конспект занятия в ГПД на тему: "День космонавтики. Выполнение рисунков."
план-конспект занятия (2, 3 класс)
Космос всегда был и остается сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звездное небо завораживает своей красотой, а звезды издревле были верными проводниками для путешественников. Поэтому неудивительно, что День космонавтики весьма популярный и любимый в народе праздник.В данном занятии я предлогаю детям взглянуть на космос глазами художников-космистов и выполнить интересные творческие работы в технике "Граттаж". Данная техника занимает не много времени и вызывает восторг у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 64.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Загадочный космос. Выполнение рисунков.
Цель: создать благоприятные условия для расширения знаний и представлений детей о космосе, развития их творческих способностей.
Задачи:
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.
Развивающие: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям; расширению знаний детей о космосе, известных космонавтах, художниках-космистах.
Образовательные: формирование способностей обучающихся к новому способу художественного действия – технике «граттаж»; учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, в соответствии с поставленной задачей.
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности:
Планируемые результаты:
Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения; высказывать свои предложения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.
Предметные: формирование знаний у обучающихся о космосе, космонавтах, космическом пространстве, формировать умения выполнять рисунок в технике «граттаж».
Используемые методы и технологии: беседа, коллективная творческая работа.
Техническое оснащение: компьютер с колонками, проектор.
Объект труда: заранее заготовленные листы, покрытые воском и черной краской; деревянная палочка, ручка или спица; тряпочка.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
– Здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет интересное занятие, на котором мы сделаем красивую коллективную работу. А вот на какую тему будет эта работа, вы сейчас мне расскажите сами.
2. Определение темы занятия.
Слушаем сообщение ТАСС о первом полете человека в космос.
– Предположите, о чем будем говорить сегодня на занятии?
– Сейчас мы с вами прослушали документальную запись. Это наша с вами история, история нашей страны. 12 апреля 1961 года первый в мире человек поднялся в космос. И теперь в этот день отмечают праздник – День космонавтики.
3. Работа по теме:
– Вы уже большие и много знаете о открытии космического пространства. Сегодня покорять просторы космоса нам помогут художники-космисты. Как вы думаете, кто такие художники-космисты?
-Это художники, которые передают не ту реальность, которую мы видим, а отражают красоту нездешних миров. Космисты передают красоту космического мира.
-Давайте откроим первый «пазл» и познакомимся с одной из картин. (Дети по одному выходят и открывают одну из картин).
Александр Дайнека «Покорители космоса».
- Что мы видим на картине художника? Каких покорителей космоса вы знаете?
Как известно, первым побывавшим в космосе человеком является Юрий Гагарин. Его исторический полёт, прогремевший на весь мир, был совершён 12-го апреля 1961-го года. Именно эта дата названа «Днём космонавтики».
На корабле «Восток-1» первый космонавт совершил один виток вокруг планеты. Полёт длился 108 минут. За время, проведенное на орбите, Гагарин выполнил всю намеченную программу. По его воспоминаниям, он тщательно записывал все свои наблюдения, рассматривал Землю.
- Давайте посмотрим на картину следующего художника-космиста, его зовут Владимир Тельдман, он написал картину «Звездам на встречу. Юрий Гагарин». Опишите, пожалуйста, каким вы видите нашего героя.
-Кто еще покорял просторы космоса?
Первая женщина-космонавт
Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. (вешаем портрет на доску).Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток.
Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне. Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка».
Еще один великий человек впервые вышел в открытый космос в 1965-ом году. Речь о советском космонавте Алексее Леонове. ( Вешаем портрет на доску) В тот знаменательный полёт он отправился 18-го марта совместно с напарником Павлом Беляевым на КК «Восход-2».
Достигнув орбиты, Леонов облачился в разработанный для выхода в открытый космос скафандр. Запаса кислорода в нём хватало на сорок пять минут. Беляев в это время начал устанавливать гибкую шлюзовую камеру, посредством которой Леонов и должен был осуществить выход в космос. Приняв все необходимые меры предосторожности, Леонов покинул корабль. Всего за его пределами космонавт провёл 12 минут 9 секунд. В это время напарник Леонова передал на Землю сообщение о том, что человек вышел в открытый космос. По телевидению транслировалось изображение парящего на фоне Земли космонавта.
Во время возвращения пришлось поволноваться, так как в условиях вакуума скафандр сильно раздулся, из-за чего Леонов не помещался в шлюзовую камеру. Оказавшись узником космического пространства, он самостоятельно нашёл выход из этой ситуации, понимая что в данном случае советом с Земли ему не помогут. Чтобы уменьшить размеры скафандра, космонавт стравил излишки кислорода. Делал он это постепенно, одновременно стараясь протиснуться в камеру. Каждая минута была на счету. О своих переживаниях в тот момент Леонов предпочитает никому не рассказывать.
