дополнительная общеразвивающая программа "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
данная программа разработана и реализуется автором на базе общеобразовательного учреждения по запросу учителей начального звена. Программа направлена на удовлетворение потребностей младших школьников в организации познавательной досуговой деятельности. Автор-составитель программы в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов разрабатывает цикл системообразующих воспитательных и досуговых мероприятий, которые в течение учебного года позволяют содействовать сплочению коллектива детей, воспитанию норм поведения, социализации учащихся. Досуговые мероприятия проходят в форме музыкально-игровых программ, приуроченных к календарным и школьным праздникам. Педагог и учитель в рамках внеурочного времени совместно с детьми готовят и проводят мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Учиться надо весело,чтоб хорошо учиться!" | 224.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
на 2018/2019 учебный год
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Я вхожу в мир искусств»
клубного объединения «Отдых»
направленность – социально-педагогическая,
срок реализации – 1 год.
Автор-составитель: Попова Надежда Ивановна,
педагог дополнительного образования;
Барнаул-2018
1.Пояснительная записка.
Данная программа составлена с учетом запроса на удовлетворении потребностей школьников начальных классов в организации познавательной досуговой деятельности, направлена на решение вопросов социализации детей, подростков и юношества посредствам проведения музыкально-познавательных досуговых программ. Программа имеет социально-педагогическую направленность, реализуется на базе образовательных учреждений (МБОУ «СОШ № 68» и МБУ ДО «ДХТД» в соответствии с условиями договора о сетевом взаимодействии).
Досуг детей младшего школьного возраста обладает обширным потенциалом в процессе социализации детей, их творческого развития, расцвета способностей, расширение диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности. Во многом в рамках свободного времени процесс формирования и развития индивида осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Особое место в формировании системы потребностей ребёнка занимает игровая деятельность, которую активно использует во время занятий и подготовки массовых воспитательных мероприятий педагог, реализующий программу. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в воспитании школьников, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познавать себя и окружающий мир, органично осваиваться в нем.
Данное методологическое положение обуславливает целевую установку клубного объединения «Отдых» Дома художественного творчества, в котором и реализуется программа через реализацию воспитательных досуговых программ в различных формах: зрелищно - игровых программ, концертов, конкурсов, театрализованных постановок и т.д.
В процессе реализации программы занятия со школьниками ориентированы на
- Усвоение и соблюдении нравственных общечеловеческих ценностей;
- Воспитание экологической культуры
- Развитие коммуникативных навыков
- Трудовое воспитание (учеба, труд),
- Актуализация своих творческих дел.
Практический опыт показывает, что оптимальным подходом в решении педагогических задач является совместная взаимодополняющая творческая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, то есть педагогика сотворчества, основанная на принципе абсолютного приоритета ценностей личности, она обогащает и развивает ребёнка, формирует его позитивную «Я – концепцию».
В процессе подготовки к досуговому мероприятию, особое внимание уделяется сплочению коллектива класса, знакомство с познавательными, деятельными способами организации свободного времени, которые дети могут применить и в своих домашних и внутриклассных мероприятиях.
Основной формой обучения является занятие в процессе которого происходит знакомство с тематикой будущего мероприятия, разучивание песен, стихов, беседы, на заданную тему.
Методы организации учебно-познавательной деятельности детей:
-словесный метод (рассказ, лекция, беседа), где сообщается информация о композиторе песни, авторе стихов, ведется беседа об использовании средств музыкальной выразительности;
-наглядный метод, практический метод (специальная методика работы над песней, разучиванием танца и т.д.).
-индуктивный метод (т.е. от частного к общему) - на примере изучения простейшей песни «Купим мы с бабушкой», дети знакомятся с мелодией песни, с фактами существования домашних животных, методами исполнения песни (динамика). И в тоже время, усваивая эти факты, делают обобщения, улавливают философский смысл песни.
2.Цель программы - создание эмоционально - доброжелательной творческой атмосферы, способствующей успешной социализации учащегося в коллективе сверстников и взрослых через приобретение умений и навыков в области художественно- процессе совместных творческих мероприятий .
Задачи:
- создание условий для приобретения опыта нравственного поведения в общении со сверстниками и взрослыми.
- знакомство с различными видами творческой деятельности (игровые формы, театрализации, практикумы, деятельностные технологии);
- расширение сферы познавательно-досуговой деятельности, как средства личностного развития учащегося,
3.Краткая характеристика обучающихся:
Учащиеся начальных классов общеобразовательного учреждения (школы), возраст от 8 до 10 лет. Количество учащихся: 25-30 человек (один класс).
