

в)Разучивание песни.«Мы белые снежинки»

0.5

0,5

0,5

0.5

2.5

2,5

2,5

2.5

3

3

3

3

01.12

08.12

15.12

22.12

г) «Новый год у ворот» –

итоговое мероприятие

0.5

2.5

3

29.12

Январь

2019

Я люблю своих животных:

а)Разучивание песни « Пропала собака»

б) разучивание песни «Колыбельная котику»

в)разучивание песни «Мишка с куклой»

0.5

0,5

0,5

2.5

2,5

2,5

3

3

3

05.01.

12.01.

19.01

г)«Терраса Черного кота»-

– итоговое мероприятие

0.5

2.5

3

26.01.

Февраль

2019

Сильные и смелые:

а ) Разучивание песни    «Бравые солдаты»

б) Разучивание песни « Бравые солдаты»

в) Праздник песни и строя.

0.5

0,5

0,5

2.5

2,5

2,5

3

3

3

02.02

09.02

16.02

г)День защитника Отечества

– итоговое мероприятие

0.5

2.5

3

23.02

Март

2019

Лучшие песни для наших мам:

а)  Разучивание песни «Сегодня мамин праздник»

б )Разучивание песни « Сегодня мамин праздник»

в)Любимые песни о маме

0.5

0,5

0,5

0.5

2.5

2,5

2,5

2.5

3

3

3

3

02.03

09.03.

16.03.

23.03

г) « Самая,  пресамая мамочка моя»  итоговое мероприятие

0.5

2.5

3

30.03

Апрель

2019

а) Повторение песен о школе,

Повторение песен о книгах

в) Повторение песен о маме

г) Разучивание танца  «Веселые мартышки»

д) Разучивание танца  «Веселые мартышки»

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3

3

3

3

06.04.

13.04.

     20.04.

   

     27.04.

Май

2019

До свидания, первый класс

а)подготовка к мероприятию  «Большая прогулка»

б)подготовка к мероприятию  «Большая прогулка»

в) разучивание танцев к мероприятию  « Большая прогулка»

0,5

0,5

0,5

2,5

2,5

2,5

3

3

3

04.05.

11.05.

18.05.

май

г)До свидания, первый класс!– итоговое мероприятие   «Большая прогулка»

0.5

2.5

3

25.05.

ИТОГО

19.5

97.5

117

Содержание.

1.тема «Будем знакомы!» -  для знакомства с учащимися, установления доверительных отношений в течение нескольких встреч проводятся игры на знакомство, беседы на выявление личных интересов,

2. тема «Вместе хорошо учиться» - для  сплочения коллектива в классе на занятиях проводятся викторины, игры на установление взаимодействия друг с другом, установление дружеских отношений,

3. тема «Подготовка к мероприятию «Мы – ученики!», –

- разучивание песен к празднику

- репетиции организационных моментов

- беседа с учащимися о правилах поведения во время культурно-досугового мероприятия;

4. «Мы - ученики!», - подготовка и проведение итогового мероприятия

5. тема «Друзья букваря», - на занятиях с детьми

 проводятся тематические игры, разучиваются стихотворения на тему;

- разучивание песен к празднику

- репетиции организационных моментов

- беседа с учащимися о правилах поведения во время выступления перед зрителями;

6. Тема «Праздник Букваря» (или «Веселая Азбука») -   подготовка и проведение итогового мероприятия;

7. Тема «Мамин день», - тематические занятия в классах, посвященные Международному Дню матери;

8.тема «Новогодний калейдоскоп», - 

8. «Новый год у ворот»,  – подготовка и проведение итогового мероприятия;

9. Тема «Юные следопыты»-

10. «Терраса Черного кота», - подготовка и проведение итогового мероприятия;

11. Тема «Сильные и смелые» –

- разучивание песен к празднику

- репетиции организационных моментов, концертных номеров;

- тематические беседы с учащимися о событиях, связанных с темой праздника;

12. «День защитника Отечества» – подготовка и проведение итогового мероприятия;

13. Тема «Лучшие песни для наших мам»-

14. Тема «Праздник 8-е Марта», – подготовка и проведение итогового мероприятия;

15. Тема «До свидания, первый класс!»,  -

16. «До свидания, первый класс!»  - подготовка и проведение итогового мероприятия;

Краткая характеристика обучающихся:

4-й год обучения, возраст 9-11 лет, учащиеся 2-х классов

Количество: 25-30 человек (один класс).  1 занятие в неделю 3 академических часа, предусматривающие смену деятельности.