Трудности со скафандром оказались не последними неприятностями того значимого полёта. Оказалось, что система ориентации не работает, и для приземления космонавты вынуждены были перейти на ручное управление. Результатом такой посадки стало то, что Беляев и Леонов приземлились не в том месте, где предполагалось. Капсула оказалась в тайге в 180-ти километрах от Перми. Спустя двое суток космонавты были обнаружены. Этот успешный полёт был отмечен присвоением Леонову и Беляеву звания Героя Советского Союза.
Этот не просто космонавт, а космонавт -художник. Его картины написаны по эскизам, сделанными в космосе. Давайте познакомимся с его творчеством:
«Космический корабль Союз». Какие еще корабли вы знаете?
«Утро в космосе» Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта.
Им написана серия картин «На луне». Что вам известно о луне?
- Но не только наши художники-космисты изображали просторы космоса . Например, Уолтер Мойерс , американский художник, который с детства увлекался астрономией, его картины нарисованы в соответствии с научными данными. Основным сюжетом были планеты и звезды. Например: «Рассвет на Марсе».
Какие планеты вы знаете?
Расскажите, что вам известно о звездах?
4. Выполнение практической работы.
– Итак, тема сегодняшнего занятия: Загадочный космос. Выполнение рисунков.
– Сегодня мы с вами будем художниками-космистами и нарисуем космос таким, каким его видите вы!
– А рисовать мы будем в необычной, очень интересной технике «граттаж» – это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Посмотрите, какая работа может у вас получиться (показываю свою работу). Я вам раздам вот такие листы – они покрыты сначала воском, а затем черной краской – это будет наш космос. И вы, палочкой процарапывая черный слой, будете рисовать на нем все, что захотите (показываю) на космическую тему.
Например, ЗВЕЗДА. Смотрите, кажется, что она светится на фоне черного неба.
Или, например, пририсуем ей хвост – и это уже комета.
– Что еще можно нарисовать? (Планеты, млечный путь, космический корабль, летающую тарелку…)
– Молодцы!
– Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя. Я вам раздам черновики, и вы на них попробуйте сначала сделать набросок вашей работы. Так же вы можете использовать трафареты, которые лежат у вас на партах. И отобразить сюжет из книг.(На партах лежат энциклопедии и др.книги о космосе).
– Когда вы будете рисовать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.
– Ну что начнем.
(Поставить негромко музыку) Работа на 20 минут.
4. Рефлексия.
– Все закончили? А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Помните, в начале урока я вам сказала, что мы сделаем одну коллективную работу. Давайте соберем все наши работы в одну большую. Несите их сюда. Мы их приклеим на вот этот лист, где в центре у нас на ракете в космос отправляется первый космонавт (Как его зовут? …….), собираем работы на одном листе.
Смотрите, как красиво получилось!
– Давайте подведем итог нашего занятия. У меня есть вот такие блестящие звездочки-наклейки. Сейчас каждый приклеит свою звездочку вот здесь на небо и при этом скажет, что нового он узнал, чему научился, что запомнилось, что было интересно.
Приложение:
Карточка с дополнительным заданием, для тех, кто быстро справится с работой.
Задание: найти слова, спрятанные в буквах.
Ответы: (Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока немецкого языка по теме "День Рождения"
Урок по теме "День Рождения" для учеников 2 класса...
Бинарное занятие экологического кружка по теме "День гор"
Интегрированное бинарное занятие экологического кружка по теме "День гор" с элементами русского языка и литературы....
Конспект проведения внеклассного занятия в 4 классе. Тема: "День матери".
Тема "День Матери"...
Конспект урока немецкого языка по теме: "День Святого Николауса". Технология игровой деятельномти и преодоление языковых барьеров, 2 класс.
Знакомство с традициями праздника Святого Николауса. Презентация по теме....
Конспект занятия по теме "12 апреля - День космонавтики" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления об освоении космического пространства человекомПланируемые результаты:Предметные:Знать про освоение космического пространства человеком;знать об и...
Конспект занятия по теме "12 апреля - День космонавтики" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления об освоении космического пространства человекомПланируемые результаты:Предметные:Знать про освоение космического пространства человеком;знать...
Конспект занятия в ГПД на тему: «День изобретений и науки»,1-2 класс
Беседа в ГПД на тему "День изобретений и науки". Создать условия для воспитания уважения к научному познанию мира и людям науки – ученым....