4. организация занятий. Занятия проводятся на базе школы или ДХТД, в зависимости от изучаемого материала, преимущественно в игровой форме. В процессе занятий с учащимися проводятся беседы, викторины, разучиваются песни и стихи, приуроченные к теме итогового мероприятия. Занятия проводятся по 3 часа в неделю на один класс, к занятиям могут привлекаться как отдельные группы детей, так и весь класс. Занятия строятся с учетом индивидуальных интересов детей, пожеланий классного руководителя, занятости детей в общешкольных мероприятиях. В течение года возможно перераспределение часов в количестве занятий по темам, в связи с изменением количества учеников, воспитательным планом классного руководителя, участием детей в учебных и воспитательных мероприятиях школы.
Краткая характеристика обучающихся:
1-й год обучения, возраст 6-8 лет, учащиеся 1-х классов
Количество в группе: 25-30 человек (один класс).
1-й год обучения
Цели и задачи:
- формирование интереса к организации досуга и свободного времени,
- создание условий для проявления творческой инициативы, занятий творческой деятельностью;
- воспитание зрительской и сценической культуры,
Примерный тематический план
(на одну группу (класс) обучающихся).
В течении года возможны изменения в количестве занятии по темам в связи с разным количеством учеников, воспитательным планом классного руководителя, загруженностью детей в школе.
Месяц | Темы | Количество часов | |||
Тео рия | практика | общее количество | Дата занятия | ||
Сентябрь 2018 | Организация коллектива. Будем знакомы! Упражнения на знакомство с учащимися. Вводное занятие по пожарной и технике безопасности. | 0.5 | 2.5 | 3 | 01.09. |
Организация коллектива. Вместе весело учится-игры на сплочение коллектива Вводное занятие по пожарной и технике безопасности | 0,5 | 2,5 | 3 | 08.09. | |
Подготовка к мероприятию; разучивание песен «Мы дошкольниками были», Учиться,учиться» | 0.5 0.5 | 2,5 2.5 | 3 3 | 15.09. 23.09 | |
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики! - итоговое мероприятие | 0,5 | 2,5 | 3 | 29.09. | |
октябрь 2018 | Друзья Букваря.Разучивание песен: а) «Все мы буквы твердо знаем» б) «Купим мы с бабушкой себе курочку» в )«Здравствуй праздник» | 0.5 0,5 0,5 | 2.5 2,5 2,5 | 3 3 3 | 06.10 13.10
20.10 |
г)Праздник Букваря (или Веселая Азбука) | 0.5 | 2.5 | 3 | 27.10 | |
Ноябрь 2018 | а)«День матери» б)«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» в)«В гостях у наших мам» | 0.5 0,5 0,5 | 2.5 2,5 2,5 | 3 3 3 | 03.11 10.11 17.11 |
г )Новогодний калейдоскоп | 0.5 | 2.5 | 3 | 24.11 | |
Декабрь 2018 | Новогодний калейдоскоп: а)Разучивание песни «Снеженика» б)Разучивание песни «Ты пришел к нам в гости дед Мороз» в)Разучивание песни.«Мы белые снежинки» | 0.5 0,5 0,5 0.5 | 2.5 2,5 2,5 2.5 | 3 3 3 3 | 01.12 08.12 15.12 22.12 |
г) «Новый год у ворот» – итоговое мероприятие | 0.5 | 2.5 | 3 | 29.12 | |
Январь 2019 | Я люблю своих животных: а)Разучивание песни « Пропала собака» б) разучивание песни «Колыбельная котику» в)разучивание песни «Мишка с куклой» | 0.5 0,5 0,5 | 2.5 2,5 2,5 | 3 3 3 | 05.01. 12.01. 19.01 |
г)«Терраса Черного кота»- – итоговое мероприятие | 0.5 | 2.5 | 3 | 26.01. | |
Февраль 2019 | Сильные и смелые: а ) Разучивание песни «Бравые солдаты» б) Разучивание песни « Бравые солдаты» в) Праздник песни и строя. | 0.5 0,5 0,5 | 2.5 2,5 2,5 | 3 3 3 | 02.02 09.02 16.02 |
г)День защитника Отечества – итоговое мероприятие | 0.5 | 2.5 | 3 | 23.02 | |
Март 2019 | Лучшие песни для наших мам: а) Разучивание песни «Сегодня мамин праздник» б )Разучивание песни « Сегодня мамин праздник» в)Любимые песни о маме | 0.5 0,5 0,5 0.5 | 2.5 2,5 2,5 2.5 | 3 3 3 3 | 02.03 09.03. 16.03. 23.03 |
г) « Самая, пресамая мамочка моя» итоговое мероприятие | 0.5 | 2.5 | 3 | 30.03 | |
Апрель 2019 | а) Повторение песен о школе, Повторение песен о книгах в) Повторение песен о маме г) Разучивание танца «Веселые мартышки» д) Разучивание танца «Веселые мартышки» | 0,5 0,5 0,5 0,5 | 2,5 2,5 2,5 2,5 | 3 3 3 3 | 06.04. 13.04. 20.04.