Примерный тематический план

(на одну группу (класс) обучающихся).                                                                                                                                  

Месяц

Темы

Количество часов    

теория

практика

общее количество/ дата занятий

Сентябрь

Организация коллектива. Вводное занятие по пожарной и технике безопасности  Летние впечатления

0.5

   2.5

3

06.09

Подготовка к мероприятию «Азбука вежливости -комплименты»

0,5

2,5

3

13.09

Подготовка к мероприятию «Азбука вежливости - комплименты»

0,5

2,5

3

20.09

Игровая программа « Азбука вежливости - комплименты»

0,5

2,5

3

27.09

Октябрь

Подготовка к мероприятию « Лес мой, друг мой, Праздник урожая»  

0,5

2,5

3

04.10

Подготовка к мероприятию :  

« Лес мой, друг мой, Праздник урожая»

0,5

2,5

3

11.10

Игровая программа « Лес мой, друг мой, Праздник урожая»

0,5

2,5

3

18.10

Наш дружный класс, как мы относимся к работе на земле, к природе?

0,5

2,5

3

25.10

Ноябрь

Разучивание новогодней песни «Что такое снеженика?»

0,5

0.5

2,5

2.5

3

3

01.11

0.8.11

Разучивание новогодней песни

«Что такое снеженика?»

0,5

2,5

3

15.11

Разучивание танца  « Новый год за окном »

0,5

2,5

3

22.11

Разучивание танца  « Новый год за окном »

0,5

2,5

3

29.11

Декабрь

Новый год к нам мчится:

Разучивание песни-игры

 « Мы белые снежинки »

0.5

2.5    

3

06.12

Разучивание песни-игры

 «Мы белые снежинки »

0,5

2,5

3

13.12

Повторение изученных песен, танцев. игр

0,5

2,5

3

20.12

Мероприятие «Приключения у новогодней елки»

0,5

2,5

3

27.12

Январь

2018

Разучивание песни «Ты, да, я»

0,5

2,5

3

03.01

Разучивание песни «Ты, да,я»

0,5

2,5

3

10.01

Разучивание парного танца в игровой форме

« третий лишний»

0,5

0.5

2,5

2.5

3

3

17.01

24.01

Игровая программа

«Третий лишний»

0,5

2,5

3

31.01

Февраль

Подготовка к празднику песни и строя  разучивание песен    «Рота,  подьем»

0,5

2,5

3

07.02

Подготовка к празднику песни и строя  разучивание песен «Рота, подьем»

0,5

2,5

3

14.02

Игровая программа «Смелый воин»

0,5

2,5

3

21.02

Просмотр фильма мероприятия « Смелый воин» -обсуждение

0,5

2,5

3

28.02

Март

Подготовка к мероприятию   « Весна идет, весне дорогу»

0,5

2,5

3

07.03

«Весна идет, весне дорогу » - итоговое мероприятие

0,5

2,5

3

14.03

Разучивание песни     « Детство мое постой »

0,5

2,5

3

21.03

Разучивание песни     « Детство мое постой »

0,5

2,5

   

3

28.03

Апрель

Разучивание танца   «  С метлой»

0,5

2,5

3

04.04

Разучивание танца   « С метлой»

0,5

2,5

3

11.04

Разучивание песни    « Мамины глаза »

0,5

2,5

3

18.04

Разучивание песни   « Мамины глаза»

0,5

2,5

3

25.04

Май

Подготовка к мероприятию

 Разучивание песни «Джин»

0,5

2,5

3

02.05

Подготовка к мероприятию. Разучивание песни «Джин»

0,5

2,5

3

09.05

Песня « Карусель»

0,5

0.5

2,5

2.5

3

3

16.05

23.05

Игровая программа «До свиданья, школа»

0,5

2,5

3

30.05

ИТОГО

19.5

97.5

117

Содержание.

1.тема «Азбука вежливости»-  через употребление комплиментов продолжается воспитательная работа ( начатая в 1-3 классах) по выработке навыков культурного общения,  для чего в течение нескольких встреч проводятся игры на знакомство, беседы на выявление личных интересов, установления доверительных отношений между детьми

2. тема «Лес мой, друг мой» - формирование у детей правильного отношения к природе, к труду на земле, в классе на занятиях проводятся викторины, игры, разучиваются песни о природе, проводится «праздник урожая»

3 тема  «Новый год к нам мчится»  - прививается  любовь к зимней природе, на примере зимних забав, игр, песен дети продолжают жить  с добрым отношением к природе в любое время года.