27.04. |
Май 2019 | До свидания, первый класс а)подготовка к мероприятию «Большая прогулка» б)подготовка к мероприятию «Большая прогулка» в) разучивание танцев к мероприятию « Большая прогулка» | 0,5 0,5 0,5 | 2,5 2,5 2,5 | 3 3 3 | 04.05. 11.05. 18.05. |
май | г)До свидания, первый класс!– итоговое мероприятие «Большая прогулка» | 0.5 | 2.5 | 3 | 25.05. |
ИТОГО | 19.5 | 97.5 | 117 |
Содержание.
1.тема «Будем знакомы!» - для знакомства с учащимися, установления доверительных отношений в течение нескольких встреч проводятся игры на знакомство, беседы на выявление личных интересов,
2. тема «Вместе хорошо учиться» - для сплочения коллектива в классе на занятиях проводятся викторины, игры на установление взаимодействия друг с другом, установление дружеских отношений,
3. тема «Подготовка к мероприятию «Мы – ученики!», –
- разучивание песен к празднику
- репетиции организационных моментов
- беседа с учащимися о правилах поведения во время культурно-досугового мероприятия;
4. «Мы - ученики!», - подготовка и проведение итогового мероприятия
5. тема «Друзья букваря», - на занятиях с детьми
проводятся тематические игры, разучиваются стихотворения на тему;
- разучивание песен к празднику
- репетиции организационных моментов
- беседа с учащимися о правилах поведения во время выступления перед зрителями;
6. Тема «Праздник Букваря» (или «Веселая Азбука») - подготовка и проведение итогового мероприятия;
7. Тема «Мамин день», - тематические занятия в классах, посвященные Международному Дню матери;
8.тема «Новогодний калейдоскоп», -
8. «Новый год у ворот», – подготовка и проведение итогового мероприятия;
9. Тема «Юные следопыты»-
10. «Терраса Черного кота», - подготовка и проведение итогового мероприятия;
11. Тема «Сильные и смелые» –
- разучивание песен к празднику
- репетиции организационных моментов, концертных номеров;
- тематические беседы с учащимися о событиях, связанных с темой праздника;
12. «День защитника Отечества» – подготовка и проведение итогового мероприятия;
13. Тема «Лучшие песни для наших мам»-
14. Тема «Праздник 8-е Марта», – подготовка и проведение итогового мероприятия;
15. Тема «До свидания, первый класс!», -
16. «До свидания, первый класс!» - подготовка и проведение итогового мероприятия;
Краткая характеристика обучающихся:
4-й год обучения, возраст 9-11 лет, учащиеся 2-х классов
Количество: 25-30 человек (один класс). 1 занятие в неделю 3 академических часа, предусматривающие смену деятельности.
Примерный тематический план
(на одну группу (класс) обучающихся).