4 тема «Приключения у новогодней елки»- дети учатся организовывать свой досуг, интересно и познавательно участвовать в игровых программах.

5 тема «Ты, да, я»- разучивание песни «Ты, да, я». Работа над ровным, вокальным исполнением песни, с помощью разучивания песни сплачивается коллектив детей, общая работа готовит к проведению выпускного вечера.

6 тема « третий лишний» - игровая программа

7тема «Смелый воин» - подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества», прививает  уважение и любовь к защитникам отечества,  к   своей Родине.

8 тема «Весна идет, весне дорогу» -показывает, что весной оживает,  природа, животный мир, и преображается не только природа но и человек.

9 тема «Детство мое,  постой» - разучивание одноименной песни, подготовка к проведению выпускного вечера

10 тема разучивание песни « Джин»  готовит детей к проведению выпускного вечера.

11 тема разучивание песни « Карусель»  готовит детей к проведению выпускного вечера.

12 тема «До свиданья, школа» -мероприятие посвящается  в игровой форме детям, родителям, учителю, и в то же время освещает  результат их совместной работы .

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы. В процессе реализации программы используются дидактические материалы педагогов творческих объединений МБУ ДО ДХТД,  методические разработки, сценарии составленные педагогами-организаторами, реализующими программу.

В  рамках  данной  программы  предполагается  использовать  следующие  методы  обучения:

1.        Метод эмоционального погружения ребенка в образ с помощью музыкальных и постановочных игр.

2.        Методы  формирования  познавательного  интереса:  познавательные  игры,  активизация  внимания  к  новой  теме,  стимулирование  занимательностью,  эмоционально-нравственное  стимулирование,  использование  средств  художественности,  яркости,  эмоциональности,  эффект  удивления,  сопоставление  научных  и  житейских  толкований, воспитывается чувство сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.

3.        Практические  формы  обучения:  учебные занятия,  концертные выступления, конкурсы и фестивали, праздники и т.д.

4.        Методы  стимулирования  и  мотивации  обучающихся:  побуждение  к  активной  деятельности через словесную похвалу

Материально-техническое обеспечение

 -  учебные аудитории, актовый зал,

-  звукоусиливающая техника,

-  медиатека, фонотека ,

-  звукозаписывающая аппаратура, компьютер.  

- реквизит, костюмы, прочие материалы,

- дидактический материал: разработки сценарного материала.

Кадровое обеспечение.

Педагоги, имеющие профильное образование и опыт работы с детскими творческими коллективами, художественного направления. Возможно привлечение специалистов из учреждений культуры и искусства (хореографы, музыканты, балетмейстеры, артисты театров, художники, певцы и т.д.)

3.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования/ В.А.Горский // Дополнительное образование-№3- 2003

2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова //М.: ВЛАДОС - 2002.

3.Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева.// Москва- 2000.

4.Дополнительное образование детей: методическая служба/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко//Издательство «Учитель» - 2005.

5.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход//СПб -2005.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1.Современная концепция и методика обучения музыке./ Бергер Н.А. // СПб., 2004.

​2. Музыкальные сказки и игры. / Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. //М., 2002.

3.Дополнительное образование детей./ Кульневич С.В., Иванченко В.Н.// Ростов-на-Дону 2005.

​ 4. Развитие детского голоса в процессе обучения пению./ Стулова Г.П.// М., 1992.

5. Теория и практика работы с детским хором./ Стулова Г.П.// М., 2002.

 6.Ступеньки музыкальной грамотности./ Струве Г.А.// СПб., 1997.

​7.  Пение и воспитание детей в хоре./ Шереметьев В.М.//М., 1998.

  8.Веселая логоритмика./ Железнова Е.С.// М.. 2010 .      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"

     Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО

http://www.cposo.ru/res/gazeta/2013/03.pdf Отношение учителя к своему предмету определяет ка-чество обучения. Малейшее равнодушие педагогазамечается и передаётся ученикам.У учителя начальны...

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Проведение экскурсий в первом классе в начале учебного года....

Праздник для 2 класса "Учиться надо весело..." Игра "Крестики-нолики"

Праздник " Учиться надо весело..." можно провести в конце четверти. Это игра "Крестики-нолики", где соревнуются 2 команды. На доске помещается поле для игры - карточки с перевернутыми заданиями....

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"

Знакомство с пословицами о труде...

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить" презентация к уроку (4 класс)

Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"презентация к уроку (4 класс)...