Месяц | Темы | Количество часов | |||||
теория | практика | общее количество/ дата занятий | |||||
Сентябрь | Организация коллектива. Вводное занятие по пожарной и технике безопасности Летние впечатления | 0.5 | 2.5 | 3 | 06.09 | ||
Подготовка к мероприятию «Азбука вежливости -комплименты» | 0,5 | 2,5 | 3 | 13.09 | |||
Подготовка к мероприятию «Азбука вежливости - комплименты» | 0,5 | 2,5 | 3 | 20.09 | |||
Игровая программа « Азбука вежливости - комплименты» | 0,5 | 2,5 | 3 | 27.09 | |||
Октябрь | Подготовка к мероприятию « Лес мой, друг мой, Праздник урожая» | 0,5 | 2,5 | 3 | 04.10 | ||
Подготовка к мероприятию : « Лес мой, друг мой, Праздник урожая» | 0,5 | 2,5 | 3 | 11.10 | |||
Игровая программа « Лес мой, друг мой, Праздник урожая» | 0,5 | 2,5 | 3 | 18.10 | |||
Наш дружный класс, как мы относимся к работе на земле, к природе? | 0,5 | 2,5 | 3 | 25.10 | |||
Ноябрь | Разучивание новогодней песни «Что такое снеженика?» | 0,5 0.5 | 2,5 2.5 | 3 3 | 01.11 0.8.11 | ||
Разучивание новогодней песни «Что такое снеженика?» | 0,5 | 2,5 | 3 | 15.11 | |||
Разучивание танца « Новый год за окном » | 0,5 | 2,5 | 3 | 22.11 | |||
Разучивание танца « Новый год за окном » | 0,5 | 2,5 | 3 | 29.11 | |||
Декабрь | Новый год к нам мчится: Разучивание песни-игры « Мы белые снежинки » | 0.5 | 2.5 | 3 | 06.12 | ||
Разучивание песни-игры «Мы белые снежинки » | 0,5 | 2,5 | 3 | 13.12 | |||
Повторение изученных песен, танцев. игр | 0,5 | 2,5 | 3 | 20.12 | |||
Мероприятие «Приключения у новогодней елки» | 0,5 | 2,5 | 3 | 27.12 | |||
Январь 2018 | Разучивание песни «Ты, да, я» | 0,5 | 2,5 | 3 | 03.01 | ||
Разучивание песни «Ты, да,я» | 0,5 | 2,5 | 3 | 10.01 | |||
Разучивание парного танца в игровой форме « третий лишний» | 0,5 0.5 | 2,5 2.5 | 3 3 | 17.01 24.01 | |||
Игровая программа «Третий лишний» | 0,5 | 2,5 | 3 | 31.01 | |||
Февраль | Подготовка к празднику песни и строя разучивание песен «Рота, подьем» | 0,5 | 2,5 | 3 | 07.02 | ||
Подготовка к празднику песни и строя разучивание песен «Рота, подьем» | 0,5 | 2,5 | 3 | 14.02 | |||
Игровая программа «Смелый воин» | 0,5 | 2,5 | 3 | 21.02 | |||
Просмотр фильма мероприятия « Смелый воин» -обсуждение | 0,5 | 2,5 | 3 | 28.02 | |||
Март | Подготовка к мероприятию « Весна идет, весне дорогу» | 0,5 | 2,5 | 3 | 07.03 | ||
«Весна идет, весне дорогу » - итоговое мероприятие | 0,5 | 2,5 | 3 | 14.03 | |||
Разучивание песни « Детство мое постой » | 0,5 | 2,5 | 3 | 21.03 | |||
Разучивание песни « Детство мое постой » | 0,5 | 2,5
| 3 | 28.03 | |||
Апрель | Разучивание танца « С метлой» | 0,5 | 2,5 | 3 | 04.04 | ||
Разучивание танца « С метлой» | 0,5 | 2,5 | 3 | 11.04 | |||
Разучивание песни « Мамины глаза » | 0,5 | 2,5 | 3 | 18.04 | |||
Разучивание песни « Мамины глаза» | 0,5 | 2,5 | 3 | 25.04 | |||
Май | Подготовка к мероприятию Разучивание песни «Джин» | 0,5 | 2,5 | 3 | 02.05 | ||
Подготовка к мероприятию. Разучивание песни «Джин» | 0,5 | 2,5 | 3 | 09.05 | |||
Песня « Карусель» | 0,5 0.5 | 2,5 2.5 | 3 3 | 16.05 23.05 | |||
Игровая программа «До свиданья, школа» | 0,5 | 2,5 | 3 | 30.05 | |||
ИТОГО | 19.5 | 97.5 | 117 |
Содержание.
1.тема «Азбука вежливости»- через употребление комплиментов продолжается воспитательная работа ( начатая в 1-3 классах) по выработке навыков культурного общения, для чего в течение нескольких встреч проводятся игры на знакомство, беседы на выявление личных интересов, установления доверительных отношений между детьми
2. тема «Лес мой, друг мой» - формирование у детей правильного отношения к природе, к труду на земле, в классе на занятиях проводятся викторины, игры, разучиваются песни о природе, проводится «праздник урожая»
3 тема «Новый год к нам мчится» - прививается любовь к зимней природе, на примере зимних забав, игр, песен дети продолжают жить с добрым отношением к природе в любое время года.
4 тема «Приключения у новогодней елки»- дети учатся организовывать свой досуг, интересно и познавательно участвовать в игровых программах.
5 тема «Ты, да, я»- разучивание песни «Ты, да, я». Работа над ровным, вокальным исполнением песни, с помощью разучивания песни сплачивается коллектив детей, общая работа готовит к проведению выпускного вечера.
6 тема « третий лишний» - игровая программа
7тема «Смелый воин» - подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества», прививает уважение и любовь к защитникам отечества, к своей Родине.
8 тема «Весна идет, весне дорогу» -показывает, что весной оживает, природа, животный мир, и преображается не только природа но и человек.
9 тема «Детство мое, постой» - разучивание одноименной песни, подготовка к проведению выпускного вечера
10 тема разучивание песни « Джин» готовит детей к проведению выпускного вечера.
11 тема разучивание песни « Карусель» готовит детей к проведению выпускного вечера.
12 тема «До свиданья, школа» -мероприятие посвящается в игровой форме детям, родителям, учителю, и в то же время освещает результат их совместной работы .
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы. В процессе реализации программы используются дидактические материалы педагогов творческих объединений МБУ ДО ДХТД, методические разработки, сценарии составленные педагогами-организаторами, реализующими программу.
В рамках данной программы предполагается использовать следующие методы обучения:
1. Метод эмоционального погружения ребенка в образ с помощью музыкальных и постановочных игр.
2. Методы формирования познавательного интереса: познавательные игры, активизация внимания к новой теме, стимулирование занимательностью, эмоционально-нравственное стимулирование, использование средств художественности, яркости, эмоциональности, эффект удивления, сопоставление научных и житейских толкований, воспитывается чувство сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.
3. Практические формы обучения: учебные занятия, концертные выступления, конкурсы и фестивали, праздники и т.д.
4. Методы стимулирования и мотивации обучающихся: побуждение к активной деятельности через словесную похвалу
Материально-техническое обеспечение
- учебные аудитории, актовый зал,
- звукоусиливающая техника,
- медиатека, фонотека ,
- звукозаписывающая аппаратура, компьютер.
- реквизит, костюмы, прочие материалы,
- дидактический материал: разработки сценарного материала.
Кадровое обеспечение.
Педагоги, имеющие профильное образование и опыт работы с детскими творческими коллективами, художественного направления. Возможно привлечение специалистов из учреждений культуры и искусства (хореографы, музыканты, балетмейстеры, артисты театров, художники, певцы и т.д.)
3.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования/ В.А.Горский // Дополнительное образование-№3- 2003
2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова //М.: ВЛАДОС - 2002.
3.Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева.// Москва- 2000.
4.Дополнительное образование детей: методическая служба/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко//Издательство «Учитель» - 2005.
5.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход//СПб -2005.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1.Современная концепция и методика обучения музыке./ Бергер Н.А. // СПб., 2004.
2. Музыкальные сказки и игры. / Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. //М., 2002.
3.Дополнительное образование детей./ Кульневич С.В., Иванченко В.Н.// Ростов-на-Дону 2005.
4. Развитие детского голоса в процессе обучения пению./ Стулова Г.П.// М., 1992.
5. Теория и практика работы с детским хором./ Стулова Г.П.// М., 2002.
6.Ступеньки музыкальной грамотности./ Струве Г.А.// СПб., 1997.
7. Пение и воспитание детей в хоре./ Шереметьев В.М.//М., 1998.
8.Веселая логоритмика./ Железнова Е.С.// М.. 2010 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...
Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...
УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО
http://www.cposo.ru/res/gazeta/2013/03.pdf Отношение учителя к своему предмету определяет ка-чество обучения. Малейшее равнодушие педагогазамечается и передаётся ученикам.У учителя начальны...
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
Проведение экскурсий в первом классе в начале учебного года....
Праздник для 2 класса "Учиться надо весело..." Игра "Крестики-нолики"
Праздник " Учиться надо весело..." можно провести в конце четверти. Это игра "Крестики-нолики", где соревнуются 2 команды. На доске помещается поле для игры - карточки с перевернутыми заданиями....
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"
Знакомство с пословицами о труде...
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить" презентация к уроку (4 класс)
Занятие на тему "Чтобы хорошо жить,надо труд любить"презентация к уроку (4 класс)...